Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство управления собой



знак примирения и уважения. Рука, повернутая ладо­нью вниз, наоборот, говорит о том, что этот человек со­бирается вами руководить. А вот если рука подана вер­тикально, то есть ребром вниз, то это говорит: «Я готов с вами сотрудничать». Есть и промежуточные положе­ния, например, вертикальное с небольшим наклоном ладони вверх.

Если вы подаете руку ладонью вниз, то вы вынуж­даете давать вам в ответ руку ладонью вверх. Тем са­мым, вы с первой минуты занимаете руководящее по­ложение. Понаблюдайте, как здороваются два челове­ка, привыкшие руководить. Вы будете свидетелями символической борьбы: они оба дают руки ладонью вниз. В таком положении пожать руку невозможно. Учитесь в зависимости от ситуации изменять свое рукопожатие, регулируйте силу пожатия и положе­ние ладони.

Магический взгляд. Глаза могут быть добрыми, злыми, нежными, холодными, усталыми, веселыми, грустными... В них содержится больше информации, чем в самой длинной фразе. Взглядом можно «убить», а можно обнадежить, можно унизить и можно вселить уверенность. О чем же говорят глаза вашему собесед­нику?

1. В нашем обществе не принято долго смотреть в гла­за незнакомому человеку. Это считается неприлич­ным. Причина в том, что таким взглядом вы как
бы «лезете в душу», вторгаетесь в самую интим­ную зону человека. Таким взглядом вы сообща­ете: «Я рассматриваю тебя так же, как и животное
в зоопарке». Долгий пристальный взгляд приме­
ним, если вы хотите показать человеку свое пре­
небрежение, презрение.

2. Если говорящий делает паузу и не смотрит на со­беседника, он имеет в виду, что еще не закончил.


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

3. Если вы не смотрите на человека, который что-то
вам говорит, это может быть воспринято следу­ющим образом: «Я не совсем удовлетворен тем, что
вы говорите. У меня есть некоторые возражения».

4. Если вы смотрите в сторону, когда говорите, это мо­жет означать: «Я не уверен том, что я говорю».

5. Если вы смотрите на говорящего, пока слушаете, то
даете сигнал: «Я согласен с вами», или «Мне инте­ресно то, что вы говорите».

6. Если вы говорите и смотрите на слушателя, это мо­жет означать: «Я уверен в том, что говорю».

7. Взгляд, направленный в середину лба сообщает
о том, что вы ставите себя «выше» собеседника.
Взгляд на уровне переносицы — это деловой взгляд,
уместный на работе. Взгляд в область шеи и ниже —
это интимные взгляды, их обычно используют в об­щении с близкими людьми, иначе он может быть
воспринят как оскорбление.

Немалое значение имеет угол, под которым вы смот­рите на человека, положение век и бровей. Было под­считано, что существует сорок различных положе­ний бровей и более тридцати положений век. Полу­чается, что, используя веки и брови можно получить более тысячи различных взглядов. И это без учета угла, под которым вы смотрите и продолжительно­сти взгляда!

Внутренняя улыбка. Человеку, который вам улы­бается, хочется улыбнуться в ответ... если вы видите, что эта улыбка искренняя. Классическая «американс­кая» улыбка, к сожалению, не отвечает этим требова­ниям. Улыбка человека, которому на самом деле неве­село, напоминает оскал, гримасу — что угодно, но не улыбку. Когда человек улыбается неискренне, это броса­ется в глаза. Настоящая улыбка идет изнутри. Я пред­лагаю вам научиться улыбаться всем своим сущест-

 

Искусство управления собой

вом. Человек, обладающий таким умением, спосо­бен разрядить обстановку, лишь чуть-чуть приподняв уголки губ.

В этой практике вам понадобится зеркало, в кото- I ром вы сможете видеть себя во весь рост. Подойдет и любое другое, в котором вам будет видно свое лицо с расстояния 30-50 сантиметров.

1. Подойдите к зеркалу и всмотритесь в свое лицо, об­ратите внимание на свою осанку. Вспомните, что
состояние наших мышц непосредственно связано с
эмоциями. Что отражает выражение вашего лица
и осанка?

2. Закройте глаза и расслабьтесь. Проделайте одну из
релаксационных практик.

