Здавалка
Главная | Обратная связь

Логические основы построения текстов публицистических статей



(на примере региональной журналистики)

При написании газетной или журнальной статьи автору нередко приходится проводить работу по логической организации текстового материала, а при редактировании уже написанной статьи – работу по ее логическому анализу (логическое свертывание частей текста, использование логических критериев в процессе редактирования и пр.), поэтому ему должны быть известны типичные ошибки, возникающие из-за нарушения правил (требование определенности, однозначности понятий и суждений, недопустимость подмены понятий) и законов формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания). При написании и редактировании статей необходимо знание логического механизма построения текстового материала: логических форм и приемов изложения, причин нарушения логичности речи, видов логических ошибок в доказательствах и определениях, видов аргументации, формально-логических методов редакторского анализа компонентов текста, правил логического построения текстов и др.

Требование соблюдения логичности речи (соблюдения лексико-семантических, лексико-грамматических и синтаксических норм литературного языка: точности употребления слов и словосочетаний, правильного построения предложений и текста в целом, а также правил и законов формальной логики) необходимо в любом стиле речи (например, для аргументированности и последовательности изложения), в том числе в публицистическом стиле, поскольку различного рода логические ошибки (связанные с умозаключением, доказательствами, определениями и т.д.) могут нарушать структуру создаваемого произведения, что приведет к появлению логически «дефектного» текста, будет препятствовать выполнению его коммуникативной функции и затруднит процесс восприятия. Основными причинами нарушения логичности речи являются: нарушение порядка слов в предложении (из-за чего нарушается точность высказывания); употребление слов, противоречащих содержанию мысли, не совместимых семантически; смысловое смещение в тексте, подмена понятий; неумелое использование местоимений; нарушение логических правил использования однородных членов (объединение на уровне однородных членов слов, содержащих родовое и видовое понятие); сопоставление несопоставимых фактов и явлений; ненамеренное сопоставление элементов в конструкциях с перечислением; неразличение в пределах одного микротекста реального и идеального планов (смещение предмета и понятия о нем); мнимое противопоставление. Подобные ошибки встречаются как в микротекстах (прошел фестиваль студентов и молодежи; он противопоставлен своему времени; событие широко публиковалось; вопрос упирался в повышение производительности труда; прочитать содержание таблицы; связно излагать свои планируемые действия), так и в более объемных текстах (для примера – тексты статей из газеты «Известия Татарстана» от 22 января 2010 г., с сохранением знаков препинания: «Кальян»: «Как только Дмитрий Медведев несколько месяцев назад объявил о своем интересе к этому вопросу, так в государстве что-то начало шевелиться»; «Благородство – врожденное качество»: «…человек рождается с душой, чистой, как неисписанная доска, и только в процессе жизни он закрашивает ее… Человеку, живущему в современном жестоком и жестком мире, необходима полная перестройка своего сознания, отношения к себе, миру, природе. К сожалению, благородством и благотворительностью, косметическими изменениями, что уже становится понятно каждому, ничего не исправишь»; «Здоровых толстых людей не существует»: «Это утверждение основано на исследовании, которое вело наблюдение почти за 1800 мужчинами в Швеции… В новом докладе отмечается, что те исследования следили за участниками недостаточное количество времени»; «Государство умышленно спаивает население»: «Социологи успели прозвать новогодние каникулы «хмельной неделей». Сторонники длинных каникул полагают, что первые две недели в России все равно никто толком не работает, а новогодние праздники совпадают со школьными каникулами, и это отличный повод провести время с детьми»; «Столица деревень»: «Братья наши – татары – разбросаны по всем уголкам земли. В этот раз наше внимание привлек один из таких уголков, который находится не далеко, не близко, а в Пензенской области и именуется Средней Елюзанью… Село поражает не только своими размерами и протяженностью, но и религиозными ценностями, которые лежат в основе его жителей. С населением более 10 000 тысяч человек она гордо носит звание самого крупного татарского села России… Каждый добывает себе на жизнь по-своему, и многие не жалеют себя, месяцами прогибая спины в отдаленных от Родины уголках… На счету деревни немало и успешных предпринимателей, что наглядно доказывают 52 работающих магазина, где только в четырех из них продают алкогольные напитки. Хотя большинство людей не пожалели бы рук, чтобы проголосовать против и этого небольшого процента. В селе функционирует более 20 малых и 200 частных предприятий, обеспечивающих работой значительную часть населения. Список не такой уж и короткий… Одним словом, люди здесь, живя сегодняшним днем, не забывают подумать и о завтрашнем. Они, как и все, стараются выжить в условиях сегодняшней экономики, но при этом не засиживаясь перед телевизором, а предпринимая свои меры. Главное, что каждый чем-то занят. И если сегодня фортуна повернулась спиной, то завтра обязательно улыбнется.

Не надо забывать, что Елюзань – это не только добротные кирпичные дома, КамАЗы, легковые автомобили… Это, прежде всего, тяжелый предпринимательский труд, где бывает не только прибыль, но и убытки, риск, нервы, преждевременные смерти. В чем смысл жизни?

При этом елюзанцы глубоко верующие люди… Одежда жителей, формы их приветствия друг друга и многое другое свидетельствуют о высокой духовности елюзанцев и роли ислама… Причины глубокой религиозности восходят к древней истории села. На берега Елюзанки пришли татары-мурзы, крестьяне, которые не хотели креститься, принимать чужую религию. Они обосновались здесь, где в силу отдаленности давление православной церкви… было менее слабым.

Но стоит отметить, что не всегда население Елюзани с пониманием относится к наставлениям молодых имамов, получивших мусульманское образование в арабских странах. К примеру, о форме одежды женщин. В последнее десятилетие в Елюзани стали появляться женщины, одетые в хиджаб. Но это уже дело индивидуальное, и суть от этого не меняется.

Местная молодежь о своей Родине отзывается просто. «Москва – столица России, Казань – столица Татарстана, Елюзань – столица Деревень или маленький хадж Пензенской области. Они не спешат уезжать в города в погоне за счастьем, благодаря чему деревня не вымирает, а все интенсивнее набирает обороты. Многие из них получают образование в вузах России и за рубежом…

Молодежь здесь не оторвана от жизни, хотя нравы строгие. Есть девушки, которые предпочитают хиджаб, но и другая добрая половина не ходят в открытых нарядах… гает они (дети) ждут намного больше, чем Новый год, потому что в первом случае они получают массу подарков, и всем селом любуются салютами. – Курсив И.Б).

Таким образом, тексты не всегда строятся на основе последовательного и доказательного мышления. При нарушении закона тождества (требующего, чтобы в пределах одного рассуждения предмет мысли оставался неизменным и в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим) рассуждения перестают быть конкретными и определенными (их обесценивают неточные формулировки, нечеткие выводы и оценки); появляются такие логические ошибки, как «подмена тезиса» (его сужение или расширение), «размытые понятия», когда под каким-либо словом автор соотносит одно понятие, а будущий читатель, возможно, другое (поэтому необходимо предвидеть возможность разночтений и уточнять используемые понятия). Достаточно типичны и ошибки, связанные с нарушением закона противоречия (не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое, в том же предмете, в то же самое время; нередко автор бывает недостаточно внимателен к таким положениям в тексте, где в одной фразе отрицается то, что говорилось в другой: так, в рассуждениях о профилактике в Казани наркозависимого поведения молодежи в одном микротексте утверждается, что наркомания неизлечима, а в другом – что есть минимальный процент излечения), а также закона исключенного третьего (если есть два противоречащих друг другу суждения об одном и том же предмете, то одно из них обязательно истинно, а другое ложно – нет между ними некоего третьего суждения, также истинного в то же время, в том же отношении) и закона достаточного основания (чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания: недостаточно только утверждать что-либо, нужно это доказать; нельзя принимать на веру бездоказательные утверждения; автору необходимо проверять достоверность текстового материала: если используются убедительные, весомые, логически правильные аргументы, то материал будет воспринят как убедительный и достоверный).

При создании и редактировании текста возникает также необходимость анализа смыслового механизма оформления различных умозаключений и доказательств. Логические ошибки в доказательствах появляются в силу различных причин: поскольку структуру доказательства составляют тезис, аргументы и демонстрация (логическая связь между тезисом и аргументами), то при построении текстов появляются логические ошибки, относящиеся к этим компонентам. Необходимо избегать правил и ошибок, относящихся к тезису (если нарушается правило о необходимости логически ясной, точной и определенной формулировки тезиса, то при его выдвижении ошибочно может не указываться количество суждения; при нарушении правила о неизменности на протяжении рассуждения тезиса, который нельзя ни расширять, ни сужать, возможна ошибочная подмена цели аргументации или тезиса: если тезис сформулирован логически неопределенно, то его можно разделить на другие тезисы и, доказывая один тезис, выдавать его за другой и др.). При редакторском анализе текстов необходимо помнить о правилах и ошибках, относящихся к аргументам (нельзя истинность тезиса доказывать аргументами, а истинность аргументов – тезисом: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»; неправильно недоказанные аргументы подавать как доказанные, вводить недоказанные суждения, используя фразы: «это общеизвестно», «давно установлено» и пр., нельзя также ложные суждения использовать как аргументы). При нарушении правил, относящихся к демонстрации, аргументы и тезис не связываются по законам логики (создается видимость логической связи за счет использования слов «исходя из этого», «итак», «следовательно», «таким образом» и др.); аргументы, истинные при соблюдении некоторых ограничений, используются как истинные безусловно, всегда; при индуктивном умозаключении возможна ошибка «поспешного обобщения», в дедуктивных умозаключениях – ошибка в
построении силлогизмов (Пушкин был «арапом»; в Эфиопии его любят и считают «своим»; значит, Пушкин – это эфиопский поэт); возможны также ошибки при заключении по аналогии (по сходству явлений, признаков) и др. Таким образом, нарушение правил и законов логики при построении доказательств приводит в стилистике к различным логическим ошибкам: «не следует», «порочный круг», «ложное основание», «поспешное обобщение», «после этого, значит, по причине этого», «ложная аналогия» и др. Иногда при редактировании написанного текста выясняется, что «редактор имеет дело не с доказательствами, так сказать, в чистом виде, где все их части лежат на поверхности, а с такими структурами, где доказательства порой отделены от тезиса несколькими страницами. Поэтому и нужна здесь высокая культура мышления, умение как бы налагать требования основных формально-логических законов… на такие текстовые конструкции, которые, на первый взгляд совсем не соответствуют условиям логических правил, но при более тщательном рассмотрении оказываются вполне им отвечающими» (Н.М.Сикорский).

При использовании в текстах такого типа речи, как рассуждение, необходимо правильно относиться к выбору аргументов. В журналистике используются как доводы, выделяемые в логике (рациональные – аргументы к делу и аргументы, воздействующие на разум: факты, доводы к авторитету, заведомо истинные суждения; иррациональные аргументы – психологические аргументы, воздействующие на волю и эмоции: доводы к человеку и к аудитории), так и аргументы, выделяемые в теории аргументации (контекстуальная аргументация, эффективность которой ограничена определенной аудиторией: аргументы к традиции, авторитету, вере, интуиции, здравому смыслу, вкусу и др. – и аргументация универсальная, применимая к любой аудитории). Если в научных статьях допустимы лишь рациональные аргументы логики, то в публицистических - и иррациональные (вопреки положениям теории аргументации, согласно которым, например, аргумент к авторитету – ссылку на мнение или действие хорошо зарекомендовавшего себя в данной области лица: общественного деятеля, ученого, писателя и т.п. – используется только при обосновании отдаваемых распоряжений, при обсуждении ценности советов, рекомендаций, пожеланий и при учете предостережений, просьб, угроз и т.д.; аргумент к вере оказывается убедительным только для того, кто разделяет эту веру или склоняется к ее принятию и т.д.), например интуитивная аргументация (допустимая даже в точных, естественных и гуманитарных науках) или аргументация к здравому смыслу (базирующаяся на убеждении: то, что в чувствах, суждениях и выводах противоречит здравому смыслу, не может быть правильным). В публицистических текстах нежелательна некорректная аргументация: аргументы к публике, к личности, к массам, к человеку, к тщеславию, к авторитету, к силе и пр. (для примера: аргумент к публике используется, когда автор вместо обращения к разуму будущего читателя начинает апеллировать к его чувствам, чтобы заставить принять свой тезис, свою точку зрения; аргумент к массам применяется в так называемой «ситуации демагогии», когда рациональные аргументы подменяются иррациональными, и т.д.). Общими для произведений публицистического и научного стилей при составлении текстов являются логические формы изложения (анализ – мысленное расчленение предмета или объекта на составляющие и выделение в них отдельных признаков; синтез – соединение в единое целое полученных в процессе анализа частей или признаков предмета, объекта; сравнение – установление сходства или несходства предметов по их главным и неглавным признакам; обобщение – объединение отдельных предметов в каком-то понятии). В текстах используются также такие логические приемы изложения, как индукция (изложение или объяснение чего-либо в направлении от частного к общему – от анализа фактов и примеров к общему выводу; считается, что индуктивный способ изложения больше уместен при формировании понятий, так как автор подводит читателя к выводам, предварительно изложив факты), аналогия (умозаключение о принадлежности определенного признака объекту изложения или объяснения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом) и дедукция (переход при изложении или объяснении от общих положений, рассуждений и правил к частным выводам); последняя широко применяется в таком типе речи, как рассуждение (например, при конкретизации каких-либо общих положений), поскольку позволяет ярче показать взаимосвязь между предметами и явлениями жизни (при использовании приема необходимо учитывать уровень образованности будущего читателя: для слабо подготовленной аудитории он менее доходчив, чем прием индукции).

