Здавалка
Главная | Обратная связь

Чего не хватало рубрике?



· Телевизионные передачи рассматриваются вне социально–политической ситуации в стране. Мы отмечаем, что ведущий рубрики крайне редко ведет разговор о причинах, породивших конкретные ТВ–программы.

· Непропорциональное «освещение» выбранных для обозрения медийных продуктов. Случалось, что В.Лавришко подробно рассказывая о наиболее сильной, на его взгляд, передаче, для некоторых других оставлял только несколько строк. Таким образом, полноценные обозрения телепередач встречаются крайне редко.

· Специфика анализа: обозреватель, как видно из контент–анализа рубрики, не стремится вникнуть в подтекст каждого медийного произведения, не старается постичь творческую цель тележурналистов, а рассуждает в основном о том, как показанное на экране действие соотносится с реальностью. На основе данного тезиса В.Лавришко иногда не жалеет нескольких объемных абзацев в ущерб, повторимся, другим передачам.

· Материалы написаны в разных жанрах. Регулярно в выступлениях данного автора присутствуют признаки рецензии, обозрения, иногда В.Лавришко, ведя речь о каком-нибудь телевизионном проекте, на наш взгляд, излишне увлекается воспоминаниями из прошлых лет. Тем самым, мы предполагаем, что из-за длинных рассказов о своем прошлом читатель недополучает информацию об анализируемой передаче, вследствие чего происходит нарушение процесса коммуникации между ведущим рубрики (автором текста) и его аудиторией (конкретным читателем), так как последнего сознательно отвлекают от получения сведений о телепередачах.

Если говорить о типах критики, содержащейся в «Культурной неделе», то, на наш взгляд, в данном случае справедливо говорить главным образом о критике описательной. Телеобозреватель Владимир Лавришко акцентирует внимание читателей на сюжетах передач, на драматургии, режиссерской и операторской работе. Обозреватель в основном оставляет без оценки освещаемые передачи. Необходимо также отметить отсутствие в его выступлениях проблем, связанных с политикой, социально-экономическим аспектом развития нашей страны.

5. Рубрика «Полный абзац!»(газета «Московский комсомолец» в Татарстане»).

«Полный абзац!» является продолжением авторской рубрики Льва Жаржевского (псевдоним «Дикобр Бобровский») под названием «Ехидные заметки» в «Казанском времени» 1995–99 гг. В конце 1990–х годов, в связи с закрытием этого столичного еженедельника и после некоторого перерыва «внимательно читать и смотреть казанские издания и телевидение» стали в «МК» в Татарстане».

Выступления критиков Льва Жаржевского, подписывающегося псевдонимом «Дикобр Бобровский», а также впоследствии Александра Постнова («Пит Э.Кантроп») является необычным жанром для СМИ Татарстана. Каждый материал представляет собой несколько небольших по объему заметок (мини-параграфов), в каждой из которых исследуется конкретная ошибка, допущенная журналистами изданий или телекомпаний. Что значит – исследуется? Обозреватель обращает внимание главным образом на неточности в исторических примерах, присутствующих в текстах, указывает журналистам на их «ляпы». При этом Д.Бобровский с помощью сведений, почерпнутых из энциклопедий и толковых словарей, пытается докопаться до истины и опровергнуть тех. Кто допустил фактическую ошибку.

Определим специфику «Полного абзаца!»:

1. Ирония как средство выразительности. Этот прием виден уже в названии рубрики: автор, на наш взгляд, выражает свое отношение к объекту и предмету своей работы. Дикобр Бобровский обнародует некомпетентность некоторых журналистов, их стилистическую безграмотность, а также нежелание перепроверять полученную информацию, Выражение «Полный абзац!» – заявка на негативную оценку ТАКОГО журналистского творчества.

2. Тема.В предыдущем пункте мы упомянули об объекте и предмете работы Д.Бобровского. Медийный критик имеет дело, так сказать, с «вторичным сырьем» – не рассказывает общественности о новых событиях, произошедших недавно, а показывает, каким образом некоторые из этих событий получили отражение в массмедиа. Объект исследования – конкретные неточности медийных авторов.

3. Анализ практики конкретных персон.В каждой заметке читателю сообщается: кем подготовлен и где был опубликован материал. При этом Д.Бобровский выявляет неточности и ошибки и иронизирует над ними.

4. Предмет разговора – только ошибки журналистов.В своих выступлениях обозреватель иногда указывает на одно из главных правил критики: какова бы ни была личность автора, обсуждению подлежит лишь подготовленный им текст. В «Полном абзаце!», как показывает контент-анализ рубрики, Д.Бобровскому удается мысленно разграничить личность журналиста и его текст.

Однако вместе с тем медийный обозреватель нарушает второе правило: критиковать только под своей фамилией. Нем неизвестно, почему так получилось, ведь настоящее имя критика известно журналистскому сообществу Татарстана.

Такая специфика работы обозревателя вызвала со стороны некоторых подвергшихся критике изданий ответную реакцию суть которой можно свести к одному вопросу: «Ты кто такой, чтобы нас критиковать?»

По нашему мнению, тактической целью данной рубрики является стремление обозревателя убедить аудиторию в том, что далеко не всему, о чем сообщается в СМИ, можно и нужно верить. К данному тезису медийный критик умело подбирает свежие примеры. Таким образом, творчество Дикобра Бобровского можно рассматривать как первую попытку медийного образования читателей «МК» в Татарстане».

Для практики массмедиа РТ данная рубрика является необычной именно по объекту исследования. Насколько нам известно, редакция «МК» в Татарстане» не проводила специальных социологических измерений аудитории «Полного абзаца!», но если обратить внимание на все изученные республиканские издания, то эпизодически там публиковались отклики тех, кому «публично досталось» от Дикобра Бобровского. Для сравнения: на другие рубрики, авторы которых делали обозрения телепередач («Вместе у TV» («АиФ-регион»), «TV ВК» («Вечерняя Казань»), «Вместе у телевизора» («Республика Татарстан»), «Взгляд на ТВ» («Восточный экспресс») и «Культурная неделя» («Звезда Поволжья»)), откликов не выявлено.

Теперь постараемся выяснить, почему «Полный абзац!» вызвала главным образом негативную реакцию журналистского сообщества.

Творчество Д.Бобровского характеризуется как нарушение этических норм. «Не твое это дело», – таков подтекст откликов на обозрения. Данную ситуацию можно объяснить тем, что журналистское сообщество Татарстана пока не готово к публичному обсуждению своих конкретных упущений, не стремится из-за своей несплоченности к конструктивному диалогу с обществом, который, думается, невозможен без признания собственных ошибок и, в связи с этим, дальнейшей корректировки профессиональных проблем.

Кроме того, определенную роль играет личность критика, его авторитет у коллег и опыт работы. Важна также и культура общения, культура восприятия критических замечаний, умение достойно ответить оппоненту. Именно ответить, а не «дать сдачи», как было сделано редакциями «Новой вечерки», «Звезды Поволжья» и «Времени и денег». В приличном обществе считается, что если критика конструктивна, ее надо принять к сведению. Мы считаем, что медийному сообществу РТ необходимо для начала постепенно привыкнуть к критическим замечаниям в свой адрес хотя бы от представителей аудитории. Телезрители, радиослушатели и читатели имеют право на оглашение своих точек зрения на предмет соответствия/несоответствия картины мира, формирующейся при помощи СМИ, действительности и их ожиданиям. В странах с развитым гражданским обществом происходит именно так и когда–нибудь станет нормой и у нас.

