Предмет, методы, задачи муниципальной статистики
Предметом муниципальной статистики служат количественные и качественные характеристики однородных массовых экономических, социальных, демографических, экологических и других явлений и процессов, происходящих на территории муниципального образования. Она должна охватывать статистическим наблюдением все сферы и объекты муниципального управления в динамике, выполнение целевых программ и т. д. Муниципальная статистика использует как общие, так и специфические методы исследования количественной и качественной стороны общественных явлений. Традиционно выделяются три этапа исследования: Глава 8. Организация деятельности муниципальной власти ♦ статистическое наблюдение за массовыми явлениями; ♦ сводка результатов наблюдения, которая предусматривает обобщение материалов наблюдения в соответствии с классификациями, их группировку, расчет обобщающих аналитических показателей; ♦ заключительный этап — анализ материалов сводки, прогнозирование и подготовка материалов для соответствующих пользователей. При проведении статистического наблюдения могут возникнуть проблемы в выборе его форм, видов, способов, в частности, в связи с переходом на выборочные и цензовые методы. Федеральные выборочные наблюдения нерепрезентативны для муниципального уровня и не могут служить надежным источником информации для принятия решений. Статистическая информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности, однозначности, своевременности, полноте охвата изучаемого явления в соответствии с поставленными задачами. Для этого необходимо соблюдать единство методологии исчисления обобщающих показателей, их сопоставимости во времени, многократности применения, длительности хранения в банках данных и т. д. Оперативность и качество разработки статистических данных зависят от используемых систем, прикладных программ, табличных процессоров. Их применение дает возможность улучшить оформление аналитических материалов, дополнить их таблицами и графиками. Возможно внедрение безбумажной технологии сбора и обработки статистической информации, формирование выходных таблиц для обеспечения информацией местных органов с применением пакетов прикладных программ. Организационно муниципальная статистика должна быть элементом муниципальной информационной системы. Возможная схема организации муниципальной статистики представлена на рис. 8.5.1. Администрация муниципалитета Регулярная информация без запроса Данные по запросу Управляющее воздействие Сигналы с мест Регулярные разовые обследования Органы муниципальной статистики Муниципальное образование Полученная информация Рис.8.5.1. Схема организации муниципальной статистики Существует широкий класс задач статистического анализа, решение которых необходимо в системе муниципального управления. К ним относятся: ♦ обеспечение органов местного самоуправления оперативной статистической информацией и информацией, необходимой для разработки программ развития; Система муниципального управления ♦ классификация и паспортизация социально-экономических объектов; ♦ построение интегральных индикаторов эффективности функционирования объектов; ♦ выявление скрытых факторов, определяющих течение того или иного социально-экономического процесса; ♦ исследование происходящих на территории муниципального образования экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития, исследование динамики состояния объектов; ♦ обеспечение органов местного самоуправления статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета; ♦ наблюдение за ходом выполнения муниципальных программ; ♦ информирование населения о комплексе социально-экономических явлений, происходящих на территории муниципального образования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|