Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. Управление градообслуживающей сферой





Важнейший принцип, на котором должна строиться экологическая политика органов местного самоуправления, состоит в том, что загрязнитель природной среды платит. Это подразумевает наличие в муниципальном образовании систе­мы мониторинга (слежения) стационарных и мобильных источников загрязне­ния, состояния окружающей среды.

К экологическим платежам, взимаемым с природопользователей, относятся: налогообложение, сборы за нормативное и сверхнормативное использование при­родных ресурсов, сборы за лимитное использование и сверхлимитное загрязне­ние природной среды, штрафы, плата за страхование, импортные и экспортные тарифы по возмещению нанесенного ущерба.

Исходя из сущности и содержания муниципальной экологической политики, целесообразно выделить следующие основные задачи муниципальных властей:

♦ обоснование стратегической концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании, включая рациональное использование при­родных ресурсов;

♦ использование системы административных мер и экономических механиз­мов регулирования, обеспечивающих достижение стратегических и такти­ческих целей экологического развития муниципального образования;

♦ организация действенной системы экологического мониторинга;

♦ формирование системы экономического стимулирования и поощрения обще­ственных и частных инициатив, направленных на улучшение экологиче­ской ситуации;

♦ содействие организации экологического просвещения и образования во всех формах обучения — от дошкольных учреждений до высшей школы, соз­дание системы повышения экологической квалификации муниципальных служащих.

Широкое распространение в ряде стран получил метод торговли лицензиями на загрязнение, когда в пределах муниципалитета органы местного самоуправле­ния формируют «рынок прав на загрязнение»; предприятия-загрязнители пред­ставляют спрос, а органы муниципального управления — предложения.

Разработка и реализация экологической политики требует организации право­вого, информационного, технического, социально-психологического, финансово­го обеспечения. Центральное место занимает кадровое обеспечение. Обучение специалистов предприятий и органов местного самоуправления является необ­ходимой предпосылкой для выработки и реализации эффективных мер по уменьше­нию загрязнения окружающей среды, улучшению природоохранной деятельности.

Для осуществления эффективной муниципальной экологической политики целесообразно формирование специальных экологических фондов за счет плате­жей и налогов за ресурсы, штрафов, муниципальных взносов.

Эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на ос­нове согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами государственного управления и субъектами хозяйствования при четком опреде­лении их прав и ответственности за природопользование и улучшение экологи­ческой ситуации на территории.



Система муниципального управления








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.