Искусство управления собой
знак примирения и уважения. Рука, повернутая ладонью вниз, наоборот, говорит о том, что этот человек собирается вами руководить. А вот если рука подана вертикально, то есть ребром вниз, то это говорит: «Я готов с вами сотрудничать». Есть и промежуточные положения, например, вертикальное с небольшим наклоном ладони вверх. Если вы подаете руку ладонью вниз, то вы вынуждаете давать вам в ответ руку ладонью вверх. Тем самым, вы с первой минуты занимаете руководящее положение. Понаблюдайте, как здороваются два человека, привыкшие руководить. Вы будете свидетелями символической борьбы: они оба дают руки ладонью вниз. В таком положении пожать руку невозможно. Учитесь в зависимости от ситуации изменять свое рукопожатие, регулируйте силу пожатия и положение ладони. Магический взгляд. Глаза могут быть добрыми, злыми, нежными, холодными, усталыми, веселыми, грустными... В них содержится больше информации, чем в самой длинной фразе. Взглядом можно «убить», а можно обнадежить, можно унизить и можно вселить уверенность. О чем же говорят глаза вашему собеседнику? 1. В нашем обществе не принято долго смотреть в глаза незнакомому человеку. Это считается неприличным. Причина в том, что таким взглядом вы как 2. Если говорящий делает паузу и не смотрит на собеседника, он имеет в виду, что еще не закончил. Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром 3. Если вы не смотрите на человека, который что-то 4. Если вы смотрите в сторону, когда говорите, это может означать: «Я не уверен том, что я говорю». 5. Если вы смотрите на говорящего, пока слушаете, то 6. Если вы говорите и смотрите на слушателя, это может означать: «Я уверен в том, что говорю». 7. Взгляд, направленный в середину лба сообщает Немалое значение имеет угол, под которым вы смотрите на человека, положение век и бровей. Было подсчитано, что существует сорок различных положений бровей и более тридцати положений век. Получается, что, используя веки и брови можно получить более тысячи различных взглядов. И это без учета угла, под которым вы смотрите и продолжительности взгляда! Внутренняя улыбка. Человеку, который вам улыбается, хочется улыбнуться в ответ... если вы видите, что эта улыбка искренняя. Классическая «американская» улыбка, к сожалению, не отвечает этим требованиям. Улыбка человека, которому на самом деле невесело, напоминает оскал, гримасу — что угодно, но не улыбку. Когда человек улыбается неискренне, это бросается в глаза. Настоящая улыбка идет изнутри. Я предлагаю вам научиться улыбаться всем своим сущест-
Искусство управления собой вом. Человек, обладающий таким умением, способен разрядить обстановку, лишь чуть-чуть приподняв уголки губ. В этой практике вам понадобится зеркало, в кото- I ром вы сможете видеть себя во весь рост. Подойдет и любое другое, в котором вам будет видно свое лицо с расстояния 30-50 сантиметров. 1. Подойдите к зеркалу и всмотритесь в свое лицо, обратите внимание на свою осанку. Вспомните, что 2. Закройте глаза и расслабьтесь. Проделайте одну из 3. Когда вы почувствуете, что все мышцы расслаблены, мысленно выдохните всю тяжесть и усталость. 4. Представьте, что негативные элементы образа, который вы увидели в зеркале, растворяются один за 5. Закройте глаза и представьте, что с каждой секундой восстанавливаются ресурсы, рождается новый 6. Откройте глаза. Вы увидите полного энергии, лучезарного человека. 7. Вберите в себя энергию этого образа, мысленно вдохните ее. 8. Посмотрите, как вместе с вами энергией наполняется ваше отражение в зеркале. Обменивайтесь с 9. Сохраните этот образ в своем психологическом фотоальбоме и входите в него, когда вам будет нужно. Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром Открытые позы.Поза отражает ваш общий эмоциональный фон. Этим профессионально пользуются художники. Например, подчиненный часто изображается ссутуленным, прижавшим руки к телу, втянувшим голову в плечи, напряженным человеком. Из этого мы делаем вывод, что он боится начальника. Начальник же сидит в кресле, откинувшись и заложив руки за голову. Мы делаем вывод, что он спокоен и полностью уверен в своем превосходстве. Однако ни та, ни другая поза не способствует продуктивному общению. Также как к сотрудничеству располагает только один вид рукопожатия. Если вы хотите расположить к себе человека, примите открытую позу. То есть такую позу, которая говорит о том, что вы человеку доверяете, что вы готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас. Основные признаки открытой позы: * тело полностью повернуто к собеседнику, немного * взгляд прямой, но не в глаза, а чуть ниже, в область * плечи расправлены, спина выпрямлена и расслаб * руки открыты, то есть на виду и ладонями вверх. * ноги не должны стоять слишком близко друг другу. Искусство управления собой воспринимаются как признак неискренности и не Хорошие жесты.