Рубрика «Полный абзац!» и те несколько публикаций, авторы которых осуждают Д.Бобровского как критика, заставляют говорить не только о проблеме готовности профессионального сообщества воспринимать критику. Данная рубрика, пожалуй, стала своего рода моделью, где «обкатываются» взаимоотношения конкретных редакций СМИ и представителя аудитории, посмевшего выразить свою отрицательную оценку. На наш взгляд, пока здесь больше вопросов, чем утверждений. В чем неясность? К сожалению, пока нет ответов на следующие вопросы:

· Каковы критерии для оценок медийных произведений?

· Какова цель редакций, публикующих суждения, содержащие оценку функционированию СМИ?

· Как сделать так, чтобы при оценке рассматривать только составные части конкретного творческого продукта, а не недостатки его автора?

· Кто должен следить, чтобы критика всегда была конструктивной? Что будет тем, кто систематически и сознательно отступает от общепринятых при критике норм?

Это – лишь часть проблем, которые должны быть решены, если медийная критика станет массовой как в федеральных, так и в республиканских печатных СМИ.

Подводя итог описанию рубрики «Полный абзац!» скажем, что ее уже нет в современном информационно пространстве Татарстана. Начиная с 2004 года ее сняли с номеров «МК» в Татарстане». Лев Жаржевский пытался возродить рубрику в новых казанских газетах – «Русском курьере» в Татарстане» и «Курьере», но неудачно: было опубликовано всего несколько ее выпусков.

Итак, данную медийную рубрику можно отнести к проблемно–постановочному типу критики, поскольку в текстах присутствует анализ конкретных недостатков, допущенных журналистами в своей работе, например, публикация непроверенных сведений или фактические ошибки в материалах.

7. Рубрика «Сиди и смотри»(газета «Молодежь Татарстана»).

Как показывает контент–анализ данной рубрики, ее спецификой является не исключительное обращение авторов текстов к проблемам телевидения. Изначально в ней рассказывалось о новых кинофильмах: были краткий пересказ, характеристика главных героев, попытки постижения режиссерского замысла, общие впечатления первого ее ведущего – Олега Платонова – от премьеры, – то есть, еженедельно на восьмой полосе газеты публиковалась колонка, представляющая собой небольшую рецензию или мнение о художественном или мультипликационном фильме.

Но уже в октябре 2006 года, через два–три месяца после «оформления» этой рубрики в «Молодежке», впервые разговор зашел о проблеме современного телевидения. Одна из колонок рубрики называлась «Мода вынесла себе приговор» и содержала мнение колумниста о передаче телеканала СТС «Модный приговор». Резеда Даутова устанавливает в тексте, в чем специфика аудитории этой передачи и почему она (передача) имеет, судя по рейтинговым замерам, популярность у женской части зрителей. Оказывается, многочисленные социальные противоречия побуждают женщин смотреть эту и подобные телевизионные проекты. Р.Даутова приходит к выводу, что «Самый любимый сюжет для женщин – превращение Золушки в принцессу… А славу одежде и моде, жизни под гламур поют без устали (и без комплексов!) практически все федеральные телеканалы». Но интересной для обозревателя передача стала потому, что однажды ее героиня оказалась не в восторге от публичного переодевания: ей не понравились наряды, предложенные модельером. Ведущий рубрики, таким образом, через данный, нештатный для такого проекта, пример приходит к выводу, что «иногда эксперименты с переодеванием становятся психологическим и личностным испытанием». Далеко не каждому удается его преодолеть[347].

После этой колонки под рубрикой «Сиди и смотри» стали еще более регулярнее помещаться публикации, в которых анализируются некоторые телепередачи (главным образом рассчитанные на молодежную аудиторию), а также выявляются характерные тенденции современного телевизионного эфира. Стоит отметить, что до сентября 2007 г. рубрику вел О.Платонов, но после его перехода в другую газету «эстафету» от него приняла Р.Даутова.

На что обращают внимание читателей колумнисты? Как видно из представленной структуры рубрики, ее тематическая палитра не столь уж разнообразна: в большинстве публикаций выявляются проблемы, связанные с неоднозначной трактовкой авторами данной рубрики тенденций информационной политики федеральных телекомпаний. Так, критики констатируют проблемы увеличения развлекательных передач[348], постепенного сужения эфирного времени для аналитики[349], этики в реалити–шоу[350], малого количества программ для детей и молодежи[351], желания продюсеров любой ценой (даже вторгаясь в личную жизнь героев) обеспечить высокий рейтинг своим проектам[352], скандалов, связанных с показом матчей футбольной Премьер-лиги[353], экранизации классических литературных произведений[354] и т.д.

Что касается местного телевидения, то его передачи хоть и эпизодически, но также анализируются в данной рубрике. Этот разговор начала Р.Даутова в сентябре 2007 года. Можно вспомнить критику в адрес авторской группы татарской «Фабрики звезд» – первый материал рубрики, в котором речь идет о проекте спутникового канала «Татарстан – Новый век». В данной колонке критик выражает свое неудовлетворение драматургией проекта, который пока не имеет право называться шоу: «К сожалению, телезритель пока не имеет возможности судить ни о характерах «игроков», ни о том, как же они развиваются как актеры. И ожидаемого игрового шоу с характерными для него острыми моментами тоже пока нет. Нам показывают набор репортажных кадров с уроков, на которых девушки и юноши послушно повторяют задания учителей. Задания эти порой непонятны и напоминают марсианские пляски: для чего они и зачем? Словно все телезрители, независимо от возраста и профессии, должны знать, из чего складывается мастерство актера. Объяснить все это, видимо, могла бы ведущая шоу. Но почему–то не объясняет. А ведь даже содержание знаменитой «Галиябану», из которой нередко задаются ситуации для актерских этюдов, известно далеко не всем». По мнению Р.Даутовой, этому проекту не хватает интриги. Но, как видно из заголовка, критик верит в «полуфабрикантов». В заключительном абзаце текста автор задает, на наш взгляд, риторический вопрос – удержат ли такие «пастельные тона «ТНВ» телезрителя?[355]

Однако пока в рубрике «Сиди и смотри» значительно больше внимания уделяется федеральному телевидению. Мы считаем, что причиной тому является значительно более богатая жанрово-тематическая и стилистическая палитры, предоставляемые зрителям «главными» каналами страны: Первым, «Россией», НТВ, СТС, «Культурой». Не надо забывать и о молодежном формате газеты, в связи с чем можно предположить, что основное внимание в изучаемой нами рубрике и в дальнейшем будет уделяться проектам, рассчитанным на молодежную аудиторию. По силам ли местным телекомпаниям соревноваться форматом с федеральными?

Если говорить об особенностях рубрики «Сиди и смотри», то, прежде всего, стоит отметить характерный для большинства ее выпусков о ТВ проблемно-постановочный тип критики. Каждый материал содержит констатацию одной или двух проблем, характерных для практики современного телевидения. Как явствует из контент-анализа текстов, стиль подачи информации О.Платонова отличается от Р.Даутовой. Их объединяют негативная оценка программной политики ТВ, а также субъективный взгляд на объект своего внимания.

Исходя из предварительного сравнительного анализа двух авторов, отметим, что по стилю изложения они отличаются незначительно. Они оба освещают актуальные проблемы современного российского телевидения. Олег Платонов, как мы увидели из его публикаций, более конкретен в оценках, строг к современным проблемам федерального эфира (о телевидении РТ в его колонках речь не идет). Для его взгляда на ТВ характерно регулярное обращение к молодежной теме: что она из себя представляет?

