Здавалка
Главная | Обратная связь

Газет «Время и Деньги», «Вечерняя Казань», «Республика Татарстан» за 2002-2006 годы



Издание Всего номеров Публикации Кол-во % Православие Кол-во % Ислам Кол-во % Другие темы Кол-во %
РТ 0,66 0,26 99,08
В и Д 1,03 0,53 98,44
ВК   0,56 0,38 99,06
                     

 

Большую часть публикаций в «Республике Татарстан» составляют небольшие заметки и официальные сообщения Президента Республики Татарстан М.Шаймиева и духовных лидеров. Рассматривая связь публикаций с определенной конфессией, можно отметить, что освещению православия уделяется несколько больше внимания (72%), чем ислама (28%). Эта тенденция сохраняется и в последующий период.

На страницах издания наряду с информационными материалам присутствуют и достаточно объемные аналитические публикации, беседы со священнослужителями, портретные зарисовки. Всем им присуще подчеркивание уважительного сосуществования конфессий на территории Татарстана.

«В школах нашей республики мы формируем у учащихся толерантность, уважение к своим соседям, изучаем языки, культуру и гордимся тем, что живем в мире и согласии, – подчеркивает в своей статье «Богу – богово, кесарю – кесарево» Л.Харисова. – "Все люди – братья во Христе" – этот библейский принцип провозглашает единение всех народов, а в священном Коране сказано о том, "чтобы люди разных вероисповеданий обгоняли друг друга только в добрых делах". Истинно верующие христиане, мусульмане, иудеи не поливают грязью, никогда не противопоставляют себя друг другу, не возвеличиваются, а несут мир и добро людям»[405].

Анализ текстов «Республики Татарстан» позволяет отметить, что публикуемые на страницах издания материалы направлены на укрепление мирного взаимодействия христианства и ислама, поддержания мнения о Республике Татарстан как о регионе бесконфликтного сосуществования конфессий. Но утверждение этих идей достигается, в основном, за счет публикации многочисленных высказываний М.Шаймиева и замалчивания ряда проблем.

Акцент делается на решаемость любых конфликтных ситуаций и толерантное сосуществование конфессий. «Проблемы есть всегда, но важно, что нам удается все дальше развивать направление, которое вы считаете необходимым для того, чтобы дойти до людских душ, отметил Президент Татарстана. Мы стараемся вместе решать эти вопросы, и, я считаю, главное приобретение за все эти годы – наше взаимопонимание, мирное сосуществование крупных религий на территории республики»[406].

В другой статье – «Стоят по соседству три храма», рассказывающей о религиозной жизни поселка Юдино, подчеркивается: «Несмотря на разные воззрения и убеждения, три религиозные общины поселка живут мирно, каких-либо проявлений вражды или неприязни, равно как и эксцессов между верующими на религиозной почве здесь нет. <…> одни творят добро во имя Иисуса, другие - во имя Магомета, третьи восхваляют при этом Кришну. Во все века слова о милосердии и сострадании к ближнему звучали из уст проповедников различных вероисповеданий. Стремление творить добро, руководствуясь высшими нравственными принципами, было свойственно человеку во все времена, даже в годы, когда в нашем обществе усиленно насаждались атеистические убеждения…»[407].

Информация же о конфликте в Набережных Челнах появилась в газете только после того, как «страсти утихли и для постройки колокольни выделили другой участок»[408].

Тематика газеты достаточно разнообразна: религиозные праздники, внутренняя жизнь конфессий, утверждение духовных ценностей религии, экономическая жизнедеятельность религиозных объединений, восстановление культовых зданий, возрождение церковного искусства. Однако даже значимая для Республики история возвращения Казанской иконы Божией Матери за исследуемый период отражена лишь в 18 материалах, один из которых – криминальный роман Л.Девятых «Чудотворная», публиковавшийся с продолжением; искусство колокольного звона – в 7 материалах; социальная работа религиозных объединений – в 6 материалах; возрождение храмов – в 5 материалах.

