Здавалка
Главная | Обратная связь

Система муниципального управления




или сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, то рас­стояния между последними чаще всего составляют несколько километров (иног­да — свыше 10), в муниципальном районе — десятки, а иногда сотни километров. В дальнейшем, говоря о муниципальном образовании как о системе, мы будем иметь в виду муниципальное образование в составе одного населенного пункта.

Все, что существует в мире, системно. Системность есть всеобщее свойство материи, человеческой деятельности и мышления. Всякая система в отсутствие внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) спо­собна сохранять свое состояние сколь угодно долго, т. е. находиться в состоянии равновесия. Однако этого недостаточно. Система должна обладать способностью возвращаться в состояние равновесия после того, как была выведена из него под влиянием неблагоприятных внешних воздействий либо ошибок в управлении. Это свойство систем называется устойчивостью. Без него никакая система не могла бы существовать длительное время. К поселению это требование относит­ся в полной мере.

Простейшая часть системы называется элементом. Ответ на вопрос, что счи­тать элементом, зависит от цели анализа. Членимость любой системы в принципе бесконечна, поэтому правильнее сказать, что элемент — это предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи и поставленной цели.

Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным раз­биением на подсистемы.

Подсистемой называется совокупность взаимосвязанных элементов системы. Сложная система может объединять подсистемы разных уровней. Подсистема любой системы сама является системой по отношению к входящим в нее элемен­там и подсистемам. В свою очередь, всякая система является подсистемой системы более высокого порядка. Например, город является подсистемой региона и госу­дарства, которые по отношению к нему являются системами более высокого по­рядка, а городской микрорайон — это подсистема города.

Структура системы — это совокупность ее подсистем и элементов и связей между ними. Структура сложной системы может быть неочевидной, и для ее по­строения требуется специальный анализ. При исследовании какого-либо элемен­та или подсистемы они описываются не сами по себе как таковые, а с учетом их места в системе. Этот подход обязателен при исследовании муниципального об­разования.

Системы могут быть созданы природой и человеком или с участием человека. Для систем, созданных человеком или с его участием, характерно целеполагание. Система создается человеком для достижения определенной цели. Каждая под­система такой системы реализует свою цель, служащую подцелью по отношению к цели всей системы. В многоуровневой системе может быть построено «дерево целей», используемое как элемент системного анализа. Если оно построено пра­вильно, каждая подсистема или элемент, достигая своей цели, вносит необходи­мый вклад в достижение общей (генеральной) цели системы.

Цель системы определяет ее структуру и функции. Системы, созданные чело­веком, могут быть машинными или автоматическими (способными действовать в течение какого-то периода времени без участия человека), человеко-машинны­ми (основанными на постоянном взаимодействии человека и машины) и соци-


Глава 2. Муниципальное образование как объект управления



альными (основанными на взаимодействии между людьми). Каждый тип систем обладает определенными особенностями, свойствами (рис. 2.1.1).

 

 

Все системы
     
    Природные
   
     
    Созданные человеком или с его участием
   

Целостность

Открытость

Членимость

Коммуникативность

Устойчивость

Адаптивность

Целеполагание


 

 

 

   
  Машинные (автоматические)
 
   
  Человеко-машинные
 
   
  Социальные
 

Способность функционировать определенное время без участия человека

Функционирование при постоянном участии человека

Управляемость

Самоорганизация

Поведение

Слабая

структурированность

Рис. 2.1.1. Основные типы и свойства систем


Особо сложные системы, включающие в себя множество природных и создан­ных человеком подсистем, называются социально-экономическими.

При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой другой социально-экономической системы. Как отмечалось, город как социаль­но-экономическая система является подсистемой региона и государства. В этих системах город выполняет множество различных функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.