В процессе написания и редактирования статьи необходимо избегать также логических ошибок в определениях, играющих важную роль в композиции создаваемого текста, поскольку они выполняют и познавательные (раскрывают неизвестные для читателя понятия), и коммуникативные функции (должны быть полностью понятны и доступны адресату). Определения могут быть универсальными (всеобъемлющими) или суженными (освещать одно значение), краткими или развернутыми – в зависимости от стиля или типа речи (так, если определение оказывается сложным для «простого» читателя, то используется неполное определение). Считается, что определение как особое интеллектуальное действие относится к компетенции логики. При построении аналитических определений обычно используют логический прием «определение черед род и видовое отличие»: определить предмет речи – значит назвать общий род и видовое отличие от других предметов того же рода - отличительные признаки. Следствием отступления от правил построения аналитического определения может быть ошибка «неизвестное через неизвестное». Поскольку определение должно быть доступным, то есть понятным для массового читателя, при его формулировании необходимо использовать доступный терминологический аппарат (пример из текста общегородской газеты: «В прежней экспозиции музея для этих разделов не хватало экспонатуры»). Правило адекватности предостерегает от использования слишком широких или узких определений: определяемое и определяющее понятия должны быть равнообъемны («журналист – человек, пишущий статьи» - узкое определение, поскольку статьи пишут не только журналисты). Синтетические определения используются в научно-техническом подстиле научного стиля (вносят добавочные элементы в значение употребляемых терминов), поэтому, как правило, они неприменимы для текстов публицистических статей.

При формулировании определений наиболее часто нарушаются следующие требования: в определении указываются важнейшие, а не малосущественные признаки предмета; определение не должно содержать понятий, которые сами нуждаются в определении; определение не должно быть только отрицательным; не являются определениями предложения, истолковывающие значение заимствованных слов (для примера: Дефектом называется несовершенство, неисправность, недочет; Досье – это совокупность документов; Диалог – составная часть драматического произведения; Глаз – орган зрения у животных; Редактирование текстов массовых коммуникаций – учебная дисциплина, изучаемая на факультативе «Редактирование текстов массовой коммуникации»; Реалист – автор реалистических произведений).

В работе над статьями необходимо использовать также формально-логические методы редакторского анализа: после написания текста при его дальнейшем редактировании нужно соблюдать определенные формально-логические методы оценивания частей текста: его содержания, композиции, рубрикации, выбранного типа речи.

При проверке использованного в тексте фактического материала устраняются расхождения (противоречия), связанные с различной трактовкой одних и тех же фактов в разных справочных изданиях (если это сложно, приводятся разные взгляды на приведенные конкретные факты). Так называемая внутренняя проверка используется для вдумчивого анализа микротекста при определении его истинности или ложности; игнорирование этой проверки может привести к различным курьезам (для примера: А.Дюма при описании Казани указывал: «…Казань вырастает из озера; со своим древним кремлем, который ни разу не был тронут пожаром, и колокольнями 62 церквей она производит прямо-таки сказочное впечатление», «В Казани есть два озера: Черное и Банное», «…я не припомню ничего более живописного, чем длинный ряд почти исключительно деревянных домов, стоящих на другой стороне оврага и обращенных тысячами окон к равнине», «От Парижа до Астрахани» 1858 г.). Кроме внутренней проверки и использования справочных изданий, для устранения логических неувязок в тексте при проверке фактического материала прибегают также к консультации с компетентными специалистами.

При проверке использования цитаты по первоисточнику проверяются ее необходимость (она не должна подменять собственные суждения автора), соответствие контексту источника, логическая законченность выраженной в ней мысли, наличие ссылки на источник, использованные знаки препинания; сохраняются все особенности источника: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения (для примера: при цитировании стихотворения Г.Р.Державина «Арфа» 1798 г. не всегда проверяется, какая буква – «е» или «ë», должна писаться: «Не в летний ль знойный день прохладный ветерок / В легчайшем сне на грудь мою приятно дует? / Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек? / Иль милая в тени древес меня целует? /…О колыбель моих первоначальных дней! / Невинности моей и юности обитель! / Когда я освещусь опять твоей зарей / И твой по-прежнему всегдашний буду житель!» (считается, что буква «ë» впервые была использована в книге Ивана Дмитриева «И мои безделки» в 1795 г., а затем Н.Карамзиным в альманахе «Аониды» 1796 г.).

При анализе композиции оцениваются структура, соподчиненность и соразмерность частей текста, последовательность в изложении материала (недопустимы бессистемность изложения, излишний повтор, противоречия), правильность использования вводных слов, служащих для логической связи между частями текста (слова «итак», «таким образом», «следовательно», «во-первых», «во-вторых» и т.п. придают изложению стройность и четкость, поскольку предполагают взаимоотношение следования между предыдущим и последующим текстом; слова «наконец», «прежде всего» используют при совокупности одинаковых по значению или объему причин и аргументов), правильность рубрикации и деления на абзацы.

Рубрикацию обычно рассматривают как форму такой мыслительной операции, как деление: «Логика устанавливает требования, которым должно отвечать деление. Главнейшие из них: 1) на протяжении всего процесса логического деления должно строго выдерживаться одно основание его; 2) члены деления должны исключать один другого; 3) логическое деление должно быть соразмерным, т.е. сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого имени» (Н.М.Сикорский). Если в основе деления находятся разные основания, то нарушается отношение подчинения.

Абзац также относят не только к стилистической, но и к логической категории. При логическом анализе правильности использования абзацев нужно помнить о том, что их неправильное редактирование может нарушить своеобразие авторской мысли.

Логика присутствует также при редакторской правке какого-либо вида. В процессе правки-вычитки устраняются любые смысловые недочеты («Вечерняя Казань» от 27 января 2010 г.: «Памятник Ленину вернется туда, где его взорвали»: «Уже расчищены все повреждения памятника, при этом обнаружены трещины, одна большая идет от шеи по лацкану пиджака и до места взрыва» - место взрыва не указано – И.Б.). При правке-обработке сокращаются или дополняются фрагменты текста, устраняются логические неувязки и пр. («Республика Татарстан» от 21 января 2010 г.: «Охота к перемене мест»: «Как географ по образованию и страстный путешественник по натуре, он не упускает случая отправиться в заграничную туристскую поездку или служебную командировку в тот или иной район Татарстана, отдаленный уголок России. Так, за последние десять лет побывал в различных странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Европы, с рюкзаком за спиной ходил по склонам Урала, тропам Карелии, любовался ширью Байкала… Только за лето прошлого года, совмещая полезное с приятным – интересы родного вуза с личной охотой к странствиям, - посетил более тридцати районов республики»). «В процессе правки-сокращения избавляются от растянутости, повторов, ненужных побочных тем, длиннот, в том числе нагромождения фактического материала, и пр., то есть всего того, что нарушает логический ход повествования и процесс его восприятия.