Американские психологи заметили, что уровень жестикуляции тем выше, чем ниже социальный статус человека. Это связано с тем, что высокого положения в обществе, как правило, достигают люди, в той или иной мере управляющие собой. Они знают, что невольный жест может свести на нет все, что вы говорили, поэтому стараются не особо жестикулировать. Уровень соответствия между жестами и словесной информацией называется конгруэнтностью. Вообще, конгруэнтность — это соответствие не только жестов и слов, но и всех вербальных и невербальных сигналов, но об этом чуть позже. Люди больше склонны верить жестам, чем словам. Представьте себе политика, который говорит: «я — сторонник мирных переговоров» и одновременно несколько раз ударяет кулаком по столу. Чему вы поверите, словам или жестам? Жест — это сочетание множества элементов. В жесте участвуют руки, ноги, корпус, глаза, мимика , — в общем, все тело. Поэтому жест практически невозможно подделать. Это усложняется тем, что неестественный или незаконченный жест оставляет у собеседника крайне неприятное впечатление. Произнесенная вами фраза покажется ему незаконченной или неискренней. Замрите в процессе общения, и вы увидите себя в определенной позе, внимательно рассмотрев которую вы сможете многое узнать о том, как вы общаетесь с окружающими. Умению управлять жестикуляцией учат в актерских и балетных школах. Однако вам не обязательно достигать такого уровня мастерства. Вы можете научиться управлять жестами, наблюдая за профессиональными актерами: Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром * посмотрите, как они «разминаются» перед работой; * используйте релаксационные практики для работы * понаблюдайте, какие жесты соответствуют той или * для начала попробуйте просто повторить жесты. Конечно, вам будет намного легче освоить искусство управления жестами, если вы запишитесь на групповой тренинг или в актерскую школу. Управление речью.Здесь мы поговорим о вербальной стороне общения — устной речи. 1/6 — это значительная часть общения и пренебрегать ей было бы, по крайней мере, легкомысленно. У человека, практикующегося в управлении речью, мысль переходит в слова практически мгновенно. Его речь отличается спонтанностью и плавностью, он говорит красиво. Существует много трудов, посвященных исследованию того, как строили устную речь наиболее выдающиеся ораторы. Оказывается, существует определенный набор правил, позволяющих значительно ее «украсить». + Есть такое понятие — бесспорная истина, например: «Всем известно, что Земля круглая». Начните свою речь с подобной истины. Ваш собеседник будет больше доверять вашим словам. Психолог М. Гордеев отметил интересный факт: если человек соглашается подряд с четырьмя вашими утверждениями, то с пятым он соглашается автоматически. * Помните, что в любом сообщении должно быть начало, середина и конец. Каждая ваша фраза должна нести определенную информационную нагрузку. Вы можете вызвать у собеседника информа- Искусство управления собой ционный стресс, перегрузив свою речь ненужной информацией. Учитесь структурировать информацию: разбивайте общую идею на пункты, делайте промежуточные выводы, давайте заголовки при переходе от одного этапа к другому. Правильная последовательность подачи информации такова: личная (человеческая) часть, информационная часть(цифры, статистика), резюме с выводами. В таком виде информация воспринимается лучше всего. Избавляйтесь от слов-паразитов. Слова-паразиты — это слова, не несущие никакой информационной нагрузки, которые вы повторяете слишком часто. Например «короче», «так», «это». У каждого человека свой набор. Старайтесь использовать простые предложения. В устной речи роль знаков препинания играют паузы. Длинное предложение, так или иначе, вынудит вас остановиться и вдохнуть. Эта вынужденная пауза может быть неправильно воспринята собеседником. Злоупотребление причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными структурами приведет к тому, что собеседник потеряет нить разговора. С другой стороны и вы сами можете запутаться в спряжениях, склонениях и падежах. Не ждите от общения немедленного стопроцентного результата. Будьте готовы к тому, что многое мо^ жет не получиться с первой попытки. Если вы хотите всего и сразу, то партнер автоматически уйдет в позицию защиты. