Цели и задачи муниципальной экологической политики
Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции городских округов и муниципальных районов организацию мероприятий по охране окружающей среды, а также организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Формирование местной экологической политики должно базироваться на анализе существующей экологической ситуации и тенденций ее развития. На основании оценки экологической ситуации анализируются выявленные проблемы, выбираются конкретные направления муниципальной экологической политики и ее приоритеты. В большинстве случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной экологической политики носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные проблемы могут проявляться очень по-разному и должны рассматриваться с учетом пространственно-временной и причинно-следственной обусловленности. Только на этой основе можно выбрать эколого-хозяйственные приоритеты. Порядок выбора таких приоритетов представлен на рис. 4.8.3. На основе анализа вырабатываются экономико-технологические и организационно-правовые мероприятия по устранению или нейтрализации неблагоприятных факторов, включающие: ♦ внедрение прогрессивных технологий и модернизацию материально-технической базы конкретных производств; их ситуации Удовлетворительная Напряженная Предкризисная (критическая) Кризисная Катастрофическая
Экологическое положение соответствует установленным нормативам. Отсутствуют негативные последствия для человека. Сохраняется в оптимальном состоянии среда обитания Наличие угрозы здоровью людей по отдельным функциям и компонентам. Ухудшение среды обитания человека. Некоторое снижение продуктивности природных ресурсов и изменение режима самовосстановления природных систем Регулярность нарушения здоровья людей. Значительно ухудшается состояние среды обитания человека. Быстро нарастает угроза истощения или утраты природных ресурсов. Ослабляется функция самовосстановления природных систем. Изменения выходят за пределы ареалов их возникновения Резкое ухудшение здоровья населения, проявляющееся в нарушениях основных функций организма человека. Резкое возрастание общей и детской заболеваемости, значительное уве личение количества заболевших по основным классам болезней. Среда обитания человека становится малопригодной для жизнедеятельности. Существенное истощение природных ресурсов. Нарушение функций при родных комплексов приобретает труднообратимый характер Характеризуется как зона экологического бедствия. Представляет серьезную опасность для жизни людей и воспроизводства будущих поколений. Острота и глубина изменений в биосфере становятся в ряде случаев на уровень межрегиональных. Самовосстановление природных систем возможно лишь при выводе их из хозяйственного использования на длительное время. Ликвидация последствий требует колоссальных финансовых и организационно-технических затрат
Рис. 4.8.2. Типы и признаки ^ских ситуации в поселении Порядок выбора эколого-хозяйственных приоритетов г i
Выявление и инвентаризация проблемных ситуаций Соотношение проблемных эколого-хозяйственных ситуаций с компетенцией органов местного самоуправления Выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эколого-хозяйственных проблем Выработка принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов
Постоянно действующие: загазованность и запыленность атмосферы, особенно вблизи транспортных магистралей или в зоне влияния стационарных источников. Периодически повторяющиеся: разливы рек; атмосферные инверсии с запредельными концентрациями высокотоксичных ингредиентов. Ациклические, не поддающиеся строгим временным прогнозам, но предсказуемые при условии всестороннего учета причинно-следственных факторов Оперативный отбор информации о возникающих ситуациях, включение их в планирование управленческой деятельности, обеспечение ресурсами, а также механизмами реализации муниципальной экологической политики Реализация системы принципов сохранения здоровья населения и благополучного состояния среды жизнедеятельности человека. Соблюдение количественных и качественных пропорций природопользования, обеспечивающих устойчивое равновесие природных и социально-экономических систем на территории Изучение ресурсного потенциала территории, который может быть задействован в местном воспроизводственном процессе. Определение на этой основе степени самостоятельности муниципального образования при решении первоочередных и стратегических задач эколого-хозяйственного развития Рис.4.8.3. Схема выбора эколого-хозяйственных приоритетов при формировании муниципальной экологической политики 216________________________________________________ Система муниципального управления ♦ перепрофилирование, перебазирование или ликвидация экологически опасных производств; ♦ многооборотное ресурсопользование (утилизация отходов производства, оборотное водоснабжение и т. п.); ♦ создание санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств; ♦ использование экономических инструментов регулирования природопользования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|