А для стиля Резеды Даутовой характерно, прежде всего, не фиксация эмоций, возникших в результате просмотра телепрограмм, а стремление поделиться с читателем своими размышлениями о том, каким образом каждый «медийный продукт» оказал влияние на внутренний мир критика: заставил еще раз задуматься над чем-то, мысленно еще раз пережить какие-то жизненные ситуации и т.п. На наш взгляд, данный автор верит, что на отечественном телевидении в скором времени произойдут позитивные изменения, касающиеся учета пожеланий зрителей при составлении сетки вещания телепередач.

Увы, в начале мая 2008 года, в связи со сменой руководства в редакции газеты, данная рубрика была закрыта.

8. Рубрика «Смотрим телевизор» (газета «Автоcity», г.Набережные Челны).

Публикуется на протяжении второй половины 2000-х годов в каждом номере газеты. Контент-анализ материалов А.Фокса показал, что по жанру его рубрика сильно напоминает «Ехидные заметки» Д.Бобровского в «Казанском времени» или «МК в Татарстане». В телеэфире каждого дня автор выявляет логические неточности и противоречия как в содержании передач, так и речевые «ляпы» в работе телевизионных ведущих. Простая констатация фактов, более ничего. Нет анализа передач, зато присутствует ирония, отсутствует разбор плюсов и минусов программ, выявление тенденций современного эфира, вместо этого – ерничество и субъективность в оценке, которая, как правило, бывает отрицательной.

Вот две выдержки из рубрики Андрея Фокса: 1. «Случайно «завернул» на ночной чат на канале «Эфир», который сопровождается музыкальными клипами. Некая дама (по всей видимости, ночная дежурная) так ловко «разводила» лопушков-мальчиков на «капусту» (стоимость одного sms-сообщения – 11 рублей без НДС!) Круто…

Интересно, а самой этой девушке что-нибудь перепадает?»[356]

2. «Что помешало челнинке завоевать первое место на республиканском конкурсе «Сударушка МЧС-2009»? По версии «РЕН ТВ», определившими победу качествами стали «Надежный тыл, обаяние и смелость». Живо вырисовывается образ смелого и обаятельного Портоса, над которым Д’Артаньян, помнится, как-то посмеялся – «мол, свой тыл вы не покажете никому»[357].

Как видно из цитат, автор рубрики широко использует просторечия и даже жаргонизмы. Делается это, чтобы быть максимально правильно понятым обычным читателем. По сути, данная рубрика имеет лишь общее отношение к телекритике, так как занимается в основном «работой над ошибками», не предлагая при этом правильных ответов, а лишь намекая, используя средства художественной выразительности. На более высокий уровень – исследование медийных произведений, выявление положительных и отрицательных их сторон, творческого, идейно-духовного, эстетического своеобразия – Андрей Фокс не поднимается. Да и стоит ли? Воспримет ли в таком случае его пассажи читатель бесплатной городской газеты? Цель ведущего рубрики ясна: от имени аудитории в ненавязчивой форме апеллировать к работникам телевидения, на примерах показывая их работу, которую вряд ли можно назвать профессиональной. Судя по тому, что рубрика еженедельно публикуется уже пять лет подряд, телевизионщики не обращают внимание на творчество А.Фокса. Кроме того, есть информация, что он по-прежнему находится в этическом конфликте со многими журналистами Набережных Челнов.

С другой стороны, хорошо, что в прессе Татарстана в конце 2000-х годов осталась хотя бы одна рубрика, в которой под критическим углом зрения оценивается деятельность работников телевидения. До сих пор у нас в республике нет ни одного профессионального и даже опытного телевизионного критика (этой специализации нет пока ни в одном вузе страны).

В результате анализа материалов о телевидении в газетах Республики Татарстан мы пришли к следующим выводам.

То, что за 17 последних лет в русскоязычных изданиях РТ мы выявили несколько сотен аналитических выступлений о ТВ – очень хорошо. Однако общее впечатление от количественно-качественного состояния этого направления в журналистике неудовлетворительное. Медиакритике (точнее, телекритике) в изданиях Татарстана, в отличие от федеральных газет и журналов, не хватает постоянства, системности, четких критериев оценки. Нет и школ, традиций, творческой базы, кадрового резерва, форм, специфики местной телевизионной критики (те эпизодические выступления в специальных рубриках не в счет). В РТ до сих пор не существует учреждений, имеющих право вести профессиональную подготовку критиков хотя бы по одному из ее направлений.

Несмотря на большое количество опубликованных материалов о телевидении, телевизионную критику в газетах РТ 1990-х годов можно охарактеризовать как зарождающуюся. Под влиянием событийных заметок и корреспонденций доля аналитических телевизионных обзоров и мини-рецензий крайне мала.

За хронологический период нашего исследования в газетах появилось несколько авторов, которые бы профессионально делали обозрения телевизионных передач. Ведущие медийных рубрик И.Ниоткуда, В.Лавришко и А.Фокс работали не в формате художественно-эстетического осмысления телевизионного «репертуара», а в основном занимались пересказом содержания передач, время от времени разбавляя его собственными короткими ремарками об отношении обозревателя к конкретному освещаемому телевизионному продукту. А вот Р.Даутова, которая в 2006-2008 гг. вела еженедельную рубрику «Сиди и смотри» в «Молодежи Татарстана», в каждой своей рецензии старалась посмотреть на телевизионную передачу (сериал или художественный фильм) и определить их соответствие тенденциям современности, понять смысл произведения.

Медийная критика в газетах РТ в некоторой степени повторяет развитие данного журналистского направления в федеральных изданиях. Идентичность проявляется по нескольким показателям. Так, в РТ за десятилетие преобладают материалы без оценки (нейтральные работы), вследствие значительного количества анонсов основным является анонсирующий тип критики, все материалы являются полифункциональными.

Жанровое разнообразие материалов, по сравнению с публикациями на телевизионную тему в федеральных изданиях, небогато. Представлено заметкой, заметкой с комментарием, реже интервью, репликой, микрорецензией, информационной корреспонденцией, обозрением и крайне эпизодически творческим портретом.

Выделим общие черты, характерные для журналистских выступлений о телевидении.

1. Несмотря на большое количество выявленных материалов, темой которых стало телевидение, около 95% данных работ опубликовано вне медийных аналитических рубрик, а крайне эпизодически и нерегулярно.

2. Специальные аналитические рубрики выявлены нами лишь в таких изданиях, как: «Аргументы и факты – регион», «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс», «Звезда Поволжья», «Молодежь Татарстана» и «Республика Татарстан».

3. Журналистика о ТВ в газетах Республики Татарстан имеет информационный характер и нередко избегает аналитики.

4. Журналисты не ограничиваются рассказом только про телекомпании Казани или Татарстана, но и периодически освещают деятельность общероссийских телекомпаний – «Останкино» (позднее ОРТ), РТР и НТВ.

5. Анонсовые материалы опубликованы в специальных анонсирующих рубриках, количество которых на протяжении исследованного периода увеличивается.

6. Крайне небольшой авторский состав. Как правило, это не профессиональные критики, а журналисты или представители других профессий.

7. В значительном количестве материалов речь идет главным образом о деятельности федеральных телекомпаний и лишь иногда – о республиканских и местных.

8. Во второй половине 1990-х годов выявлено увеличение численности публикаций о ТВ, перепечатанных из федеральных СМИ. Такие работы в настоящей статье мы не анализировали.

9. Субъективные взгляды авторов материалов на проблемы телевидения. Он проявляется уже в выборе объекта анализа. Как правило, журналисты разбирали те передачи, которые видели сами (судя по материалам, в сводной сетке вещания таковых насчитывалось не более 5-6). Проводя анализ телепрограмм, авторы материалов, в основном, руководствовались принципом «нравится / не нравится передача».

