Здавалка
Главная | Обратная связь

От магии к психологии



Если вам кто-нибудь предложит усовершенствовать свою личность, узнайте, на чем основываются его ме­тодики. Любая серьезная школа уходит корнями в глубины веков. На протяжении тысяч лет люди совер­шенствовали методы работы со своим внутренним миром. Искусству управления собой посвящали тру-


Глава 2. Методы управления собой

ды древнегреческие мудрецы, египетские жрецы и ва­вилонские маги. В Китае трактаты Конфуция были
признаны документом государственного значения и
изучались во всех учебных заведениях. В разных куль­
турах искусство управлять собой развивалось по-раз­ному. В течение всей истории человечества они пере­мешивались, расходились и скрещивались. Эти про­цессы не прекратились и сегодня. Многое из того, что
применялось в древности, сегодня получает вторую
жизнь. Наука управления собой развивается непре­рывно.

В древнем мире была создана магия. Маг — это че­ловек, который, обладая эзотерическими знаниями, пытался воздействовать на окружающую среду, общест­во и обстоятельства. Его методики — это работа с об­разом, усиление образа посредством создания двойни­ка предмета и использования зеркала. Маг знал зак­линания, вводящие в транс. В то же время зародился шаманизм, важнейшей целью которого являлась за­щита от злых сил. Шаман помогал больному челове­ку войти в мир злых сил и отобрать у них похищенную частичку души. После этого человек выздоравливал. Шаманизм сохранился в наше время у северных и не­которых африканских народов. Шаманы используют горловое пение и камлание, чтобы вводить челове­ка в измененное состояние сознания. Магия и шама­низм — это первые шаги человека к своему внутрен­нему миру. В этих школах глубокие знания о тонких структурах, методах воздействия на психику еще не были серьезно связаны с управлением собой. Именно поэтому сегодня шаманские ритуалы кажутся нам дикими и страшными.

Первый шаг вперед сделал Восток. В таких древних государствах, как Китай и Индия, стали зарождаться отличные от магии и шаманизма концепции управле-


Искусство управления собой

ния собой. Люди отказались от попыток воздействия на природу с целью вымолить дождь или изгнать бо­лезнь. Основное место заняла идея гармонии с приро­дой. Эта идея дала человечеству настолько мощный и действенный пласт методик, который трудно переоце­нить. Все мы видели мастеров боевых искусств. Они применяют методы управления собой, чтобы войти в боевой транс и состояние гармонии с собой и окружа­ющим миром.

Морихей Уэсиба, основатель известной во всем мире системы айкидо, к сожалению, ушедший из жизни не­сколько лет назад, обладал удивительными способно­стями управления собой. Широко известен такой факт из его биографии. Его лучшие ученики решили попро­бовать застать его врасплох ночью. Но, как бы тихо они ни подбирались к его дому, все равно, у самой двери они слышали голос учителя: «Кто там?» Ученики всю ночь потратили впустую и с утра выглядели очень ус­тавшими. А их учитель, напротив, казался отлично вы­спавшимся и отдохнувшим. Также рассказывают, что однажды, когда на него напали, он просто исчез, а че­рез несколько секунд появился в пяти метрах от мес­та нападения.

Во всем мире сейчас очень популярны различные направления йоги. Йогин использует специальные позы (асаны), поет мантры, концентрирует внимание на специально разработанных образах с целью освобо­дить свое сознание. Приверженцы йоги считают, что тело и сознание не могут развиваться отдельно друг от друга. Продвинутые йогины способны останавливать сердце и задерживать дыхание на несколько часов. Это управление на уровне нервной и эндокринной систем — то, что практически невозможно.