3. Когда вы почувствуете, что все мышцы расслабле­ны, мысленно выдохните всю тяжесть и усталость.

4. Представьте, что негативные элементы образа, ко­торый вы увидели в зеркале, растворяются один за
другим. Растворите их полностью.

5. Закройте глаза и представьте, что с каждой секун­дой восстанавливаются ресурсы, рождается новый
образ: отдохнувший, посвежевший, спокойный...
Глаза закрыты, но вы улыбаетесь, излучаете бод­рость.

6. Откройте глаза. Вы увидите полного энергии, лу­чезарного человека.

7. Вберите в себя энергию этого образа, мысленно вдох­ните ее.

8. Посмотрите, как вместе с вами энергией наполня­ется ваше отражение в зеркале. Обменивайтесь с
ним энергией. Представьте, что оно наполняет энер­гией вас, а вы его.

9. Сохраните этот образ в своем психологическом фо­тоальбоме и входите в него, когда вам будет нужно.


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Открытые позы.Поза отражает ваш общий эмоци­ональный фон. Этим профессионально пользуются художники. Например, подчиненный часто изобража­ется ссутуленным, прижавшим руки к телу, втянув­шим голову в плечи, напряженным человеком. Из это­го мы делаем вывод, что он боится начальника. На­чальник же сидит в кресле, откинувшись и заложив руки за голову. Мы делаем вывод, что он спокоен и пол­ностью уверен в своем превосходстве.

Однако ни та, ни другая поза не способствует про­дуктивному общению. Также как к сотрудничеству располагает только один вид рукопожатия. Если вы хотите расположить к себе человека, примите откры­тую позу. То есть такую позу, которая говорит о том, что вы человеку доверяете, что вы готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас. Основные признаки открытой позы:

* тело полностью повернуто к собеседнику, немного
наклонено в его сторону;

* взгляд прямой, но не в глаза, а чуть ниже, в область
между переносицей и ртом. Если вы общаетесь с
близким вам человеком, то он может чередоваться
с взглядом прямо в глаза или взглядом ниже рта;

* плечи расправлены, спина выпрямлена и расслаб­
лена;

* руки открыты, то есть на виду и ладонями вверх.
Профессиональные коммивояжеры во время дело­вого контакта рекомендуют держать в руках лист
бумаги, папку или книгу;

* ноги не должны стоять слишком близко друг другу.
Также не рекомендуется, чтобы они были чересчур
широко расставлены. Также нежелательны скре­щенные ноги или вариант «нога на ногу», если вы
сидите. Подсознательно скрещенные ноги и руки


Искусство управления собой

воспринимаются как признак неискренности и не­
уверенности.

Хорошие жесты.Американские психологи замети­ли, что уровень жестикуляции тем выше, чем ниже со­циальный статус человека. Это связано с тем, что вы­сокого положения в обществе, как правило, достига­ют люди, в той или иной мере управляющие собой. Они знают, что невольный жест может свести на нет все, что вы говорили, поэтому стараются не особо же­стикулировать. Уровень соответствия между жеста­ми и словесной информацией называется конгруэнт­ностью. Вообще, конгруэнтность — это соответствие не только жестов и слов, но и всех вербальных и невер­бальных сигналов, но об этом чуть позже. Люди боль­ше склонны верить жестам, чем словам. Представьте себе политика, который говорит: «я — сторонник мир­ных переговоров» и одновременно несколько раз уда­ряет кулаком по столу. Чему вы поверите, словам или жестам?

Жест — это сочетание множества элементов. В же­сте участвуют руки, ноги, корпус, глаза, мимика , — в общем, все тело. Поэтому жест практически невоз­можно подделать. Это усложняется тем, что неесте­ственный или незаконченный жест оставляет у собе­седника крайне неприятное впечатление. Произнесен­ная вами фраза покажется ему незаконченной или неискренней.

Замрите в процессе общения, и вы увидите себя в определенной позе, внимательно рассмотрев кото­рую вы сможете многое узнать о том, как вы общае­тесь с окружающими. Умению управлять жестикуля­цией учат в актерских и балетных школах. Однако вам не обязательно достигать такого уровня мастерства. Вы можете научиться управлять жестами, наблюдая за профессиональными актерами:


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

* посмотрите, как они «разминаются» перед работой;

* используйте релаксационные практики для работы
с мышцами лица и тела;

* понаблюдайте, какие жесты соответствуют той или
иной эмоции, ситуации;

* для начала попробуйте просто повторить жесты.
Понаблюдайте за тем, что вам мешает их воспроиз­вести.

Конечно, вам будет намного легче освоить искус­ство управления жестами, если вы запишитесь на груп­повой тренинг или в актерскую школу.

Управление речью.Здесь мы поговорим о вербаль­ной стороне общения — устной речи. 1/6 — это значи­тельная часть общения и пренебрегать ей было бы, по крайней мере, легкомысленно. У человека, практи­кующегося в управлении речью, мысль переходит в слова практически мгновенно. Его речь отличается спонтанностью и плавностью, он говорит красиво. Существует много трудов, посвященных исследова­нию того, как строили устную речь наиболее выда­ющиеся ораторы. Оказывается, существует опреде­ленный набор правил, позволяющих значительно ее «украсить».

+ Есть такое понятие — бесспорная истина, например: «Всем известно, что Земля круглая». Начните свою речь с подобной истины. Ваш собеседник будет больше доверять вашим словам. Психолог М. Гор­деев отметил интересный факт: если человек согла­шается подряд с четырьмя вашими утверждени­ями, то с пятым он соглашается автоматически.

* Помните, что в любом сообщении должно быть на­чало, середина и конец. Каждая ваша фраза долж­на нести определенную информационную нагруз­ку. Вы можете вызвать у собеседника информа-


Искусство управления собой

ционный стресс, перегрузив свою речь ненужной информацией.

Учитесь структурировать информацию: разбивай­те общую идею на пункты, делайте промежуточные выводы, давайте заголовки при переходе от одного этапа к другому. Правильная последовательность подачи информации такова: личная (человеческая) часть, информационная часть(цифры, статистика), резюме с выводами. В таком виде информация вос­принимается лучше всего.

Избавляйтесь от слов-паразитов. Слова-парази­ты — это слова, не несущие никакой информацион­ной нагрузки, которые вы повторяете слишком ча­сто. Например «короче», «так», «это». У каждого человека свой набор.

Старайтесь использовать простые предложения. В устной речи роль знаков препинания играют пау­зы. Длинное предложение, так или иначе, вынудит вас остановиться и вдохнуть. Эта вынужденная пауза может быть неправильно воспринята собе­седником. Злоупотребление причастными и де­епричастными оборотами, сложноподчиненными структурами приведет к тому, что собеседник по­теряет нить разговора. С другой стороны и вы сами можете запутаться в спряжениях, склонениях и па­дежах.

Не ждите от общения немедленного стопроцентно­го результата. Будьте готовы к тому, что многое мо^ жет не получиться с первой попытки. Если вы хо­тите всего и сразу, то партнер автоматически уйдет в позицию защиты. Вы добьетесь прямо противо­положного результата — теперь «достучаться» до него будет еще сложнее.

Учитесь останавливать идущий на вас поток эмо­ций и информации. Если с вами разговаривают че-


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

ресчур громко или тихо, если перегружают речь ин­формацией, прервите на время вашего собеседни­ка. Эмоциональная и информационная перегрузка резко снижает способность к сосредоточению. Это вызывает лишь раздражение и усталость.

Не перегружайте партнера. Если ваш партнер жен­щина, наполните общение эмоциями. Женщины все воспринимают через призму личного мировоззрения, субъективная оценка часто превалирует над объек­тивной. Даже самая достоверная информация может быть отвергнута женщиной по субъективным причи­нам. Отдельного внимания заслуживает такой инст­румент устной речи, как скрытое влияние. Он был раз­работан американским классиком гипноза М. Эрик-соном. Этот метод можно проиллюстрировать одной из самых известных его фраз: «Вы предпочитаете вой­ти в мягкий или жесткий транс?» Суть метода в том, что за видимостью выбора вы фактически лишаете собеседника выбора. Клиент уже не решает, хочет он войти в транс или нет, он думает о том, в какой вид транса он «хочет» войти. Такая постановка вопроса автоматически снимает сопротивление клиента пе­ред входом в транс. С другой стороны, зная о таком методе убеждения, вы можете заметить скрытый гип­ноз и не дать себя отвлечь. На вопрос Кролика: «Пух, тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» Винни-Пух ответил: «И того и другого. И можно без хлеба». Вы также можете отказаться от навязанного вам ответа.

Искусство устной речи немыслимо без умения ве­сти диалог. Этому невозможно научиться индивиду­ально. Используйте упражнение, которое я даю на се­минарах и групповых тренингах.

Вы садитесь лицом к участникам. Участники сидят перед вами полукругом.


Искусство управления собой

1. Участники начинают по очереди задавать вам ка­верзные шутливые вопросы. Например: «Для чего
сороконожке столько ног?» Желательно, чтобы за­
даваемые вопросы затрагивали разные сферы.

2. Ваша цель как можно быстрее и остроумнее отве­тить.

3. За каждый ответ вам ставят оценки.

Суть данной практики заключается в том, чтобы вы научились мгновенно облекать мысль в слова. Ско­рость ответа нужна также и для того, чтобы в работу мозга включалось не только медленное рациональ­ное сознание, но и ближайшие пласты подсознания, которые дают более широкие возможности для твор­чества и действуют быстрее. Также участвуя в такой игре, вы сможете понаблюдать за другими людьми и возможно перенять у них наиболее удачные схемы мышления.

Управление голосом.Я уже говорил, что в устной речи место знаков препинания занимают паузы. Но как передать паузой восклицательный знак? Это не­возможно. Для этого необходимо уметь насыщать свои слова нужными эмоциями. Как выразить дове­рие? Для этого существует сочетание интонации, темб­ра и ритма, имеющее специальное название — «дове­рительный тон». Разговорная речь намного богаче письменной, так как она дает возможность подчерк­нуть мельчайшие оттенки смысла и настроения. Для этого существуют такие элементы как: тембр, интона­ция и ритм. От этих трех составляющих серьезно за­висит отношение к вашим словам.

Послушайте наших политиков. Возьмем, например, При­макова: его речь размеренна, он умело пользуется пауза­ми, обладает глубоким, «успокаивающим» тембром голо­са. Одним этим он призывает слушающего к разумному


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

спокойному диалогу. В качестве примера противопо-; ложного стиля использования голосовых ресурсов по­слушайте речь известного мастера скандалов и речевых импровизаций В. Жириновского. Он разговаривает на повышенных тонах, на «грани срыва», его речь отрыви­ста, резка и агрессивна. Такой голос ассоциируется с беспорядками и нестабильностью. Он больше подходит для выступлений на баррикадах, а не в государствен­ной думе.

Тембр — это высота и глубина голоса, это ваше спо­койствие и уверенность в себе. Высота зависит от уров­ня напряжения голосовых связок. Глубина зависит от размера резонирующего объема. Получается, для того чтобы управлять высотой звука, достаточно научить­ся расслаблять мышцы голосовых связок. С глубиной звука все обстоит несколько сложнее. Считается, что основным резонатором является ротовая полость, но это только условность. На глубину голоса влияет все тело. В школах пения учат изменять голос за счет по­ложения диафрагмы. В данном случае в процесс созда­ния звука активно включается грудная клетка, это по­зволяет достичь очень глубокого голоса.

Интонация — это отражение эмоций. При помощи интонации можно выразить восторг, вопрос, разоча­рование, грусть. Настоящие мастера окрашивают каж­дое слово в свой интонационный оттенок. Интонации идут рука об руку с языком жестов (в то время как тембр можно сравнить с позой). Так же как и неестест­венный жест, неправильно выбранная интонация мо­жет стать фатальной ошибкой.

Ритм. Одни из нас разговаривают слишком мед­ленно, другие так быстро, что сложно бывает разо­брать слова. В одном ритме нам разговаривать ком­фортно, а в другом нет. Кто-то говорит монотонно, а кто-то чересчур короткими ритмическими проме­жутками. Интересно, что слишком быстрая речь ос-


Искусство управления собой

тавляет у людей неприятное ощущение вплоть до головокружения. Человек с замедленной речью остав­ляет ощущение не очень развитой личности. И в том, и в другом случае с человеком тяжело общаться. По­чему одного преподавателя понимает девяносто про­центов студентов, а другого не понимает никто?. Дело в том, что существует определенный ритм речи, кото­рый позволяет слушателю с наименьшим напряжением усваивать информацию. Не так уж сложно управлять своим голосом, у нас для этого есть все инструменты, надо только научиться правильно их использовать. Советы, которые можно дать для работы с голосом, до­статочно просты.

* Используйте полное дыхание. Поверхностное ды­хание, как правило, сопутствует высокому и неглу­бокому голосу. Такой голос при долгом общении
начинает утомлять собеседника. Полное дыхание
способствует созданию приятного для слуха темб­ра голоса.

* Если вы желаете скрыть свои эмоции, контролиру­йте интонации. Это полезно при деловых перегово­рах или в случае конфликта.

* Если вы волнуетесь, возьмите паузу. Расслабьтесь,
ваше напряжение играет против вас. Оно проявляет
себя в неестественно высоком голосе, рваном и неестественно ускоренном ритме.

4 На досуге «поиграйте» со всеми тремя составля­ющими голоса. Найдите удобный и естественный голос, «свой голос». Для этого полезно попробовать свои силы в пародировании самых разных людей. Таким образом, вы не только научитесь управлять голосом, но и чувствовать, какие мысли, эмоции и настроения передает та или иная интонация, тембр, ритм.


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Подстройка.Подстройка — это заимствование эле­ментов поведения другого человека. Суть этого мето­да заключается в установлении невербального взаи­мопонимания. Он основывается на следующем зако­не: человек с удовольствием общается с теми, кто на него похож. Переходя на невербальный язык вашего партнера, вы создаете у него положительное впечат­ление. Понаблюдайте за окружающими людьми. Вы увидите, что люди, которые нравятся друг другу, де­лают схожие жесты, принимают схожие позы, разго­варивают примерно с одинаковыми интонациями и тембрами голоса. И, наоборот, скрытый конфликт проявляет себя в закрытых агрессивных невербаль­ных знаках. В качестве наглядного примера подстрой­ки можно привести светское общение, которое начи­нается с ничего не значащего обмена репликами. Две-три минуты люди бессознательно тратят на то, чтобы войти в общий для них ритм, чтобы подстроиться друг под друга. Это называется — найти общий язык.

Существует несколько видов подстройки:

* подстройка под позу;

* подстройка под мимику;

* подстройка под жестикуляцию;

* подстройка под ритм речи;

* подстройка под тембр голоса;

* подстройка под дыхание.

Самым мощным инструментом подстройки счита­ется дыхание. Причина в том, что одинаковое дыхание (глубина, ритм, используемые части легких) само по себе создает предпосылку для схожих поз, ритма, го­лоса, движений. Подстройка может быть прямой (пра­вое-правое) и зеркальной (правое-левое). Если вы стоите лицом к лицу с человеком, то предпочтитель­нее зеркальная подстройка, если сбоку — то прямая.


1

 


Искусство управления собой

Обучаться подстройке удобно в паре. Сначала надо научиться подстраиваться под каждый из элементов по отдельности, а потом можно перейти к полной под­стройке. Полезно будет наличие третьего человека, выполняющего роль наблюдателя и подсказчика. Он будет сообщать вам о ваших ошибках и помогать их исправлять. Здесь я приведу упражнение, которое по­может вам научиться подстраиваться под позу собе­седника.

1. Два человека садятся друг против друга. Третий си­дит несколько в стороне, так чтобы видеть обоих
участников.

2. Участники, которые сидят друг напротив друга, на­чинают обсуждать тему, по которой они расходят­ся во мнениях.

3. Задача участников — сохранять одинаковые позы.
Наблюдатель время от времени дает советы. Позы
необязательно должны совпадать полностью. Кри­терий правильной подстройки: ощущение общего
с партнером эмоционального фона.

4. Теперь поменяйтесь местами. Пусть каждый участ­ник попробует себя в обеих ролях, он должен и под­
строиться, и понаблюдать.

Таким же образом научитесь подстройке под другие невербальные элементы общения. В ходе тренингов я убедился в следующем: если вам удалось подстроить­ся, то вскоре вам либо удается убедить своего собесед­ника, либо вы незаметно переходите на темы, приятные вам обоим. В противном случае люди испытывают дис­комфорт, и любое мелкое разногласие, возникающее в процессе общения, становится камнем преткновения. Полного взаимопонимания достигали те пары, в кото­рых хотя бы один человек использовал одновременно несколько элементов подстройки.


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Если вы хорошо подстроились, вы становитесь «сво­им», то есть вызываете подсознательное доверие. Как только вы подстроились, вы получаете возможность ве­сти разговор. Иными словами, вы можете направить разговор в нужное именно вам русло, и собеседник по­следует за вами, не оказывая никакого сопротивления. Стать мастером подстройки сложно без опытного ру­ководителя, но и те первые шаги, которые вы сдела­ете вместе с этой книгой, ощутимо увеличат ваши воз­можности в общении.

Имидж. Психологи знают, что мнение, которое мы составляем о человеке, на 90% зависит от первого впе­чатления. Это значит, что если в первые десять минут знакомства вы неправильно зарекомендовали себя, то впоследствии вам придется приложить много усилий, чтобы сломать установившийся стереотип. Правиль­но выбранный имидж — это необходимое условие для того, чтобы произвести положительное первое впечат­ление.

* Одевайтесь соответственно ситуации. Если приде­те на пикник, в строгом костюме, то вас не поймут.
Также и деловая встреча исключает спортивные
шорты и футболку. Пренебрежение к своему внеш­нему виду дает вашему партнеру знать: «Меня не
интересует ваше мнение». •

* Ваше рабочее пространство также является неотъем­лемой частью вашего имиджа. Беспорядок и лиш­ние предметы на рабочем столе — это сигнал опас­ности для человека, с которым вы общаетесь. Поря­
док вокруг вас — это отражение порядка внутри
вас. Ваш гость должен чувствовать себя уютно.

* Не стоит также обходить вниманием такие элемен­ты имиджа, как: прическа, состояние ногтей, кожи
и зубов. Аккуратная прическа, чистая кожа и «ос-


Искусство управления собой

лепительная» улыбка дадут вам дополнительное количество очков в глазах окружающих. Тем бо­лее, если вы общаетесь с особой противоположно­го пола.

Хороший имидж будет работать на вас даже в ваше отсутствие. Говорят, что чем известнее врач, тем выше процент вылеченных пациентов. Люди незнакомые будут заранее располагать положительной информа­цией о вашей персоне. Получается, что первое впечат­ление у них будет складываться еще до встречи с вами. Потом им останется только согласиться с тем, что они о вас думали.

Итоги

1. Словесная или вербальная информация в общении
составляет примерно 1/6. Остальные 5/6 мы пере­
даем с помощью поз, интонаций, мимики, дыхания,
ритма, то есть невербальных каналов общения.

2. У каждого из нас есть три зоны общения. Соблю­дайте «суверенитет» вашего собеседника в процес­се общения, не вторгайтесь бесцеремонно в преде­лы третьей (интимной) и не выходите далеко за
пределы второй (личной) зоны.

3. Учитесь в зависимости от ситуации изменять свое
рукопожатие, регулируйте силу пожатия и положе­ние ладони.

4. Изучите язык взглядов. Взглядом можно «убить»
или обнадежить, унизить или вселить уверенность.

5. В общении незаменима «внутренняя улыбка». Че­ловек, обладающий искусством внутренней улыб­ки, способен разрядить обстановку, лишь чуть-чуть
приподняв уголки губ.

6. Если вы хотите расположить к себе человека, при­мите открытую позу. То есть такую позу, которая


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

говорит о том, что вы человеку доверяете, что вы готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас.

7. Люди больше склонны верить жестам, чем словам.
Неправильный, неестественный жест может свести
на нет все, что вы говорили.

8. В построении устной речи есть свои жесткие пра­вила. Пользуйтесь ими, и к вам всегда будут при­слушиваться.

9. Учитесь управлять основными составляющими го­лоса: тембром, интонацией и ритмом.

 

10. Учитесь правильным формам отказа. Умение гово­рить «нет» позволит вам не брать на себя невыгод­ные обязательства и избежать конфликтов.

11. Переход на невербальный язык, свойственный ва­шему партнеру, создает у него положительное впе­чатление. Используя подстройку, вы сможете взять
бразды правления в свои руки и направить разго­вор в нужное именно вам русло. Тогда ваш собесед­ник последует за вами, не оказывая никакого со­
противления.

12. Позаботьтесь о своем имидже. Мнения о человеке
на 90 % складывается под воздействием первого
впечатления. Хороший имидж будет работать на
вас даже в ваше отсутствие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.