10. Аналитические материалы на интересующую нас тему выполнены преимущественно в жанре мини-обозрения. Объектами исследования авторы выбирали, как правило, несколько телепередач, вышедших в эфир на прошлой неделе. Кроме их разбора, журналисты старались выявить взаимные связи между телеканалами в отражении тех или иных событий, временами стараясь сопоставить их точки зрения и установить позиции по конкретным вопросам (чаще политическим и культурным).

11. Оценочность. Рассказывая о тех или иных телевизионных передачах, журналисты печатных СМИ предпочитали давать им собственные оценки. Кроме того, мы отмечаем частое применение в данных материалах таких средств художественной выразительности как эпитет (например, «блистательный журналист»[358] и другие), сравнение («Репортаж – лживая инсценировка»[359] и т.д.). Журналисты не судили о передачах с точки зрения работников телевидения, а смотрели на них «глазами простого телезрителя, который ничего не смыслит в ракурсах, планах, но с любопытством следит за развитием событий в очередной серии «мыльной оперы».

Наряду с информационно-коммуникативной функцией, на наш взгляд, каждое журналистское выступление о телевидении можно рассматривать с точки зрения рекреативной (развлекательной) функции. Отметим признаки рекреативной функции журналистских выступлений в печати о телевидении:

А). Телевизионная тема среди других направлений каждого из изученных автором газет и журналов является эпизодической. Она не столь важна для аудитории как, скажем, политика, экономика, социальные проблемы.

Б). Работы в печати на соответствующие темы, продолжая данное направление, основаны, в основном, на сообщениях об интересных (на взгляд редакции или конкретного журналиста) телепередачах.

В). Характер зарождающейся на страницах русскоязычной республиканской печати телевизионной критики, подготовленной в жанре мини-обозрений, позволяет, на взгляд автора данной работы, говорить также о подобных материалах, как о приближенных к стилю «желтой прессы», где на первом плане – сенсация, скандалы.Во второй половине 1990-х гг. на страницах «Вечерней Казани» и «Республики Татарстан» увеличилось количество материалов о телевидении, перепечатанных из федеральных газет.

По сравнению с минувшим десятилетием, в русскоязычной прессе республики стало больше специальных рубрик, в которых речь идет о масс-медиа и главным образом о телевидении. Таковы рубрики «Взгляд на ТВ» в «Восточном экспрессе», «Полный абзац!» в «МК» в Татарстане», «Культурная неделя» в «Звезде Поволжья» и «Сиди и смотри» в «Молодежи Татарстана», «Смотрим телевизор» в Набережночелнинской газете «Автоcity». Однако их количество пока очень незначительно по сравнению с рубриками, в которых речь идет о социальных проблемах общества. Ведущие телевизионных рубрик – не профессиональные критики.

В медийных рубриках постепенно расширяется предмет исследования. Если в 1990-х годах в них рассказывалось только о телевизионных передачах, то теперь иногда анализируются и некоторые газетные публикации федеральных изданий, таких как «Труд» и «Комсомольская правда». Таковы выступления Л.Закирова в «Звезде Поволжья» (2000-2005 гг.).

Телевизионная критика в газетах РТ в некоторой степени повторяет развитие данного журналистского направления в федеральных изданиях. Идентичность проявляется по нескольким показателям. Так, в РТ за десятилетие преобладают материалы без оценки (нейтральные работы), вследствие значительного количества анонсов основным является анонсирующий тип критики, все материалы являются полифункциональными. Но есть и отличия: так, в федеральных изданиях телекритика представляет собой более широкое освещаемое проблемно-тематическое информационное поле, выраженное в проанализированных нами отдельных тематических направлениях.

На информационном рынке Татарстана медийная критика впервые становится способом заработка. Мы имеем в виду еженедельные выступления в «МК» в Татарстане» обозревателей Л.Жаржевского, публиковавшегося под творческими псевдонимами «Д.Бобровский» и «Проспект Ибрагимов», и А.Постнова («Пит Э.Кантроп»). «Ехидные заметки» этих людей и подмеченные ими «ляпы», опубликованные или выданные в эфир в других печатных или электронных казанских СМИ, вызвали ответную реакцию со стороны критикуемых в рубрике редакций. В данном учебном пособии мы рассмотрим конфликты Д.Бобровского и Р.Мухамметдинова, публиковавшегося в «Звезде Поволжья», а также серию «информационного противостояния» Д.Бобровского и главного редактора казанской «Новой вечерки» И.Дурманова (сейчас данная газета не издается, так как в 2005 году была преобразована в «Честное слово»). В основном суть указанных конфликтов заключалась в этической стороне критики: журналисты не могли понять, что побудило Д.Бобровского «наехать» на редакцию, и объясняли это либо заказом со стороны конкурирующих СМИ, либо желанием «МК» в Татарстане» «издеваться над редакциями». Упреки в адрес Д.Бобровского следуют регулярно. Заметим, что ни разу в «Полном абзаце!» нами не обнаружено заметок, в которых бы критиковалась работа некоторых сотрудников «МК» в Татарстане».

Журналистское сообщество, как Казани, так и Республики Татарстан в целом пока, к сожалению, не готово в большинстве своем даже к конструктивной критике в свой адрес. Критику (не только начинающему) на свои публичные размышления вполне реально получить замечания или гневную отповедь коллег типа «А ты сам-то кто?», «Что ты сделал для телевидения?».

Кроме того, на страницах изученных газет практически не идет разговор о месте и возможностях телевизионной критики в системе современной журналистики России, крайне эпизодически ставятся вопросы этики. Вместо этого в медийных рубриках наблюдается снижение уровня анализа до поверхностного.

Чтобы этого избежать, можно, например, начать с обоснования перед журналистским сообществом республики, а также перед читателями термин «медийная критика», разъяснить ее цель и задачи. Возможно, необходимо регулярнее публиковать зрительские письма, приходящие в редакцию, содержащие отзывы о медиапроектах.

Перспективы исследования темы. На наш взгляд, это, прежде всего, изучение аудитории телевизионных критиков и восстребованности этого направления в прессе Республики Татарстан. Необходимо выяснить, какое место телекритика занимает среди предпочтений читателей республиканских газет, нужна ли аудитории эта особая область журналистики? С помощью социологического опроса представляется возможным определить, помогает ли современная телевизионная критика ориентироваться в огромном потоке ТВ-информации, какой портрет телевидения она создает, формирует ли общественное мнение?

К сожалению, сейчас в Татарстане пока нет центра по изучению влияния масс-медиа на аудиторию, а также медийному образованию населения (как это сделано, например, в Томске, Иркутске и ряде других городов страны), несмотря на то, что республика входит в тройку самых информационно насыщенных российских регионов.

Далее неоднократно мы предпринимали попытку выяснить: проводятся ли здесь регулярные социологические исследования с целью выяснений не только медийных предпочтений аудитории, но и процентного соотношения постоянных читателей газет и журналов, радиослушателей, телезрителей, Интернет-пользователей. Каков процент аудитории печати, радио, телевидения, Интернета в Казани, а также в других уголках республики? К сожалению, таких данных нет. Исследовательская группа «TNS Gallup Media» по заказу федеральных теле- и радиокомпаний еженедельно проводит измерение телевизионной аудитории в России, в том числе в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах, но не выделяют отдельно аудиторную группу Татарстана, ограничиваясь лишь соотношением «Москва – регионы России». Что касается печатной продукции, то здесь также исследования проводятся только по заказу редакций главным образом казанских изданий: «Вечерней Казани», «Комсомольской правды в Татарстане», «Ва-Банкъ» и некоторых других. Данные публикуются на официальном сайте исследовательской группы www.tnsglobal.ru только за полугодие. Что касается результатов медиаизмерений республиканского Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), то они, как правило, не публикуются, являясь собственностью редакции-заказчика.

