Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи муниципальной экологической политики



Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции городских округов и муници­пальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а так­же организацию и осуществление экологического контроля объектов производ­ственного и социального назначения на территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государствен­ной власти. Формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития.

На основании оценки экологической ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве случаев и экологические проблемы тер­ритории, и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяй­ственные проблемы могут проявляться очень по-разному и должны рассматри­ваться с учетом пространственно-временной и причинно-следственной обус­ловленности. Только на этой основе можно выбрать эколого-хозяйственные приоритеты. Порядок выбора таких приоритетов представлен на рис. 4.8.3.

На основе анализа вырабатываются экономико-технологические и организа­ционно-правовые мероприятия по устранению или нейтрализации неблагопри­ятных факторов, включающие:

♦ внедрение прогрессивных технологий и модернизацию материально-техни­ческой базы конкретных производств;


их ситуации


Удовлетвори­тельная


Напряженная


Предкризисная (критическая)


Кризисная


Катастрофическая


 


Экологическое положение со­ответствует установленным нормативам. Отсутствуют не­гативные по­следствия для человека. Со­храняется в оптимальном состоянии сре­да обитания


Наличие угрозы здоровью лю­дей по отдель­ным функциям и компонентам. Ухудшение сре­ды обитания че­ловека. Некото­рое снижение продуктивности природных ре­сурсов и изме­нение режима самовосстанов­ления природ­ных систем


Регулярность нару­шения здоровья людей. Значитель­но ухудшается со­стояние среды оби­тания человека. Быстро нарастает угроза истощения или утраты при­родных ресурсов. Ослабляется функ­ция самовосста­новления природ­ных систем. Изме­нения выходят за пределы ареалов их возникновения


Резкое ухудшение здо­ровья населения, прояв­ляющееся в нарушениях основных функций орга­низма человека. Резкое возрастание общей и детской заболевае­мости, значительное уве личение количества за­болевших по основным классам болезней. Среда обитания человека ста­новится малопригодной для жизнедеятельности. Существенное истоще­ние природных ресурсов. Нарушение функций при родных комплексов при­обретает труднообрати­мый характер


Характеризуется как зона экологического бедствия. Представ­ляет серьезную опас­ность для жизни людей и воспроизводства бу­дущих поколений. Острота и глубина изменений в биосфе­ре становятся в ряде случаев на уровень межрегиональных. Самовосстановление природных систем возможно лишь при выводе их из хозяй­ственного использо­вания на длительное время. Ликвидация последствий требует колоссальных финан­совых и организаци­онно-технических за­трат


 


Рис. 4.8.2. Типы и признаки


^ских ситуации в поселении


Порядок выбора эколого-хозяйственных приоритетов


г


i


 


Выявление и инвентаризация проблемных ситуаций


Соотношение проблемных

эколого-хозяйственных

ситуаций с компетенцией

органов местного

самоуправления


Выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эколого-хозяйственных проблем


Выработка принципов

выбора и ранжирования

эколого-хозяйственных

приоритетов


 


Постоянно действующие: загазованность и запылен­ность атмосферы, особенно вблизи транспортных магистралей или в зоне влияния стационарных источников.

Периодически повторяющи­еся: разливы рек; атмо­сферные инверсии с запредельными концен­трациями высокотоксичных ингредиентов. Ациклические, не поддаю­щиеся строгим временным прогнозам, но предсказуе­мые при условии всесто­роннего учета причинно-следственных факторов


Оперативный отбор информации о возникаю­щих ситуациях, включение их в планирование управленческой деятель­ности, обеспечение ресурсами, а также механизмами реализации муниципальной экологи­ческой политики


Реализация системы принципов сохранения здоровья населения и благополучного состояния среды жизнедеятельности человека. Соблюдение количественных и каче­ственных пропорций природопользования, обеспечивающих устойчи­вое равновесие природных и социально-экономических систем на территории


Изучение ресурсного потенциала территории, который может быть задействован в местном воспроизводственном процессе. Определение на этой основе степени самостоятельности муниципального образо­вания при решении первоочередных и стратегических задач эколого-хозяйственного развития


Рис.4.8.3. Схема выбора эколого-хозяйственных приоритетов при формировании муниципальной экологической политики


216________________________________________________ Система муниципального управления

♦ перепрофилирование, перебазирование или ликвидация экологически опас­ных производств;

♦ многооборотное ресурсопользование (утилизация отходов производства, оборотное водоснабжение и т. п.);

♦ создание санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств;

♦ использование экономических инструментов регулирования природопользования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.