В особую группу выделяют приемы сокращения, связанные с возможностью «компрессии» или «свертывания» отдельных фрагментов изложения при сохранении их главных информационных качеств (применение конструкций с однородными членами, замещений, эллипсисов и т.д.), например, два суждения с одним и тем же субъектом, но разными предикатами (А есть В, А есть С) могут быть свернуты в одно суждение (А есть В и С).

При языково-стилистической правке автор должен проанализировать свой текст с точки зрения его восприятия будущими читателями: изложение должно быть четким, ясным, конкретным, доступным. Недопустимы смещение логического ударения, ошибочная смысловая связь слов, их неправильное смысловое разъединение, неудачное использование (для примера: Сюда приезжали министр и еще много других фамилий; Интересно посмотреть, как работают решения, принятые год назад; Обнаружены четыре скелета женского пола; Температура плюс 31 градусов тепла; Здесь присутствуют много национальностей; Награжден орденом Великой Отечественной войны).

Таким образом, при написании и редактировании публицистических статей необходима вдумчивая работа по логической организации текстового материала.

Цитированная и использованная литература

1. Логика: Логические основы общения: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич, В.И.Бартон и др. – М.: Наука, 1994.

2. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996.

4. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М.: Молодая гвардия, 1963.

5. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1980.

6. Сопер Поль. Основы искусства речи. – М., 1992.

7. Барабанова И.И. Культура речи. – К.: РИЦ «Школа», 2009.

8. Барабанова И.И. Логические основы организации текстового материала: Методические рекомендации. – К.: РИЦ «Школа», 2009.

 

 

Глоссарий

Деловая пресса – один из сегментов современной системы СМИ, обеспечивающий удовлетворение коммуникативных потребностей бизнес-сообщества и способствующий его развитию как общности.

Информационный авторитаризм – система отношений журналистов, СМИ, медиасообщества в целом, с одной стороны, и власти – с другой, сложившаяся в разных регионах России (а также за рубежом в ряде стран, как правило, развивающихся) в конце 1990-х годов и предполагающая сложную, часто скрытую, неформальную систему контроля со стороны государства за общественно-политическим контентом СМИ.

Информационный патернализм (от лат. paternus – отцовский, pater – отец) - опека и/или поддержка авторитетных чиновников, представителей власти над журналистами, конкретными изданиями, СМИ, осуществляемая часто на неформальном, неофициальном уровне в целях доступа к постоянному информационному освещению своей деятельности в выгодном для чиновника свете. Шире - покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным.

Корпоративный бюллетень – информационное издание, нацеленное на сотрудников корпорации и потребителей продукции, содержащее подборку актуальных тематических сведений.

Мантальная печать (от лат. mantel – «накидка», «плащ») – способ печати, когда местные, низовые издания становятся вкладышами (приложениями) к более крупным по тиражу и/или региону распространения газетным (реже журнальным) изданиям. Страна происхождения – Германия.

В ФРГ многие небольшие местные газеты входят в так называемые "издательские цепочки". Поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент - статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения, оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли.

В последнем случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о "редакционных изданиях" (redaktionelle Ausgabe) и "публицистических единицах" (publizistische Einheit). Публицистическая единица (часто этот термин ошибочно переводится в русскоязычных работах как "публицистическое единство" или даже "единство публицистики") - это независимая головная редакция, именно она может считаться в медиастатистике, занимающейся подсчетом количества газет в стране. Редакционное же издание - это некогда независимая газета, которая теперь, однако, просто перепечатывает присылаемые ей статьи под своим старым названием.

Медиакультура – категория, характеризующая социально-профессиональное качество субъекта труда в журналистике – как с точки зрения использования технологий, так и политического участия журналистов в жизни общества. Представляет собой степень овладения работников редакции достижениями научно-технического и социального прогресса, общим состояния политической свободы слова, наличия цензурных ограничений; является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими медиакультуре механизмами. Основные элементы медиакультуры – наличие специального образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденций развития газетного производства, сложной технологии СМИ в целом. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критическому осмыслению производственного опыта. В настоящее время образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик журналистов. В ходе научно-технического прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного, смежного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при доэлектронной технике квалификация журналиста обусловливалась сложностью функций по обработке собранного информационного материала и текстов, то на современной стадии она определялась сложностью управленческих функций корреспондента («лэгмана», от англ. legman) или редактора («рерайтера» - rewriter), обслуживающего «новые медиа». В условиях же автоматизированного производства «глобальных СМИ» квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда. С течением времени определяющую роль обрели и политические, партийные и иные предпочтения, качество социализации личности работники СМИ.

Медийная критика – особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде».

Мини-тема– это смысловая единица, которая является компонентом какой-либо темы.

Отраслевой бюллетень – информационное издание, освещающее круг вопросов определенной отрасли промышленности, хозяйственной деятельности

Ребрендинг – полное или частичное изменение составлящих бренда издания (название, логотип, иное визуальное оформление) с целью сохранения читательского интереса и привлечения новой аудитории.

 

Источники

 

Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 272 с. доступно на: URL: http://www.ksu.ru/f13/rbakanov/index.php?id=5&idm=0&num=23

 


Авторы

Ахметзянова Лейсан Кирамовна– преподаватель кафедры журналистики КГУ.

Баканов Роман Петрович–кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики КГУ.

Барабанова Ирина Ильинична – кандидат филологических наук.

Баутина Полина Вячеславовна– кандидат филологических наук.

Егорова Лилия Георгиевна– кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии КГУ.

Зайни Резеда Локмановна– кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской журналистики КГУ.

Лебедев Андрей Александрович– кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики КГУ.

Мухаметзянова Римма Равилевна– старший преподаватель кафедры журналистики филиала КГУ в. г. Набережные Челны.

Симкачева Марина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики КГУ.

Тихонов Денис Викторович– кандидат политических наук.

Туманов Дмитрий Валерьевич– кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики КГУ.

Шайхитдинова Светлана Каимовна –доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики КГУ.

Ясавеев Искандер Габдрахманович – доктор социологических наук, доцент кафедры социологии КГУ.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ:

ПРОБЛЕМАТИКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

Корректор Л.Ш. Давлетшина

Компьютерная верстка М.В. Улезко

Дизайн обложки Н.С. Корсаковой

 

Подписано в печать 13.01.2011 г.