Буддизм — это самая распространенная религия в сегодняшнем мире. Цель буддиста достичь состоя­ния Будды, великого Учителя, первого человека, ра-


Глава 2. Методы управления собой

зорвавшего вечный круг страданий. Его цель внешне схожа с целью йогина, но освобождение (пробужде­ние) достигается несколько иными методами. Буд­дист входит в резонанс с вибрациями мира. Он осоз­нает свое место в мире, он совершенствует свое созна­ние с целью божественного просветления (сатори, самадхи) и достижения состояния нирваны. Много полезного для управления собой можно вынести из такого учения, как даосизм. О нем я уже упоминал, ког­да говорил о смысле жизни. На этом не исчерпывается опыт восточных мастеров, существует множество раз­личных школ, таких как ушу и цигун или суфизм, ис­пользующий практику зикр — многократное повторе­ние имени Бога. Искусство саморегуляции постоянно совершенствуется, так же, как и совершенствуется че­ловек.

Теперь перенесемся на Запад. Несмотря на устояв­шееся мнение о просвещенной западной культуре, она имеет гораздо более короткую историю, чем большин­ство восточных школ. Конечно, самая распространен­ная система управления собой — это христианская система. Монах ставит перед собой цель очиститься от земной скверны, слиться с Христом. Он ведет правед­ную жизнь на земле, и в награду получает счастливую жизнь после смерти в царствии Божьем. Методы, ко­торые он использует — это пост, молитва и покаяние.

Интересным явлением в западной культуре явля­ется алхимия. Алхимией занимались не только от­дельные философы, но и члены многих тайных орде­нов, например тамплиеры и розенкрейцеры. Их целью было достижение бессмертия. Бессмертие, следуя их убеждениям, дается человеку, достигшему совершен­ства. Философский камень, способный превращать свинец в золото — это символ перехода человеческого сознания на новый уровень. Их методы предполагали


Искусство управления собой

Высокую моральную дисциплину и волевое усилие. Чтобы выплавить философский камень, алхимик дол­жен годами следить за ретортами, колбами и горелка­ми. Его сознание должно быть свободно от негативных переживаний. Безусловно, такие условия создавали серьезные предпосылки для создания школы управле­ния собой.

Так как наука всегда конфликтовала с христиан­ской церковью, все новое подвергалось жесточайшей критике. Сжигали труды ученых и самих ученых. Все это привело к категорическому материализму, который имеет место и сегодня.

Тем не менее, в XIX веке официально было при­знано, что врач способен воздействовать на пациен­та, не прикасаясь к нему. Эта заслуга принадлежит французскому исследователю Де Пюисегору. В раз­личных странах Европы шло активное освоение гип­ноза. В Португалии открывает платные курсы гипноза аббат Ж. Фареа. Его можно назвать «отцом» современ­ных эстрадных гипнотизеров. Впервые термин гипноз ввел Д. Брэд. Увлечение античностью навело его на мысль назвать этот метод в честь греческого бога сна — Гипноса. Ж. Шарко усовершенствовал его методики и ввел в медицинскую практику. В конце XIX века по­явилась идея о самовнушении, развиваемая Э. Куэ. В России над самовнушением работали такие выдающи­еся люди, как И. П. Павлов, И. М. Сеченов, В. М. Бехте­рев. Они доказали, что самовнушение — это инструмент управления собой, который человек бессознательно использует всю свою жизнь. Также были разработаны методы, позволяющие использовать самовнушение в качестве орудия самосовершенствования. Пример­но в том же направлении работал немецкий ученый М. Шульц. Он создал революционный метод управле­ния собой, названный им «аутогенная тренировка»,

 


 


Глава 2. Методы управления собой

который широко применяется и сегодня. Шульц был одним из первых, кто удачно синтезировал западный материализм с восточным опытом.,

В это же время активно начал развиваться психо­анализ. 3. Фрейд создает собственную модель устрой­ства психики человека. Его исследования положили начало целому ряду направлений в современной психологии. Наиболее известные его ученики К. Г. Юнг и Э. Фромм в XX веке развивают и совершенствуют его идеи. Юнг создает теорию архетипов — глубинных структур психики, живущих в коллективном бессоз­нательном человечества. Фромм создает собственную школу гуманистического психоанализа. Осознавая необходимость изучения опыта восточных мастеров, он организует конференцию, посвященную буддизму и психоанализу, в ней участвовало более 150 передо­вых психологов Востока и Запада.