Получается, что в нашей республике очень сложно найти хотя бы вторичные статистические сведения, отражающие информационные предпочтения жителей региона. Мы уверены: можно сколько угодно рассуждать о необходимости постоянного медиапросвещения граждан, говорить о медийной критике, которая бы определяла «вектор лжи» современных СМК, без конца подбирать высокие слова о нравственности и моральном долге журналиста перед целевой аудиторией и обществом, но без данных о том, как относятся люди к работе журналиста, какие издания регулярно читают (и читают ли?), что любят смотреть по телевизору все это так и останется не более чем пафосом. Например, проведенное в Татарстане исследование показывает, что численность публикаций, в которых с разной долей качества обсуждаются некоторые телепередачи федерального ТВ в последние годы пусть немного, но увеличивается. Происходит это благодаря газете «Звезда Поволжья». Но есть ли аудитория у такого рода материалов? Может, реплики и не нужны, достаточно анонсов? Кстати, сколько процентов населения республики читает телегиды? Думается, что необходима конкретная программа действий по организации повышения медийной грамотности населения в первую очередь со стороны ученых, но базироваться она должна на основе постоянных репрезентативных социологических исследований.

По нашему мнению, начать работу уместнее с Казани, так как в столице Татарстана проживает около трети населения республики и здесь сосредоточены редакции многих средств массовой коммуникации. В ближайшее время совместно с кафедрой социологии КГУ есть идея разработать анкету и провести опрос студентов Казанского университета, а дальнейшем и других вузов города на предмет их отношения к деятельности СМИ, а также обучения граждан принципам функционирования медийных организаций. Думается, что в данном вопросе мнения разделятся, поэтому имеет смысл провести исследования, например, в аудиторных группах преподавателей вузов, школьных учителей, а также представителей иных профессий. Не зная мнения народа по данной проблеме, все дальнейшие попытки организации медийного просвещения аудитории вряд ли будут эффективными.

Думается, что начать медиаобразование жителей Татарстана можно с выяснения их предпочтений в тематических рубриках, приоритетов и обоснований при выборе СМИ, коэффициенте доверия различным изданиям. Пока нет данных о том, какое количество населения стабильно читает и выписывает (или вообще не читает и не выписывает) газеты и журналы, получает информацию только из телевидения, радио, регулярно или систематически (то есть, хотя бы раз в десять дней) пользуется Интернетом. Мы плохо знаем и об информационном поведении аудиторных возрастных групп. Неплохо бы провести исследования не только в городах, но и в поселках и селах.

Таким образом, к настоящему времени нет полных данных, характеризующих социокультурное состояние нашей республики. А ведь владея такими цифрами, можно не только получить целостную картину информационного поведения жителей Татарстана, но и выстроить тактическую модель их медийного просвещения.

При этом особенно важно проводить постоянные комплексные исследования, позволяющие видеть и анализировать смену медиапредпочтений, происходящих в аудиторных группах. Кроме того, надо постараться вести систематический мониторинг контента СМИ, сравнивать «повестку дня», представленную различными редакциями, с реальной действительностью. Результаты текущих исследований должны публиковаться оперативно.

Еще одним вектором разработки данной проблемы является разъяснение перед общественностью терминов «медийное образование», «медийная грамотность» и «медийная критика», а также определение их ключевых функций. Здесь акцент может быть сделан на развитии навыков критического восприятия повседневной деятельности массмедиа, предупреждении аудитории о постоянном манипулировании общественным мнением со стороны СМИ. Главное, надо стремиться к тому, чтобы каждый из тех, кто постоянно получает сведения посредством медиа, постепенно задумался, что он – мишень для вброса информации. Человек должен уметь выделять главное для себя в бесконечном потоке сообщений, ему необходимо научиться и привыкнуть осознавать себя объектом манипулятивного воздействия со стороны СМИ. А если это так, то должна быть выстроена грамотная система защиты от «мусора», индивидуальная для каждого из нас. По нашему мнению, в решении данной проблемы необходимо использовать опыт других российских регионов, где работают центры медиаобразования аудитории, а также практику зарубежных медиапедагогов.

Итак, кроме необходимости проведения социологических опросов, в заключении определим другие необходимые шаги по организации медийного образования жителей Казани и Татарстана. Штрихи к первоначальной модели развития данного научного направления в нашем регионе:

– определить актуальность, стратегическую и тактическую цель, а также первоочередные задачи данного научного направления в Республике Татарстан;

– выявить информационные предпочтения жителей нашего и других городов республики как по местным, так и по федеральным СМК, а также по проникновению Интернета в аудиторные группы.

– на основе полученных данных проводить постоянное исследование публикаций как в печатной, так и в электронной прессе, в которых идет речь о современных проблемах медиа, а также говорится о принципах их функционирования. Изучать выявленные публикации необходимо с точки зрения авторского подхода к проблеме, уровня постановки проблем, степени решения поставленных социальных вопросов.

– обобщать полученные в ходе исследований медиа сведения, с которыми необходимо знакомить как общественность (в виде отдельных публикаций), так и редакции СМК в виде научных отчетов, а также экспертных заключений и рекомендаций по преодолению сложившихся спорных ситуаций. Мы уверены: добиться уважительного отношения со стороны многих медийных организаций к такого рода исследованиям будет непросто, но возможно только при условии постоянного соблюдения их объективности, а также четкими рекомендациями. Главное – убедить редакции, что данные исследования направлены только на дальнейшее повышение уровня доверия населения к журналистам.

– выявить основную целевую группу, на которую, прежде всего, должен быть направлен процесс обучения пониманию функционирования современных массмедиа. На наш взгляд, этой группой является учащаяся молодежь (школьники и студенты), а также молодые специалисты, большинство из которых социально активны, стремятся к саморазвитию и постоянному самообразованию, скептически относясь к непроверенной информации.

– при проведении комплексных исследований должна быть задействована группа ученых разных научных направлений: филологов, журналистов, социологов, политологов, психологов.

Мы убеждены, что, только выполнив каждый из указанных здесь шагов можно думать о дальнейшем выполнении исследований в данной области знаний. Необходимо изучать и перенимать некоторый опыт зарубежных стран, в частности, Германии, где несколько лет успешно работают несколько центров по мониторингу медиа, и издаются журналы по медиакритике; рассмотреть можно и практику омбудсменов (читательских редакторов), работающих в общенациональных изданиях Великобритании, Ирландии, США, Швеции и других двух десятках стран мира. Россия – одна из самых медийно насыщенных в мире стран, где постоянно происходят крупные события в разных сферах общественных отношений. Мы считаем, что каждому человеку важно знать: самая главная ценность для любой медийной организации – это доверие аудитории. И работать над повышением градуса доверия необходимо совместно с журналистами и учеными.

Также видится необходимой работа по дальнейшей систематизации материалов о телевидении. Усовершенствованию исследования может помочь электронная база данных, в которой будут содержаться все выявленные публикации как изданий РТ, так и РФ. Кроме того, это облегчит труд в классификации работ по многим составляющим.

М.В.Симкачева

Корпоративная пресса Татарстана:

типология, специфика, содержание

 

Корпоративная пресса является одним из устойчивых сегментов современного медиарынка. Зародившись в эпоху ведомственных многотиражек, сейчас этот вид изданий называется корпоративной прессой и включает в себя целый арсенал всевозможных видов СМИ, появившихся в век глобализации и всеобщей информатизации: от печатных газет и журналов до развитой системы конвергентной журналистики в Интернете.