Бумага офсетная. Печать ризографическая.

Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Таймс». Усл.печ.л. 20,0

Уч-изд.л. 17,5 Тираж 300 экз. Заказ № 24/7

 

Казанский университет

 

420008, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37

тел. 231-53-59, 292-65-60


[1] Средства массовой информации Республики Татарстан. Справка. Доступно на: URL: http://www.tatme-dia.com/rus/docs/32 (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[2] См.: Кудрина О., Шебалова Л., Гараева Л. Печать кризиса: В Татарстане ожидают резкого падения рекламных доходов СМИ // КоммерсантЪ (Казань). – 2009. – № 41. – 07.III. – С.5.

[3] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[4] Там же.

[5] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[6] Указ Президента РТ «О Республиканском агентстве по печати и массовой коммуникации «Татмедиа» от 15.05.2009 г. (№ УП-278). Доступно на: URL: http://www.tatar.ru/?node_id=3720&id=45564 (дата обращения 09.03.2010 г., режим доступа свободный).

[7] Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О вопросах Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» от 21.09.2009 г. (№655). Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/docs/post/post1.htm?page=14&pub_id=43914 (дата обращения 09.03.2010 г., режим доступа свободный).

[8] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[9] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[10] Ведомственная целевая программа Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» «Развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства Республики Татарстан в 2010 году». – С.6. Доступно на: URL: http://tatmedia.tatar.ru/rus/file/pub/pub_46097.doc (дата обращения 09.03.2010 г., режим доступа свободный)

[11] Здесь и далее мы будем использовать официальные данные количества зарегистрированных в Татарстане СМИ.

[12] Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одобрен Советом Федерации 24.09.2003 г. Вступил в силу с 01.01.2006 г. Опубликован в «Российской газете». – 2003. – 8.Х. – С.4. Доступно также на: URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html (дата обращения 11.03.2010 г., режим доступа свободный).

[13] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[14] Голобурдова Н. СМИ и кризис: «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? – Часть 1. Доступно на: URL: http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/ (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[15] Голобурдова Н. СМИ и кризис: «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? – Часть 1. Доступно на: URL: http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/ (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[16] Там же.

[17] Данные о подписке на периодические издания представлены здесь. Голобурдова Н. СМИ и кризис: «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? – Часть 1. Доступно на: URL: http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/ (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[18] Данные опубликованы здесь: Голобурдова Н. СМИ и кризис: «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? – Часть 1. Доступно на: URL: http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/ (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[19] Данные опубликованы здесь: Голобурдова Н. СМИ и кризис: «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? – Часть 1. Доступно на: URL: http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/ (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[20] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[21] Там же.

[22] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010г., режим доступа свободный).

[23] Салтанова С. Правда о тиражах. Доступно на: URL: http://www.mediaatlas.ru/items/?id=3062&cat=analitics (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[24] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[25] Салтанова С. Правда о тиражах. Доступно на: URL: http://www.mediaatlas.ru/items/?id=3062&cat=analitics (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[26] Там же.

[27] Представлены сведения по результатам интервью в 2007 году. См.: Там же.

[28] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[29] Средства массовой информации Республики Татарстан. Справка. Доступно на: URL: http://www.tatme-dia.com/rus/docs/32 (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[30] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[31] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я.Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010 г., режим доступа свободный).

[32] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010г., режим доступа свободный).

[33] Итоги работы отрасли СМИ в 2009 году и задачи на 2010 год. Доклад руководителя Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям М.Я. Муратова на коллегии 19.02.2010 г. Доступно на: URL: http://prav.tatar.ru/rus/file/press_release/pr_3484.pdf (дата обращения 05.03.2010г., режим доступа свободный).

[34] Ведомственная целевая программа Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» «Развитие и совершенствование инфраструктуры информационного пространства Республики Татарстан в 2010 году». – С.6. Доступно на: URL: http://tatmedia.tatar.ru/rus/file/pub/pub_46097.doc (дата обращения 09.03.2010 г., режим доступа свободный)

[35] Володин И. Мы в зеркале СМИ // Бугульминская газета. – 1999. – №20. –18.II. – №20. – С.2.

[36] Ахметзянов С. О нашей газете // Слава труду (г.Бавлы). – 1998. – №113. – 9.XII. – С.1.

[37] Ахметзянов И. Развитие периодической печати в условиях демократизации общества (1990-1997 гг.): автореф. дис. канд. филол. наук – Казань, 1998. – С.166.

[38] Шайхитдинова С. «Четвертая власть», по порядку номеров рассчитайсь! // Известия Татарстана. – 1995. – №83-84. – 4.V. – С.2

[39] Там же. Об этом см. также: Между капиталом, властью и «желтизной»: Провинциальная пресса уже давно не независима // Четвертая власть: Журнал клуба главных редакторов региональных газет России. – 1999. – №2. – С.24.

[40] Система СМИ России / Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект, 2001.

[41] Там же. – С.66.

[42] Ахметзянов И.Г. Указ. соч. – С.148.

[43] Мировой финансовый кризис ударил по подписной кампании в Татарстане: Новостная лента от 17 июня 2009 г. URL: // http://www.tatar-inform.ru/news/2009/06/17/172059/.

[44] Там же.

[45] «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? URL: // http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/.

[46] «Татарстан почтасы» засекретил итоги подписки на печатные СМИ, чтобы спрятать катастрофу? URL: // http://www.business-gazeta.ru/article/12400/18/.

[47] Мухаметшин Ф.: «Журналисты должны постоянно чувствовать заботу и внимание государства». URL: //

http://www.tatar-inform.ru/news/2009/05/19/167845/

[48] Демин А. Пресса без конфликтов - половая тряпка // Московский комсомолец в Татарстане. - 1997. - 4-11.XII. - С.10.

[49] Фонд защиты гласности не обнаружил в регионах свободных СМИ. URL: // http://www.svobodanews.ru/Article/2006/11/14/20061114193304030.html

[50] Фонд защиты гласности не обнаружил в регионах свободных СМИ. URL: // http://www.svobodanews.ru/Article/2006/11/14/20061114193304030.html

[51] Там же.

[52] Цит. по: И в Татарстане журналисты испытывают давление власти // Вечерняя Казань. 2009. – №178. – 16 декабря. – С.2.

[53] Усманова Л. Кто купит «четвертую власть» Татарстана? // Казанские ведомости. 1997. 1.IV. С.4.

[54] Демин А. Условие необходимой достаточности // Законодательство и право средств массовой информации. Татарстан. 1997. №1. С.1.

[55] Лебедев А. Периодическая печать Татарстана в общественно-политической жизни республики: идеологический аспект (1989-1999 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. – Казань, 2000. – С.176.