Вторая половина XX века прошла под знаком ак­тивного обмена знаниями и опытом между западны­ми и восточными школами. Оказалось, что методики, ранее высокомерно называемые ненаучными, являют­ся передовыми. С. Гроф создает школу трансперсональной психологии и разрабатывает холотропное дыхание. Его смелые идеи до сих пор вызывают спо­ры в научных кругах. В Америке появляется совер­шенно непохожее на другие психологические школы нейролингвистическое программирование (НЛП), заслуженно получившее название психоанализа но­вой волны. Все современные системы, посвященные управлению собой, являются своеобразным восточно-западным коктейлем. Классические психоаналити­ческие методики смешались с медитативными прак­тиками. Йога, ушу и боевые искусства прочно пере­плелись со школами лечебного массажа и гимнастики. Налицо серьезный прогресс. Наука управления собой


Искусство управления собой

становится все более доступной для каждого челове­ка. Но у происходящего в современной психологиче­ской науке есть и отрицательная сторона. Многие современные психологи слепо копируют чужие мето­дики. Многое из того, что предлагается, еще недоста­точно проверено, но в погоне за сенсацией рекламиру­ется как панацея от всех бед.

На волне роста интереса к вопросам, связанным с внутренним миром человека, появился определен­ный слой людей, которые просто делают на этом день­ги. Стремясь выкачать из клиента как можно большую сумму, такие люди не останавливаются ни перед чем. Подобное отношение недопустимо. Человеческая пси хика — слишком тонкий инструмент, чтобы относит­ся к нему как к «средству для зарабатывания денег» В своей практике я не раз сталкивался с людьми, ко­торые потратили немало времени и сил, наполняя кошельки шарлатанов. Прежде, чем обратиться к ус­лугам специалиста, не стесняйтесь узнать о нем как можно больше. Поинтересуйтесь его образованием и опытом работы. От вашей внимательности зависит ваше здоровье.

Итак, как вы могли убедиться, разные школы пред­лагают разные методики. Классический психоанализ предлагает вспоминать прошлое, постепенно расчищая подсознание. Шаманские и многие сектантские прак­тики вводят человека в транс посредством психотроп­ных веществ, звуковых и визуальных эффектов/Вос­точные источники говорят о медитативном состоянии, ведущем к сатори. Все они помогают включить в свое восприятие не только внешний, но и внутренний мир. Однако ими достаточно трудно воспользоваться на практике без консультаций специалиста (врача, настав­ника, шамана, священника). Ниже я приведу методы, которые не требуют прямого контакта со специалистом.


Глава 2. Методы управления собой

Итоги

1. Все современные методы работы с внутренним ми­
ром человека уходят корнями в глубины веков.
Возраст многих из них исчисляется тысячелетиями.

2. Одними из первых школ были магия и шаманизм.
Они дали человечеству огромный практический
опыт влияния на психику человека.

3. Колоссальный вклад в науку управления собой
внесли такие восточные учения как Буддизм, Йога,
все восточные единоборства, ушу, цигун и некото­рые другие.

4. В западной культуре одним из мощнейших двига­телей науки управления собой стало христианство.
Позже огромный вклад внесло учение алхимиков,
а также работа выдающихся ученых всего мира.

5. В современном мире идет активный синтез восточ­ного и западного опыта работы по управлению со­
бой, что приводит к активному созданию новых
более совершенных методов.

6. Некоторые «исследователи» в погоне за деньгами
и новизной используют непроверенные и недора­ботанные методы. Поэтому при выборе специалис­
та следует быть предельно внимательным.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.