Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению



Стратегия отвечает на вопрос «что делать?» при понимании того, «зачем это де­лается?», тогда как тактика отвечает на вопрос «как это сделать?».

Стратегическое управление отвечает на вопрос о том, каким способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, как разрабатывать планы и достигать поставленных целей.

Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязан-/Ное управление состоянием и управление изменением (развитием). Стратегичес­кий подход, как уже отмечалось, — антипод существующему во многих муници­палитетах приоритету решения текущих, повседневных задач.

Вопросы текущего функционирования и вопросы развития муниципального образования тесно взаимосвязаны. В то же время между текущими и перспективны­ми задачами, между сохранением равновесия и его нарушением существует объек­тивное противоречие. Сложность его разрешения определяется не только ограни­ченностью ресурсов в каждый данный момент времени, но и сопротивлением существующих структур управления и работающих в них руководителей и специ­алистов любым изменениям и преобразованиям, затрагивающим их интересы. По этой причине погибло и продолжает погибать множество ценных инициатив во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в муниципальном управлении.

Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составля­ет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных це­лей, от ориентации на обращение к текущим задачам к ориентации на решение перспективных проблем.

Целостная система стратегического управления муниципальной деятельно­стью предполагает наличие в муниципальном образовании ее важнейших компо­нентов, представленных на рис. 3.5.1.


Глава 3. Концепция муниципального управления



 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Компоненты  
           
Принята идеология (философия) стратегического управления     Преобразована организационная структура управления
   
       
Создана концепция перспективного развития     Распределены роли и функции между органами и уровнями управления развитием
   
       
Определены долгосрочные цели и ориентиры развития     Разработано методическое и информационное обеспечение
   
       
Определены этапы и способы достижения стратегических целей     Созданы специальные органы и структуры по координации и контролю за реализацией стратегии развития i
   
       
Подобран, обучен и эффективно расставлен    
персонал управления развитием    
           

Рис. 3.5.1. Компоненты системы стратегического управления муниципальной

Деятельностью

Таким образом, понятие «стратегическое управление» значительно шире по­нятия «стратегическое планирование». Второе является лишь одной из состав­ных частей первого. Вопросы стратегического планирования как составной части комплексного социально-экономического развития муниципального образова­ния рассматриваются в главе 7.

Схема стратегического управления муниципальной деятельностью может быть представлена в виде четырех блоков (рис. 3.5.2).

1. Блок целеобразования и целеполагания.



Система муниципального управления


2. Блок нормативно-правового проектирования.

3. Блок организационного проектирования.

4. Блок планирования.


Блок целеобразования и целеполагания


Выработка общей стратегии развития. -> Разработка на ее основе частных

муниципальных политик, программ и проектов


 


Блок

нормативно-правового

проектирования


Формирование системы нормативно-правовых -> актов (постановлений, решений и т. д.), гарантий и норм их реализации


 


Блок

организационного

проектирования


Формирование системы органов власти -> и управления, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций


 


Блок планирования


Разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования


Рис.3.5.2. Схема стратегического управления муниципальной деятельностью

Целеобразование и целеполагание — это выработка общей стратегии развития муниципального образования и разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов. Иногда говорят, что целеполагание есть опереже­ние реальности, выход за ее рамки в желаемое будущее.

Нормативно-правовое проектирование — формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструк­ций, предписаний и т. д.), социальных гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы, не доведенные до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, неизбежно погибают.

Организационное проектирование — формирование системы органов управле­ния или организационных структур, стратегического блока, за которыми закреп­ляется определенный набор задач и функций. Без наличия таких структур реали­зация стратегических задач будет невозможной.

Планирование — разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования, в котором должны быть обеспече­ны увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимо­действие, направленное на эффективное использование и приращение экономи­ческих, пространственных, человеческих и иных ресурсов территории.

Основная проблема заключается в сложности достижения баланса между эти­ми типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целе­полагания) и организационным проектированием. Когда стратегическое управ-








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.