Специфичная структура, содержание и утилитарность корпоративной прессы существенно отличает ее от массовой. К тому же и журналисты-корпоративщики выполняют несколько необычные функции, не свойственные журналистике общественной.

Как и раньше, специфику этой прессы определяют, прежде всего, характер деятельности компании, четкая тематическая направленность на целевую аудиторию.В 50 – 70-ее годы ХХ века многотиражные газеты в большинстве своем имели единый стиль, отличающий этот тип изданий: черно-белые полосы с заголовками-лозунгами, бесконечные колонки текста, мелкий шрифт, строго заданная идеологическая линия.

Сейчас внешний вид «обновившихся» многотиражек – корпоративных изданий говорит о статусе предприятия, демонстрирует современные тенденции дизайна и графики, желание отличиться, стать узнаваемыми. Зачастую современная корпоративная пресса выполняет исключительно имиджевую и рекламную функции, что определяет жанровую палитру, темы, контент материалов и дизайн издания. Обложки корпоративных газет так же подтверждают имидж предприятия: каково издание, таково и предприятие. В этом есть некий элемент соревновательности. Тому подтверждение – ежегодное проведение различных конкурсов корпоративных СМИ (Национальный конкурс корпоративных медийных ресурсов «Серебряные нити», Межрегиональный фестиваль корпоративных медиа «Волжский Венец», Ежегодный Всероссийский конкурс «Лучшее корпоративное медиа, Всероссийский форум корпоративной прессы, «Пресс-служба года» и множество других), в которых с каждым годом принимают участие все больше и больше компаний, что свидетельствует о расширении корпоративного медиарынка.

Аналогичная тенденция наблюдается и в Республике Татарстан, где корпоративные медиа активно развиваются и приумножаются с каждым годом, несмотря ни на какие общественно-экономические неурядицы. Крупные компании и предприятия стремятся к созданию благоприятных внутрикорпоративных отношений – высокой корпоративной культуры. Одним из эффективных инструментов создания и поддержания единого корпоративного духа является собственное корпоративное СМИ, которое эффективно не только как средство коммуникации и формирования корпоративной культуры, но и как эффективный PR-метод и способ создания позитивного имиджа. Однако, по версии агентства Татмедиа, «среди огромного количества заводских "многотиражек" в Татарстане лишь немногие соответствуют определению "корпоративная пресса"»[360].

По определению, данным словарем по экономике и финансам. Глоссарий.ру, корпоративное издание – корпоративная газета или журнал, позволяющие доносить до широкой общественности без искажений позиции и мнения компании и сообщать общественности о своих достижениях и планах[361].

Традиционные корпоративные издания – это газеты, журналы, буклеты и книги. Периодические издания (газеты и журналы) используются в основном для сообщения новостей и освещения важных событий. Корпоративные буклеты довольно кратко освещают деятельность компании и часто выполняют функцию рекламного продукта[362].

Типологические особенности и общие закономерности, определяющие содержание и форму данных изданий в Татарстане, выявлены автором в процессе исследования корпоративных СМИ ведущих организаций республики. Был проведен анализ 30 печатных корпоративных изданий (преимущественно газеты, журналы, информационные бюллетени, специальные выпуски), издававшиеся в период с 2005 по 2010 гг.

Машиностроение, энергетика, образование, связь, нефть, полиграфия, медицина, банковское дело, торговля, правопорядок, издания высокодоходных компаний и небольших предприятий, министерств и ведомств – таков разброс направлений корпоративных СМИ, отобранные для анализа. Любое из изданий – это лицо компании. Такие разные и непохожие газеты, но каждая из них – единственная на своем предприятии, которую знают, любят, читают. И «рассказывает» она о компании и ее работниках так, как не расскажет о них никакая другая газета. В этом уникальность корпоративных медиа.

Несмотря на их неповторимость и индивидуальную уникальность, они образуют четкую типологическую структуру. Учитываются такие признаки деления по типам, как характер деятельности компании (отраслевые, ведомственные, издания градообразующих предприятий); состав аудитории (издания, рассчитанные на персонал и топ-менеджмент компании – внутрикорпоративные; клиентские – для клиентов и партнеров компании и смешанные – для сотрудников и для распространения издания за пределами компании); тираж (совокупность тиража и его распространение); отрасль (промышленность, сфера услуг, товары); издатель и учредитель (компания, заинтересованные лица).

 

Типология корпоративной прессы

 

1. Издания крупных промышленных компаний («Нефть и жизнь», «Нефтяные вести» (ранее «Нефтяник Татарстана»), «Хазина» (на татарском языке, в переводе с татарского «Клад»), «Вести Северо-Западных»).

2. Издания смешанного типа (для разных целевых групп).

а). Издания градообразующих предприятий («КAMAZ», Вести КАМАЗа).

б). Региональные отраслевые издания («Связист», «ВолгаТелеком», «Наша энергия», «Коммунальный вестник», «Алга, строители!»).

в). Ведомственные – издания министерств и ведомств («Милиция. Законность. Правопорядок», «Сельский мир», «Другая сторона»).

3. Вузовские издания («Технологический университет», «Казанский университет», «Бауманец»).

4. Клиентские (рекламные) издания («DOMOфон»).

5. Рекламные издания («Бэхетле», «Эльдорадо»).

 

Охарактеризуем каждый из этих типов изданий.

Издания крупных промышленных компаний – корпоративные еженедельные газеты информационного содержания и имиджевые журналы, широко освещающие вопросы деятельности компании. Данный тип изданий отличает, прежде всего, высокое типографское качество: мелованная бумага, цвет, профессиональный дизайн, качественные фотографии, инфографика.

Контент и тематика материалов в подобных изданиях отличаются разнообразием, четкой структурой рубрикации и тематических полос. Надо отметить достаточно высокий уровень журналистских текстов – интересное, доступное, популярное изложение информации.

Жанровая палитра представлена обзорами событий в отрасли, мнениями экспертов, специалистов.

Умеренная, ненавязчивая, неброская реклама – причем реклама собственных новаторских предложений, разработок – своеобразный обмен опытом.

В целом пресса такого уровня – это визитная карточка, в которой всецело представлена компания как изнутри, так и на фоне отрасли, демонстрируя положительный опыт и достижения. Это достигается за счет выраженных имиджевых материалов, освещения положительного опыта работы компании, продуманной рекламы, интервью с лидерами, ведущими специалистами. Компания позиционируется как крупная, емкая, стабильная, эффективно развивающаяся в своей отрасли. Главная цель прессы крупных финансово независимых компаний – это формировать и поддерживать высокий имидж, статус, стабильное положение на отраслевом рынке, все то, что привлекает партнеров и крупных инвесторов к сотрудничеству.

Ведущая промышленная компания в Татарстане ОАО «Татнефть» представлена рядом изданий: (журнал «Нефть и жизнь», газета «Нефтяные вести» (ОАО «Татнефть»), информационный вестник «Вести Северо-Западных» (ОАО Северо-Западные магистральные нефтепроводы) и другие газеты, выпускающиеся на отраслевых предприятиях.

Отдел технико-экономической информации и распространения передового опыта татарстанской нефтяной компании координирует работу девяти многотиражных газет, издающихся на предприятиях компании. В совокупности общий тираж этих изданий превышает 40 тысяч экземпляров[363]. Эти издания распространяются как в корпоративном сообществе «Татнефть», так и за его пределами по подписке через «Татарстан почтасы».

 

Издания смешанного типа – это издания, рассчитанные на разные аудитории. Газеты или журналы, способствующие решению не только корпоративных задач, но и выполняющие функции массового периодического издания – это СМИ градообразующих предприятий.