Газета обращается к религиозным проблемам и теме участия традиционных для Республики Татарстан конфессий в жизни общества чрезвычайно осторожно, подчеркивая, что «миссия религии совпадает с задачей некоторых госучреждений социального обслуживания»[409].

Тема раскола в среде мусульманского духовенства, взаимоотношений религиозных объединений и государства представлена лишь высказываниями на эту тему Президента Республики Татарстан М.Шаймиева. Этим, в частности, как и многими другими методами в «Республике Татарстан» подчеркивается пристальное внимание властей к религиозным вопросам и их заинтересованность в сотрудничестве со всеми конфессиями, в укреплении межнационального и межконфессионального согласия в республике. На страницах газеты стали постоянными сообщения о встречах М.Шаймиева и правительства с православными и исламскими духовными лидерами, моральной поддержке их начинаний во имя добрососедских отношений.

Сообщая о рабочей встрече правительства Республики Татарстан с представителями Казанской епархии Русской Православной Церквипо восстановлению ряда культовых объектов, являющихся памятниками культуры республиканского и федерального значения, и подготовке к 450-летнему юбилею Казанской епархии, газета осторожно замечает: «В ходе встречи было отмечено, что поручения, данные главой республики, исполняются, однако из-за недостаточности финансовых средств не все из намеченного удается воплотить в полном объеме»[410].

«Республика Татарстан» не развивает эту тему, не поднимает вопрос об исполняемости решений, не пытается проанализировать причины такого подхода к реализации намеченных планов, вновь и вновь подчеркивая в своих выступлениях, что «напряженности в религиозной сфере в республике нет»[411].

В этой связи особо следует отметить статью председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан Р.Набиева «Веротерпимость – это норма жизни»[412]. Она представляет собой своего рода аналитический отчет о религиозной ситуации в Татарстане по многим вопросам и проблемам:

- профессиональное религиозное образование;

- поддержание светского характера государства;

- роль государственного влияния на процессы религиозного возрождения;

- реставрация и строительство культовых зданий;

- внутренних конфликтов в среде мусульманского духовенства;

- межконфессиональных отношений.

Подводя итоги работы правительства Республики Татарстан по укреплению межконфессионального мира в Российской Федерации, Р.Набиев отмечает: «Длительная и устойчивая приверженность традиционным религиям (прежде всего православию и исламу) сформировали особую социокультурную ситуацию в стране. Эти религии стали государствообразующими факторами в истории народов. Представители их и в дальнейшем будут определять религиозную ситуацию в регионе. В непростых условиях последнего десятилетия жители Татарстана сумели сохранить межнациональный и межконфессиональный мир. Преемственность тысячелетних традиций сосуществования представителей ислама и православия сохраняется и продолжается»[413].

Только после публикации этой статьи в анализируемый период на страницах «Республики Татарстан» появилось 42 материала о веротерпимости, толерантности, межконфессиональном согласии. Это становится знаковым символом Республики Татарстан, в которой, по словам Вице-Премьера правительства З.Валеевой, «все конфессии живут мирно. Если же возникают вопросы, связанные, к примеру, с передачей здания, некогда принадлежащего данной епархии, то Правительство РТ всегда старается помочь верующим, и вопрос, как правило, решается положительно»[414].

Таким образом, газета «Республика Татарстан», придерживаясь официальной точки зрения на развитие взаимоотношений религии и государства, занимает центристскую позицию в освещении межконфессионального диалога и оценке религиозных ценностей.

В газете «Время и Деньги» освещению духовной жизни общества уделяется пристальное внимание: доля публикаций, посвященных религиозной жизни в общем числе материалов газеты за исследуемый период здесь самая высокая. (См. таблицу 3). Приоритет в освещении отдается православию (66%). Тематика публикаций достаточно разнообразна. В издании, в той или иной степени, уделяется внимание межконфессиональным отношениям, религиозному образованию, социальной работе религиозных объединений, взаимодействию религиозной и светской культуры, экономике жизнедеятельности религиозных объединений, церковному искусству, взаимоотношениям религии и государства.

Самой популярной темой в газете стала тема социальной роли религии и благотворного влияния религии на душевное здоровье человека.

«Хороший священник или мулла это тоже психотерапевт», - утверждается в одном из материалов[415]. В другом подчеркивается: «Неподалеку от РКБ планируется построить православный храм и отдать помещения под молельные комнаты для мусульман, так как молитвы положительно влияют на здоровье больных»[416]. В материале «Врач от Бога» утверждается, что врач «должен быть богобоязненным, смиренномудрым. Понимать, что нет ценности выше человеческой жизни»[417]. Устами первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы-хазрата Якупова в интервью с ним говорится: «Если человек ни словесно, ни физически, ни материально не обижает себе подобных, он - настоящий мусульманин. К такому идеалу и надо идти в своих духовных поисках. <…> Самое главное по жизни - увеличивать удельный вес доброты в себе и не посягать на права и спокойствие других. Это и есть истинный ислам»[418].

В издании достаточно выразительно представлена тема взаимоотношений религиозных объединений и государства. Ярким примером может служить очерк Т.Мамаевой «Одинокий голос человека», рассказывающий о ситуации, когда межведомственная комиссия Московского района города Казани выдала частному предпринимателю разрешение на размещение шашлычной на территории некрополя Кизического монастыря, где погребены многие культурные и научные деятели города.

Журналист рассматривает моральные аспекты истории и рассказывает об архимандрите Данииле, противостоящем чиновникам. «Он ненавидит грех, но отделяет его от человека. Говорит, что учит свою паству любви и сам учится делать все с любовью. Нам, грешным и праздным, трудно понять душу и логику человеколюбцев. Остается только услышать их одинокие голоса»[419].

Социальная проблематика находит свое выражение и в публикациях о Раифском монастыре: «В обители есть воспитанники - 26 мальчишек из неблагополучных семей живут в детском корпусе. Не окажись они волею судьбы в монастыре, вполне могли бы пополнить ряды учащихся спецучилища. Когда они вырастают и оканчивают школу, монастырь не бросает их и устраивает каждую судьбу - кто-то идет в вузы, кого-то определяют работать, а кто и семью может создать. Но небольшой монастырь не может взять под свою опеку более чем два с половиной десятка ребят. Большое государство после того, как пацан выходит на свободу, перестает им интересоваться»[420].

Отметим, что благотворительная и иная деятельность этого прихода регулярно освещается всеми анализируемыми нами печатными СМИ в разных ее аспектах. (См, например: Новогодние вечера: от цыганских романсов до духовных песнопений // Вечерняя Казань.- 2008.- 20 декабря; Юдкевич М. Лешу приняли в новую семью // Вечерняя Казань.- 2009.- 2 сентября; Мамаева Т. Труды и дни архимандрита Всеволода // Время и деньги.- 2009.- 23 января; Т.Мамаева «Coca-cola» строит в Раифе // 2008.- 5 августа и др.) В целом в последние годы большее внимание уделяется в газете благотворительной деятельности религиозных конфессий ( См.: Мамаева Т. Православная община поможет ВИЧ-инфицированным // Время и деньги.- 2009.- 23 июня; Плотникова И. Больным прописали намаз и исповедь // Вечерняя Казань.- 2008.- 17 октября и др.) Возможно, это вызвано тем, что религиозные организации активизировали свою деятельность в этом направлении и дают журналистом больше информационных поводов.

Публикация «Заговорили о нравственной экономике» - об обсуждении церковными деятелями российского законодательства в сфере налогов с точки зрения нравственности – ставит перед читателями вопрос: «Может ли у нас человек создавать экономические ценности, оставаясь чистым перед законом и совестью?»[421] И не находит однозначного ответа.

Схожие проблемы стоят и перед мусульманами. Рассказывая о необходимости создания финансового центра, работающего по исламской модели, который будет выдавать беспроцентную ссуду, вести венчурное инвестирование, газета уточняет: «Как известно, ислам запрещает ростовщичество. Нельзя ни давать деньги под проценты, ни брать их на таких условиях. Как же быть тем мусульманам, кому нужны кредиты и в то же время не хочется нарушать религиозные нормы? Пока для них одна возможность - воспользоваться услугами единственного московского банка, работающего по исламской модели»[422].

Активно освещается в газете и тема церковного искусства, активно вторгающегося в светскую жизнь. Среди публикаций – материалы о традиционных Рождественских праздниках в Казанском театре имени В.И.Качалова, о выставках церковной живописи.

Особое внимание в газете уделяется Казанской иконе Божией Матери. Так, в июньском номере 2002 года отведена полоса под анализ версии, по которой подлинник иконы цел и хранится в храме Ярославских Чудотворцев в городе Казани[423]. Тем не менее, «Время и Деньги» подробно отслеживала ход переговоров с Ватиканом и возвращение иконы Папой Римским Иоанном-Павлом II: в связи с этим газета поднимает вопрос о возрождении Казанского Богородицкого монастыря, где в XVI веке было явление чудотворного образа.

Проблемы религиозного экстремизма и распространения радикальных течений, скандал вокруг карикатур на пророка Мухаммеда обсуждаются в 10% публикаций об исламе. Газета «Время и Деньги» убеждена, что «ислам как вера для страны никогда угрозы не представлял. То, что он в последние годы превратился в пугало – это следствие идеологической игры и невежества»[424]. Об этом заявлено и в интервью «Ваххабиты атакают Татарстан. Идеологически» заместителем муфтия Татарстана Валиуллой-хазратом Якуповым: ваххабизм исповедуют «в основном те, кто получил духовное образование за рубежом, в частности, там, где радикальные направления – государственная религия»[425].

В качестве самого надежного метода борьбы с любыми радикальными течениями рассматривается развитие духовного просветительства. Так, в качестве образовательного проекта рассматривается фестиваль «Золотой Минбар»: «Минбар - это трибуна, с которой в мечети читают проповеди, призывающие к миру, добру и справедливости. <…> “Золотой минбар” - это фестиваль не исламского кино, а кино народов, исповедующих ислам. Он призван показать, что в основе ислама, христианства, буддизма, любой традиционной религии лежит добро. Люди, исповедующие ислам, в большинстве своем, хотят мира, добра и покоя»[426].

Подчеркнем, что фестиваль «Золотой минбар» ежегодно привлекает пристальное внимание журналистов и других рассматриваемых изданий.

Таким образом, можно констатировать, что освещение православной темы в газете «Время и Деньги» ведется не столько в духе светской, сколько религиозно-нравственной журналистики. В текстах публикаций часто используются цитаты из Библии, присутствует проповедническо-дидактический тон.

Подход к освещению ислама иной. Здесь на первом месте стоит аналитика. В центре внимания – проблемы внутриконфессионального раскола и религиозного экстремизма, составляющие 39% публикаций об исламе.

В газете «Вечерняя Казань» конфессиональным проблемам уделяется очень мало внимания. На страницах, включенных в выборку 824 номеров газеты опубликовано лишь 179 материалов по исследуемой теме: 60% из них связано с православием, 40% – с исламом. Причем, 27% публикаций – информационные заметки, 31% – расширенные заметки.

За анализируемый период опубликовано лишь 6 интервью со священнослужителями. Предметом обсуждения стали проблемы сугубо материальные: проблемы восстановления культовых зданий и экономики жизнедеятельности церквей.

Не характерны для «Вечерней Казани» и материалы очеркового вида, в которых рассказывается о жизни религиозных общин (монастырей, церквей и т.д). Среди публикаций, попавших в выборку, присутствует лишь один подобный материал – о мужском монастыре Седмиезерной пустыни (легенда, описание чудес и таинств, сегодняшняя жизнь монахов)[427]. Абстрактно-теоретические материалы, портретные зарисовки, отклики и письма читателей по религиозной проблематике в издании отсутствуют.