[56] Братья Альберт и Альфред, впоследствии преследуемые по закону и осужденные за злоупотребление финансовыми средствами, собранными у казанцев, и другие (в том числе политические) провинности.

[57] Р.Минниханов возглавил Правительство РТ в июле 1998 года после второго возвращения в Госсовет РТ Ф.Мухаметшина. За спиной Минниханова – средства «президентского» «Ак Барс банка», а также ТАИФ.

[58] Руководитель АО «Казанское предприятие автогрузового транспорта №3», в 1995-1999 годах депутат Госсовета РТ, один из лидеров еврейской общины Казани, по многочисленным слухам, владеет акциями АК «Вечерняя Казань» и «Столичной газеты» (бывшая “КВр”).

[59] Бывший глава корпорации СИПФ и одновременно Торгового дома (поначалу созданного как чековый инвестиционный фонд) «Образование», в 1995-1998 годах издавал одноименную газету. Корпорация агрессивно вела себя на рынке при покупке акций АО «Спартак» и ОАО «Камснаб» осенью 1998 г., в чем проявились политические амбиции ее владельца. В итоге А.Семин пришел к руководству Госкомитета по несостоятельности и банкротству РТ (бывший Госкомимущества).

[60] Коммерческий директор ТК “Эфир”, с 1999 г. - депутат Госсовета РТ. Поскольку официально этот канал - местное подразделение московского холдинга МНВК (ТВ-6. Москва), то “Эфиру” наверняка что-либо перепадает из Москвы. Кроме того, ТК имеет договоренность о поддержке со стороны “медиабарона” В.Гусинского. По сведениям некоторых источников, А.Григорьев стоит и за финансированием казанских представительств конкурирующих “Канала VI” и “Варианта”, а также радио “Пассаж”, рекламной фирмы “AdS”, а также фирма “Телеком”. А.Григорьев владеет контрольным пакетом акций телестудий Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Зеленодольска, Лениногорска, Бугульмы, Заинска и, возможно, Чистополя. По достоверным источникам, всего в медиа-«империи» А.Грирорьева находится 32 подразделения. Ко всему прочему, на ГТРК утверждают даже, что без влияния Григорьева не остался и глава государственного телевидения и бывший его подчиненный И.Аминов.

[61] Камоза Т. Игра шашек на доске шахматных королей // Новое время. – 1999. – №39. – 4.Х. – С.19.

[62] Местное представительство МНВК “ТВ-6. Москва” и одно время получало поддержку от медиа-холдинга В.Гусинского.

[63] АО «Сувар» еще до кризиса 1998 г. «прогорело». Информационный блок во главе с Р.Муратовым сразу же заметно ослаб. Агония усилилась летом 1999 г. после ухода идейного вдохновителя студии «Хоррият» И.Муртазина в Пресс-центр Президента РТ.

[64] В разное время пыталась сотрудничать с агентством «Интерфакс» (четверговое приложение «ВиД-Интерфакс» в 1997 - начале 1998 г.) и ИД “Коммерсантъ” (ежемесячное приложение «Коммерсантъ в Казани» в 1998 г.). Затем редактор Юрий Алаев стал ведущим информационной программы «Акцент», идущей по воскресеньям на телеканале «Вариант». Отношения с ним у «ВиДа» был арендный: газета сдавала каналу принадлежащие ей помещения в казанском Доме печати.

[65] Местная организация «Яблока» выкупила «КТ» у Андрея Морозова (изд. и ред. в 1991-93 гг.), который вел слишком неудобную для официальных властей «шовинистическую», «ро-русскую» политику. Минпечати РТ вынудил А.Морозова расстаться с газетой. Ныне “КТ” отличается центричностью оценок. Выходит нестабильно и для узкого круга. Сам А.Морозов начал издавать газету политической рекламы «Персона».

[66] В пику правительственному блоку “ТНВ” во второй половине 1999 г. движение объединило разношерстные партии - националистов и федералов, коммунистов и демократов.

[67] Между капиталом, властью и “желтизной” // Четвертая власть. - 1999. - №2. - С.25.

[68] «Европа-Плюс (Казань)» ориентирована на группу ОНЭКСИМбанка. «Русское радио» и «Эхо Москвы» полностью «москва-центричны» (одно ориентируются на деловые круги, второе - на Московское правительство). Радио «Ностальжи», считаясь дочерним предприятием «Радио России», является полугосударственным формированием. Татароязычное радио «Дулкын» получает поддержку от «Газпрома» (ВК. - 1998. - №248). FM «Татурос» было учреждено одноименным татарстано-турецким СП; в информационно-музыкальной политике ориентируется на турецкое радио «Metro FM». И лишь молодежное (или, как его называют, хулиганское) «БИМ-радио» и его татароязычное отделение FM «Курай» существуют только благодаря частной рекламе.

[69] Засурский И. Но парасан!: Успехи иностранного капитала в российских СМИ скромнее, чем ожидалось // Общая газета. - 1997. - №4. - 30.I.- 5.II. - С.12.

[70] Засурский И. Западники и почвенники: новый российские газеты середины 90-х годов // Журналист. - 1997. - №2. - С.38-39.

[71] Юрьев К.Ю., Леонидов Т.С. Феномен тематизации в республиканской прессе // Социс. – М., 1998. – №11. – С.62.

[72] Там же.

[73] Овруцкий Л. Как нам обустроить государственные СМИ: М.Шаймиев опасается, что они будут отброшены на задворки истории // Московский комсомолец в Татарстане. – 1999. – 18-25.III. – С.9-10.

[74] Шаймиев М. О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики: Доклад Президента РТ // РТ. - 1999. - №48-49. - 13.III. - С.3.

[75] Татарстанским СМИ поставили диагноз / В изложении ИА «Татар-информ» // Вечерние Челны. - 2000. - №45. - 8.XII. - С.8. См. также: Сиберт Ф., Питерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. - М.: Вагриус, 1998.

[76] Там же.

[77] См. первую часть данного раздела «Популяризация региональных СМИ на рубеже 1980-1990-х годов».

[78] См. Татарстанским СМИ поставили диагноз // Вечерние Челны. – 2000. – №45. – 8.XII. – С.8.

[79] Камоза Т. Игра шашек на доске шахматных королей // Новое время. – 1999. – №39. – 4.Х. – С.19.

[80] Шайхитдинова С. Редакция - субъект права // ЗиП СМИ. Татарстан. 1998. – №3. – С.2. См. также: Балытников В., Штукин В. Что такое устав редакции? // ЗиП СМИ. – 1997. – №3. – С.45-47; Договор о сотрудничестве между редакцией газеты “Ватаным Татарстан” и Государственным Советом РТ и Кабинетом Министров РТ // ЗиП СМИ. Татарстан. – 1998. – №3. – С.3 – 4.