Корпоративные СМИ, представляющие компанию, как отдельную отрасль экономики рассчитаны как на сотрудников отраслевого предприятия, а так же вызывают интерес у представителей власти, государственных организаций и могут быть полезны всем, кто интересуется положением дел в отрасли: инвесторы, спонсоры, учредители, клиенты и т.д. Это региональные отраслевые издания.

И еще один вид изданий – это издания министерств и ведомств, направленность которых учитывает интересы внутренней и внешней аудитории.

Издания градообразующих предприятий – еженедельные газеты производственного предприятия, на котором работает значительная часть работающих граждан города. Это определяет специфику содержания данного типа изданий – широта охвата тем, социальные проблемы и актуальность вопросов определяется масштабом всего города.

Главная функция изданий градообразующих предприятий – информационная. Издание ориентировано, прежде всего, на работников предприятия, таким образом одновременно информируя большую часть населения целого города.

Для привлечения внимания партнеров, инвесторов, градообразующие предприятия выпускают сопутствующие издания представительскую полиграфическую продукцию – корпоративные журналы, тематика которых выходит за рамки корпоративной аудитории.

Еженедельная газета «Вести КАМАЗа» и журнал «КAMAZ» – корпоративные СМИ известного градообразующего предприятия в республике ОАО «КАМАЗ».

Региональные отраслевые издания. Д.А.Мурзин охарактеризовал «отраслевые» издания, как издания, ориентированные чаще всего на представителей исполнительной и законодательной власти, ответственных работников отрасли (включая руководящий состав компаний-конкурентов) и на традиционную прессу[364]. Такие издания охватывают тематику и спектр вопросов отрасли в масштабе всей страны.

Отнесенные нами издания к этой группе, представляют ведущие отрасли Татарстана: электроэнергетику, коммунальную энергетику связь, строительство и т.д. и представляют интерес в рамках республики. Поэтому мы их охарактеризовали как региональные отраслевые издания. Они имеют расширенную целевую аудиторию – все сотрудники подведомственных предприятий отрасли, люди, которые пользуются услугами этих предприятий, чиновники, поле профессиональных интересов которых связано с деятельностью предприятий отрасли.

К региональным отраслевым изданиям, на наш взгляд, можно отнести такие издания как «Связист» – ежемесячная газета связистов Татарстана, «ВолгаТелеком» – газета ОАО «Волгателеком», «Наша энергия» – газета энергетиков Татарстана, «Коммунальный вестник» – корпоративное издание ОАО «Татсельжилкомхоз», «Алга, строители!» – журнал об алмазной индустрии и другие.

Ведомственные издания – издания министерств и ведомств. Ряды корпоративной прессы активно пополняет газетно-журнальная периодика государственных учреждений. Пресс-службы разных министерств, департаментов и ведомств стали активно освещать деятельность учреждения в своих собственных изданиях. Одним из таких примеров является еженедельная газета Министерства внутренних дел Республики Татарстан «Милиция. Законность. Правопорядок» – наиболее информированное издание в сфере правоохранительных отношений, полно и всесторонне освещающее деятельность органов внутренних дел.

Среди ведомственных корпоративных СМИ есть внутренние издания для сотрудников и специфической целевой аудитории. Представителем такого вида корпоративной прессы в республике является газета «Другая сторона» – двухуровневое издание Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан. Издание ориентировано на две диаметрально противоположные аудитории, но отражает общую специфику ведомства, выходит в двух частях, отличаются содержанием и цветовым решением но под единым названием – газета для сотрудников УИС и для заключенных, отбывающих срок в местах лишения свободы. Тематическое содержание и форма подачи материалов отражает специфику аудитории. Подтверждением этому и одновременно грамотным шагом редакционного коллектива являются соответствующим образом расставленные акценты на интересах и той, и другой аудитории. Продуманная концепция газеты «Другая сторона» продуктивно работает на решение корпоративных задач.

 

Вузовские издания. Этот вид изданий прессы явно выбивается из рядов корпоративной прессы. В силу своих специфических особенностей, независимо от организации – учебного заведения, все без исключения вузовские издания нацелены на единую четко очерченную аудиторию – это профессорско-преподавательский состав и студенты вузов. Такие издания, как правило, объединяют единая тематика, стиль, структура, но, несмотря на единство тем, различаются в содержательном наполнении.

 

Клиентские (рекламные) издания – издания стиля потребления. Как правило, такое корпоративное средство информации ориентирует потребителей той или иной продукции в мире товаров и услуг, помогает определиться в выборе. Использует рекламные средства, приемы скрытой рекламы – косвенное упоминание, мнения, указывая на преимущества продвигаемой продукции («DOMOфон»).

 

Рекламные издания. Это, как правило, издания крупных торговых сетей, выпускающих газеты, листовки, буклеты, каталоги большим тиражом. Такие издания бесплатно распространяются в широкой аудитории, они известны и их названия созвучны с названием торговой сети («Бехетле», «Эльдорадо»).

 

Эта типологическая структура отражает общие тенденции развития корпоративной прессы. Причем, корпоративные издания в чистом виде можно встретить не всегда. Это подтверждают и исследователи татарстанской корпоративной прессы: «Сегодня сложно корпоративные издания отнести к тому или иному виду, потому что нет четкого определения функций и специфики каждого вида СМИ, в результате чего все издания можно отнести к смешанному виду корпоративных СМИ»[365]. Чаще всего они сочетают в себе элементы разных типов, это выражается и в содержании, и в дизайнерском решении, и в постановке корпоративных задач. Здесь целесообразнее говорить о таких обобщенных видах корпоративных изданий:

· b2b (business-to-business) – издания для партнеров;

· b2c (business-to-client) – издания для потребителей;

· b2p (business-to-personnel) – издания для сотрудников.

Первые два вида b2b и b2c – это издания для внешней, широкой аудитории. Третий вид b2p – это внутрикорпоративные издания для сотрудников компании. На рынке корпоративных медиа Татарстана встречаются все три вида изданий.

Специфика региональной корпоративной прессы

 

Специфика региональной корпоративной прессы определена с точки зрения содержания, дизайна и решения корпоративных задач. В ходе изучения рассмотрен проблемно-тематический профиль публикаций корпоративных изданий, рубрики, типология и жанровые особенности текстов, стиль печатных материалов, дизайнерские решения, постановка корпоративных задач.

 

Содержание. Контент материалов корпоративных изданий определяется спецификой деятельности компании. В зависимости от типа корпоративного СМИ и его аудитории различается и масштаб охвата дел в отрасли и качество содержания текстов. Выигрывают в этом плане печатные издания крупных промышленных компаний. Ряд изданий ОАО «Татнефть» отличается продуманной концепцией, качеством содержания, тематической структурой, широкими обзорами событий в отрасли в целом, авторитетными мнениями, популярностью изложения подчас сложной для восприятия информации. Например, в журнале «Нефть и жизнь» из номера в номер просматривается определенная тематическая структура. Это актуальные вопросы нефтяной отрасли, передовой опыт, перспективы, рассказ об опыте предприятий – подразделений ОАО «Татнефть», новые проекты, разработки, новаторские предложения, их описание – одновременно реклама и представление передового опыта. Кроме этого, журнал представляет много дополнительной полезной и интересной информации для самой широкой аудитории: отрасль и образование (о сотрудничестве с вузами), экскурс в историю (например, о духовном наследии, исторических местах, памятниках архитектуры), а также юбилейные даты и праздники. Надо отметить, что много материалов о людях – работниках, ветеранах, семейных династиях.