Аналитические материалы в газете в исследуемый период представлены слабо. Здесь можно выделить лишь несколько публикаций, связанных с темой введения православного образования в школу и долгой тяжбой православной общины, стремящейся вернуть колокольню Богоявленского храма с муниципальными властями, «изо всех сил тормозящими процесс возвращения здания ее законным владельцам»[428]. Однако в последние годы ситуация несколько изменилась в лучшую сторону.

Характерная черта информационной политики «Вечерней Казани» – то, что большинство материалов направлены на снижение авторитета правительства и муниципальных властей. Для издания не характерны сдержанные и взвешенные публикации, проявляется тенденция преподносить многие события как сенсацию, устраивая вокруг этого шумиху. Тема религии в этом плане не исключение. Многие проблемы религиозной жизни рассматриваются как повод для очередных нападок на власть[429].

Еще одна характерная черта: информация подается в снижено-бытовой форме. Например, серьезное сообщение о рассмотрении на собрании имамов вопроса о создании мусульманского кладбища публикуется под заголовком «На мусульманском кладбище запрещены подношения “жидкой” валютой»[430]. Или публикуется интервью с отцом Михаилом, настоятелем храма Святой мученицы Параскевы, об автомобилевождении. На наш взгляд, не корректно спрашивать у священнослужителя – «в чем корень, первопричина шоферских неурядиц и бед» и «есть ли на наших дорогах определенно проклятые и нехорошие для движения места»[431].

Тематическими лидерами газеты выступают проблемы взаимоотношений религиозных объединений и государства (21%), реконструкции, строительства и возвращения культовых зданий (17%), рассказ о религиозных праздниках (15%). Такие темы как социальная работа религиозных объединений, участие религиозных деятелей христианства и мусульманства в политическом процессе, раскол и противостояние внутри конфессий, церковное искусство, вероучительные проблемы, взаимоотношения религии и светской культуры занимают менее 1% в общем числе публикаций на религиозную тематику.

Особое место занимают публикации, связанные с возвращением иконы Казанской Богородицы Папой Римским Иоанном-Павлом II, первоявленностью этого образа и возможным визитом Папы Римского Иоанна-Павла II на празднование 1000-летия Казани. Все материалы этой группы носят ярко выраженный характер противостояния муниципальным властям, инициирующим как возвращение иконы, так и визит католического первоиерарха.

Таким образом, газета «Вечерняя Казань» не имеет четко выраженной политики освещения конструктивного диалога традиционных для Республики Татарстан конфессий, большинство материалов носят негативную окраску, нагнетая страсти и организуя поиск «противника». На страницах этого массового издания слабо представлены публикации, направленные на распространение нравственных и мировоззренческих принципов православия и ислама, сохранение межконфессионального согласия.

Не теряет актуальности и тема сложных отношений между конфессиями. Межконфессиональный диалог – это необходимая форма общения, лучший способ духовного обогащения, путь к спасению от кризисных проявлений, в которых, как правило, обостряется непримиримая ненависть между народами по религиозному признаку. Чтобы вести плодотворный диалог, представители разных культур и религиозных конфессий должны осознать необходимость соединения веры и знания и выработать способность к проявлению толерантности. Толерантность в религиозном контексте принято заменять словом веротерпимость, но сегодня обсуждаются и другие трактовки.

Так, например, на религиозную сферу проецируется трактовка толерантности как снисхождения, поскольку «религиозная толерантность не предполагает нормативность критического дискурсивного диалога, в лучшем случае обнаруживая на практике терпимость к априорно несостоятельным взглядам иноверцев, исключающую возможность изменения собственной позиции»[432].

Очевидно, что понятие толерантности в контексте межконфессиональных отношений продолжает трансформироваться вслед за изменениями, происходящими в обществе, обнаруживая тенденцию соответствия реальным потребностям времени.