[81] Шайхитдинова С. “Журналисты всегда ждут от власти какого-то подвоха”: Интервью Л.Агеевой // РТ. - 1997. - №153-154. - 29.VII. - С.2.

[82] Ахметзянов И. Указ. соч. - С.95.

[83] Ахметзянов И. Указ. соч. - С.106-107.

[84] Ахметзянов И. Указ. соч. - С. 169-170.

[85] Между капиталом, властью и “желтизной” // Четвертая власть. – 1999. – №2. – С.24.

[86] АФ “РТ”. №15-А. 1999. №2-51.

[87] Гельманова Д., Щербакова Р. Некролога не будет? // РТ. – 1998. – №210. – 16.Х. – С.3.

[88] Шайхитдинова С. “Четвертая власть”, по порядку... // ИТ. – 1995. – №83 – 84. – 4.V. – С.2.

[89] Усманова Л. Региональная деловая журналистика: состояние, развитие, перспективы // Тонус. – 1997. – №2. – С.45.

[90] Ахметзянов И. Указ. соч. - С.117.

[91] Ахметзянов И. Указ. соч… – С.141.

[92] Демин А. В скандале – отказано // ЗиП СМИ. Татарстан. – 1998. – №1. – С.2.

[93] Ахметзянов И. Указ. соч. – С.67.

[94] Там же. - С. 112.

[95] Первое состоялось фактически безболезненно при А.Гаврилове в 1991 г. Если тогда газета стала предприятием с формой собственности ЗАО, то в 1999 г. – акционерной компанией.

[96] Дурманов И. Почему я ушел из “Вечерней Казани” // Новая Вечерка. – 1999. – №7. – 8.IV. – С.1-2.

[97] Амирханов Р.У. Проблемы развития русской культуры в татарской периодической печати (1905 - 1917 гг.): Автореф. дис. докт .ист. наук. – Казань, 1997. – С.13.

[98] Ахметзянов И. Указ. соч. - С.10.

[99] Бессчетнова С. Друг другу мы тайно враждебны // ЗиП СМИ. Татарстан. - 1998. - №2. - С.1.

[100] Там же.

[101] Бессчетнова С. Друг другу мы тайно враждебны // ЗиП СМИ. Татарстан. - 1998. - №2. - С.1.

[102] Бессчетнова С. Друг другу мы тайно враждебны // ЗиП СМИ. Татарстан. - 1998. - №2. - С.1.

[103] Обвинение утверждено // РТ. - 1999. - №153. - 30.VII. С.4.

[104] Шаймиев М. О положении в республике... // РТ.- 1999. - №48-49. - 13.III. - С.3.

[105] Бессчетнова С. Указ. соч.

[106] Меняла стратегическую линию 5-6 раз в зависимости от того, кто являлся основным спонсором. Финансовая нестабильность стала оправданием коммерческого заказа, прежде всего мэра Казани К.Исхаков. Однако редакция была непоследовательной и в результате, что называется, несколько раз подставила себя. В итоге, когда “игрушка” надоела мэру” (это случилось весной 1999 г.), он отказался ее финансировать. После этого газета откровенно “желтеет”.

[107] Маковский Л., Чашин Е. В Париж через Мамадыш // КВр. - 1997. - №47. - С.1-2.

[108] Михайлин Д. Убийцы в белых воротничках // КВр. - 1997. - №9. - С.1-2.

[109] Демин А. В скандале - отказано // ЗиП СМИ. Татарстан. - 1998. - №1. - II. - С.1.

[110] Демин А. Швецов может потребовать 10 миллиардов рублей // МКТ. - 1997. - 18-25.XII. - С.14-15.

[111] Дурманов И. Почему я ушел из “Вечерней Казани” // Новая Вечерка. - 1999. - №7. - 8.IV. - С.1-2.

[112] См., например: Дурманов И. Почему я ушел... // Новая Вечерка. - 1999. - №7. - 8.IV. - С.1-2.

[113] Между капиталом, властью и “желтизной” // Четвертая власть. 1999. №2. С.24.

[114] Кириллова С. Маленькая четвертая власть // Московские новости. - 1998. - №40. - 11-18.Х. - С.19.

[115] Ахметзянов С. О нашей газете // Слава труду (г. Бавлы). - 1998. - №113. - 9.XII. - С.1.

[116] Цит. по: Листая районные газеты // Республика Татарстан. - 1999. - №13. - 22.I. - С.3.

[117] Кириллова С. Указ. соч.

[118] Володин И. Мы в зеркале СМИ // Бугульминская газета. - 1999. - 18.II. - №20. - С.2.

[119] Юрьев К.Ю., Леонидов Т.С. Феномен тематизации в республиканской прессе // Социс. - М., 1998. - №11. - С.62.

[120] Данные приводятся по: Листая районные газеты // Республика Татарстан. - 1998. - №13. - 21.I. - С.3.

[121] Ответьте мне, если не секрет // Алькеевские вести (с.Базарные Матаки). - 2001. - №84. - 20.Х. - С.4.

[122] Засурский И. Западники и почвенники: новый российские газеты середины 90-х годов // Журналист. - М., 1997. - №2. - С.38-39.

[123] Ковалев С. О клане Шаймиева замолвите слово // Казанское время. - 2001. - №3. - 18-24.I. - С.5.

[124] Ратникова Р. Журналист восстановлен на работе // Республика Татарстан. - 2000. - №125. - 23.VI. - С.3.

[125] Овруцкий Л. Как нам обустроить государственные СМИ: М.Шаймиев опасается, что они будут отброшены на задворки истории // Московский комсомолец в Татарстане. - 1999. - 18-25.III. - С.9-10.

[126] Никонов А. Четвертая власть // Ленинская правда (г.Нижнекамск). - 1999. - №80. - 18.V. - С.2.

[127] О том, какие, например, лишения от властей терпела в 1999 г. редакция самой «ЛП», см. материал: Яковлев Г. Чего не сделаешь ради своего вкуса // Республика Татарстан. - 1999. - №204. - 12.X. - С.7.

[128] В начале 2000 г. казанская газета «Новая Вечерка» сообщила о таком возмутительном факте.

Несколько лет назад Кабинет Министров РТ выделил администрации Тюлячинского района целевой кредит в 1,5 миллиарда неденоминированных рублей на строительство типового здания редакции газеты и районной типографии. Деньги, по данным прежнего Минпечати РТ, были своевременно перечислены, но, как это часто бывает в наши дни, бесследно… исчезли!

Сообщение вызвало резонанс. Вскоре главе администрации Тюлячинского района стало известно, что скандальная публикация в «Новой Вечерке» появилась на свет во многом благодаря и с подачи редактора районки Н.Хасанова.

Последствия данного проявления «гласности по-татарстански» таковы: Н.Хасанову сначала предложили уволиться «по собственному желанию». А когда он категорически отказался, администрация района прекратила перечисление денег на выпуск газеты и выдачу зарплаты. Не скрывая подоплеки давления на редакцию, тюлячинские власти заявили: пока редактор не уволится, денег газете не будет. В результате больше трех месяцев «Тюляче хэбэрлэре» не выходила в свет.

Показательно, что Минпечати РТ с подотчетной инспекцией по защите свободы печати заняли нейтральную позицию.

Еще одна история, на сей раз с уничтожением тиража «Чистопольских известий» с неугодным материалом по указанию руководства одноименного района, была зафиксирована в сентябре 1996 г. (номер за 26 сентября с купюрами был «продублирован» в экстренном порядке в понедельник, 30-го числа). Администрации не понравилось интервью по поводу причин неофициальной победы кандидатуры Г.Зюганова по Чистополю в ходе президентских выборов 1996 г.

[129] Татарстанская печать в цифрах: Отчет с коллегии Минпечати РТ // Менделеевские новости. 1999. - №42. - 15.IV. - С.1.

[130] Шайхитдинова С. «Четвертая власть», по порядку номеров рассчитайсь! // Известия Татарстана. - 1995. - №83-84. - 4.V. - С.2.

[131] Об этом см. также: Между капиталом, властью и «желтизной»: Провинциальная пресса уже давно не независима // Четвертая власть: Журнал клуба главных редакторов региональных газет России. - 1999. - №2. - С.24.

[132] Гельманова Д., Щербакова Р. Некролога не будет? // Республика Татарстан. - 1998. - №210. - 16.Х. - С.3.

[133] СМИ Татарстана в зеркале статистики // Новый Зай (г. Заинск). - 2000. - №35. - 26.VIII. - С.3.

[134] Геманова Д., Щербакова Р. Указ. соч.

[135] Геманова Д., Щербакова Р. Указ. соч.

[136] Акифева В. Будут ли у муниципалов свои газеты? // Республика Татарстан. - 2005. - №217. - 15 июня. - С.2.

[137] Орлова А.Ф. Время и связь: Очерки по истории связи в ТАССР. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. – С.82.

[138] Струков К. Бум радио, или Радиобум в Казани // КРИС. - 1997. - №170. - 11.IV. - С.2.

[139] Струков К. Бум радио, или Радиобум в Казани // КРИС. - 1997. - №170. - 11.IV. - С.2.

[140] Там же.

[141] См., например: Республика Татарстан. – 1997. – №147. – 17.VIII. – С.4.

[142] Кому достались «хрустальные перья» // РТ. – 1999. – №103. – 21.V. – С.1.

[143] Струков К. Указ соч.

[144] Там же.

[145] Там же.

[146] Царев Р. Со свободой нам не по пути // ВК. - 1999. - №76. - 15.V. - С.2.

[147] Струков К. Указ. соч.

[148] Гафаров А. Экономический календарь // Отражение. - 1999. - №2. - С.7.

[149] Вечерняя Казань. - 1999. - №46. - 23.III. - С.2.

[150] Экспертный опрос проведен автором в мае 2006 года. В опросе приняли участие 52 журналиста из 41 СМИ г.Казани. Они представили: государственные, коммерческие и федеральные СМИ в РТ, характеризующиеся по влиятельности, по виду СМИ, по типу издания, по языку выхода. Экспертами выступили: главные редакторы, заместители главного редактора, редакторы и заведующие отделом, декан факультета журналистики и социологии КГУ. Из них: мужчин – 23, женщин – 29. Возраст респондентов от 23 до 72 лет. Опыт работы в журналистике: от 5 до 55 лет.

[151] Шаймиев М. Десять лет по пути укрепления суверенитета. Выступление на пленарной сессии Госсовета РТ, посвященной десятой годовщине провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. 29 августа 2000 г.

[152] Анкета №11, №17, №21, №25. Архив автора.

[153] Анкета №8. Архив автора.

[154] Анкета №43. Архив автора.

[155] Анкета №16. Архив автора.

[156] Анкета №23, № 50. Архив автора.

[157] Анкета №22, №39. Архив автора.

[158] Анкета №6, №19, №45. Архив автора.

[159] Анкета №9, № 31, №40, №42, №49. Архив автора.

[160] Анкета №5, №12, №26, №32, №38. Архив автора.

[161] Анкета №43, №51. Архив автора.

[162] Цит. по: Виноградова С.М., Мельник Г.С. Российская журналистика в зеркале социологии: кризис доверия или поиск утраченной идентичности? // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры: тематический сборник статей и материалов. Под ред. проф. В.Ф. Олешко. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, Издат. дом «Филантроп», 2005. – С. 68.

[163] Анкета №15, №31, №42. Архив автора.

[164] Анкета №45. Архив автора.

[165] Анкета №45. Архив автора.

[166] Анкета №49. Архив автора.

[167] См., например, анкета № 50. Архив автора.

[168] Анкета №10, №22. Архив автора.

[169] Лебедев А.А. Периодическая печать Татарстана в общественно-политической жизни республики: идеологический аспект (1989 – 1999 гг.): дис. … канд. ист. наук. Казан. гос. ун-т. – Казань, 2000 – С. 50.

[170] Там же. – С. 67.

[171] См.: Анкета № 51. Архив автора.

[172] Анкета № 40. Архив автора.

[173] Анкета №25, №42, №45. Архив автора.

[174] Из интервью с редактором отдела газеты «Восточный экспресс», проведенного в марте 2005 года специально для данного исследования.

[175] См.: Русина В.В. Государственная политика в области СМИ: принципы формирования и реализации // Медиальманах. – 2004. - № 4-5. – С. 23.

[176] См.: Лебедев А.А. Периодическая печать Татарстана в общественно-политической жизни республики: идеологический аспект (1989 – 1999 гг.): дис. … канд. ист. наук. Казанский гос. ун-т. – Казань, 2000 – С. 120.

[177] Анкета №22, №25, №45. Архив автора.

[178] Анкета №45. Архив автора.

[179] Анкета №3, №5, №10. Архив автора.

[180] См.: Анкета №28. Архив автора.

[181] Анкета №43, №45, №51. Архив автора.

[182] Анкета №48. Архив автора.

[183] Анкета №26, №43, №53. Архив автора.

[184] См.: Анкета №31, №32. Архив автора.

[185] Анкета №39. Архив автора.

[186] Анкета №16. Архив автора.

[187] Самусевич О.М. Проблема гуманизации информационной сферы // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: МГУ, 2006. – С. 141.

[188] Анкета №51. Архив автора.

[189] См.: Шайхитдинова С.К. Цена профессии / С.К. Шайхитдинова // Республика Татарстан. – 25 октября 2001.

[190] Из интервью с журналисткой О. Юхновской, проведенным автором в январе 2004 года.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.