Таким образом, журнал, рассчитанный в первую очередь на топ-менеджеров отрасли, может быть интересен для самой широкой аудитории. И это все, благодаря высокому уровню журналистских текстов, популярно отражающих положение дел в компании, в отрасли. Журналистские тексты легче воспринимаются за счет разбивки больших текстов на подзаголовки, последовательно отражающих содержание. Отсутствует трудно воспринимаемая специализированная лексика, не надоедает умеренная реклама. В глянцевом издании применяются новые современные направления – присутствуют элементы инфографики, дополняющие мнения экспертов, специалистов – все, что делает журнал представительным, а ОАО «Татнефть» на его страницах позиционируется как крупная, емкая, стабильная, эффективно развивающаяся отрасль.

Другой корпоративный журнал «КAMAZ» (ОАО «КАМАЗ») так же является представительской печатной продукцией и служит, прежде всего, для привлечения внимания спонсоров, совладельцев. В журнале проходит четкая тематическая линия, акцентируется внимание на производстве, технологиях, технических характеристиках, достижениях. Журнал, не будет востребован широкой аудиторией. Эту цель преследует еженедельная газета этого градообразующего предприятия – «Вести КАМАЗа», которая успешно решает корпоративные задачи и выполняет функции традиционного СМИ для населения города Набережные Челны. Газета представляет собой формат и тип массового издания, выполняет, преимущественно, информационную функцию: сообщает новости предприятия, информирует об отношениях с партнерами, инвесторами. В содержании основной акцент – на предприятии: его развитии, экономическом положении, опыте, сотрудничестве, культуре производства, стратегии успеха и, конечно же, на корпоративном отдыхе и праздниках.

Некоторые корпоративные газеты сохранили традиции и стиль многотиражных заводских газет советской эпохи. Характерный примерь – газета «Вертолетостроитель» (ОАО «Казанский вертолетный завод»), «Синтез» (ОАО «Органический Синтез»). Во-первых, налицо характерная верстка – мелкий шрифт, объемные материалы: подробные отчеты с совещаний, конференций, сопровождающиеся заголовками-лозунгами типа «Качество: комплексный подход»[366] или «Уверенное «завтра» создается сегодня» – полные тексты выступлений генерального директора и председателя профкома.

Много справочной, официальной информации типа справок к годовому отчету в цифрах (сообщения о количестве несчастных случаев, количестве потерянных рабочих дней, общие затраты на охрану труда, выполнение директивных документов, коэффициенты частоты, тяжести (понятные только специалистам).

Подобные отчеты разбавляют материалы о людях, ветеранах предприятия. Это рассказы от первых лиц – материалы с добрыми названиями «Если человек любит людей – значит, живет долго…», изобилующие подробностями: «Попал я в 39-ю армию, 5-й гвардейский корпус, 19-ю Роднинскую краснознаменную стрелковую дивизию, ордена Суворова 54-й гвардейский стрелковый полк»[367].

Газета продолжает работать с письмами читателей, о чем свидетельствует рубрика «В редакцию пришло письмо», публикует театральные афиши с анонсом спектаклей.

Подобные издания выделяются на фоне других корпоративных медиа, уступая им в содержании, оформлении, стиле.

Утилитарный, прикладной характер корпоративных медиа накладывает на них свой отпечаток. Так, например, газета «Нефтяные вести» (ОАО «Татнефть») – издание для сотрудников изобилует мнениями специалистов, экспертов. Материалы, подготовленные сотрудниками носят утилитарный, узкоспециализированный характер, что отражается и в стиле: «По отложениям палеозоя на территории юго-востока Татарстана, кроме основных разрабатываемых девонских и бобриковских терригенных горизонтов, уже доказана промышленная нефтеносность карбонатного девона и отложений вышележащих горизонтов» – материал о запасах нефти, углеводородов, подготовленный геологом ТОРНМ НГДУ «Джалильнефть» Н.Ситдиковым[368]. Использование специализированной лексики («нефтеносность», «пробуренный фонд скважин») говорит о компетентности выступающего, а содержание понятно специалистам из этой области.

Интересна, на наш взгляд, с точки зрения жанрового разнообразия и стиля «Банковская газета». Удобное восприятие номера, доступная в понимании информация и самое главное – нет ничего лишнего – четкое, повествовательное разворачивание действия, события.

Среди вузовских изданий совершенно иной современный концептуальный подход с точки зрения стиля, дизайна, подачи материалов наблюдается в вузовской газете «Казанский медик» (КГМУ). Это газета, как тип средства информации в полном понимании смысла слова. Кажется, что предусмотрено абсолютно все: новости медицинской сферы, анонс, отражающий интересные темы номера, разные блоки новостей: официальные (приказы, распоряжения ректора), учебный процесс. В первую очередь извещает о том, что происходит в медицине вообще, чем живет ВУЗ, знакомит с людьми – работниками вуза, их мнениями, мыслями. Тут же пропаганда здорового образа жизни посредством рассказа о достижениях и интересах студентов. Журналистские материалы – это рассказы о людях, чем они живут, интересы и увлечения преподавателей и студентов, и деятельность кафедр, правовые вопросы, поэзия, страницы юмора и фотоальбом. В каждом тексте присутствует «живой человек». Все это подается непринужденно, интересно, отличается оригинальным журналистским подходом, что отражается и в стиле, и в жанровом многообразии. Это выделяет газету «Казанский медик» на фоне всех вузовских изданий Казани.

Своя специфика и у газет министерств и ведомств. Например, стиль газеты «Милиция. Законность. Правопорядок» (МВД) подтверждает строгую милицейскую выправку, что отражается и в заголовочном комплексе («Легкой жизни не будет» – интервью с министром А.Сафаровым, «Горячая пора» – результаты оперативно-служебной деятельности), и в названиях рубрик («Семь суток: оценка обстановки», «Им сверху все видно», «Профи», «Вольно»), и в девизе («Служа Закону – служим народу»)[369] и в оперативных сводках. Издание комплексно и всесторонне освещает деятельность органов внутренних дел. К освещению деятельности правоохранительных органов этим ведомством активно привлекаются журналисты. Министерство организует конкурсы среди журналистов, что также отражается на страницах корпоративного издания. О подобном конкурсе объявляется в одном из номеров газет «К щиту и мечу приравняли перо»[370].

Продуманная концепция в печатном издании Главного управления ФСИН по Республике Татарстан «Другая сторона» – газета о сотрудниках и для сотрудников управления; газета о заключенных и для заключенных (материалы в газету пишут сами заключенные). Причем заключенных в данной газете отнюдь не предстают злодеями-рецедевистами. На страницах издания рассказывается о том, что среди них есть люди оступившиеся, но талантливые, творческие. Это одно издание в двух частях, отличающиеся в цветовом решении: в красном цвете – для сотрудников, в зеленом – для заключенных. Данное издание отличает четкость, популярный отточенный стиль, продуманная структура расположения материалов на полосах.

В большинстве других корпоративных СМИ каких-то отличительных особенностей не наблюдается. Жанровая палитра бедна. В основном это унифицированные тексты – отчеты, блоки новостей, событийные заметки. Их сопровождают неинформативные заголовки и официальный стиль.

Заголовки отражают корпоративные задачи, но слишком много посредственных, сухих ни о чем не говорящих заголовков: «Жилстрой Интехбанка»[371], «Фермеры Татарстана: цена – основа вопроса»[372], «Следующая ступенька»[373], «Стирая границы»[374]. Напрашиваются подзаголовки, конкретизация. Заголовками-лозунгами пестрят страницы многих корпоративных газет: «МТЗ: проверено временем», «Торговля – дело тонкое»[375], «Главное – работать ритмично, без сбоев»[376], «Риск – дело благородное»[377], «Решить проблемы охраны труда»[378], «Системе качества – высоку







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.