С точки зрения Рената Набиева, председателя Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан, доктора исторических наук, позитивное состояние межконфессиональных отношений, толерантность в религиозной сфере детерминируется такими важными факторами, как внутриконфессиональные процессы, исторический опыт прошлого, повседневная государственно-конфессиональная практика. «Сама структура межконфессиональной ситуации может быть представлена в двух аспектах: “по вертикали” – между руководящими, управленческими центрами конфессий, на уровне клира разных церквей, и “по горизонтали” – на уровне мирян, прихожан.

С точки зрения социокультурных, социопсихологических факторов, толерантность поведенческих практик в ситуации межконфессионального согласия включает рациональный и эмоционально-чувственный моменты. В разрезе по вертикали (клир – конфессия) особое значение имеет именно рациональный момент, включая теоретико-богословские аспекты. Иначе говоря, речь идет о целерациональной позиции клира, его политике по отношению к инорелигиозным объединениям»[433].

С точки зрения представителей ислама и православия, непреодолимых препятствий для реализации толерантно ориентированных стратегий и практик межконфессионального диалога возникать не должно.

Понятие толерантности в церковно-богословском языке православия в России – новое. Чаще всего в современной православной церковной среде под толерант­ностью понимается безразличие к инославным вероучительным вопросам. Однако исторически толерантное отношение к другим верованиям всегда было присуще князьям русской церкви. Миротворческая деятельность русской церковной иерархии и соеди­нен­ные с нею посреднические и представительские обязанности, при­ни­мавшиеся ею вначале по собственной инициативе, издавна создали для христианских священнослужителей специальное положение в сфере государственной жизни, – положение посланников. Духовные лица средневековой Руси, ведущие активную проповедь человеколюбия, стали послами как во внутренних междукняжеских сношениях, так и в случаях установления межконфессиональных и межэтнических отношений. Ярким примером последнего стал князь Александр Невский, канонизированный именно за такую посредническую деятельность в установлении добрососедских отношений между Русью и Золотой Ордой.

С точки зрения ислама, все христиане, независимо от конфессий и деноминаций, на которые они разделились, – «ахль аль-Китаб», то есть «люди Писания». Так Коран определяет тех, кому было ниспослано Откровение Всевышнего и кто достоин особо почтительного отношения правоверных. Для мусульман Российской Федерации, как подчеркивается на официальном сайте Совета муфтиев России www.muslim.ru, все православные, независимо от того, к какой церкви или секте они относятся – соседи и сограждане, живущие столетиями рядом и заботящиеся об общем благе единого Государства.

«В “горизонтальном” срезе структуры межконфессиональной ситуации, напротив, основным источником толерантности выступают социальные установки, психоментальность как прихожан, так и всего населения»[434].

Празднование юбилея Казани оказалось хорошим поводом для укрепления межконфессионального диалога и формирования толерантности. Тысячелетний юбилей Казани явился событием, в котором сконцентрировались, сошлись в одной точке многие аспекты жизнедеятельности города – развитие инфраструктуры, экономики города, обновление культурной среды, благоустройство и т.д. Празднование этого события предполагало предварительную кропотливую работу по многим направлениям, но главное – обоснование ключевой идеи торжества, которая бы объединяла их все и не противоречила интересам многочисленных социальных групп, проживающих в столице. Это было тем более важно, поскольку население с недоверием восприняло перспективу подготовки и празднования 1000-летия Казани. Сегодня уверенно можно заявить, что стратегическая идея – толерантности, межэтнического согласия и межкультурного и межконфессионального диалога – полностью «легла» на менталитет не только казанцев, но и жителей всей республики, и открыла широкие возможности для развития гражданского общества.

Количество публикаций в газетах «Республика Татарстан», «Время и Деньги», «Вечерняя Казань», посвященных 1000-летию Казани, приблизительно равны друг другу (см. Таблица 4).

Таблица 4.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.