Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 7. Управление развитием муниципального образования





городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.

При переходе к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного планирования социально-экономиче­ского развития страны и отдельных территорий была разрушена. В начале 1990-х гг. был выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако к настоящему време­ни надежда только на рыночные силы иссякла, а в странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно выступает действенным ин­струментом государственного регулирования экономики и социального развития. Пла­номерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивили­зации. С помощью стратегического планирования и программно-целевого подхода обеспечивается комплексность развития всех звеньев хозяйственной системы.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Феде­ральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ про­гнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития. Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-эко­номического развития Российской Федерации используются при принятии органа­ми законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области соци­ально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комп­лексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.

Политика социально-экономического развития государства должна быть осно­вана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдель­ных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социаль­ной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства могут служить методологической базой для решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований.

Важными компонентом взаимосвязи регионального и муниципального развития являются экологически обоснованное размещение производительных сил, разре­шение противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия. Без решения этой проблемы говорить об устойчивом развитии не приходится.

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Перечни федеральных целевых программ социально-экономи­ческого развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражают­ся в соответствующих бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и ре-









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.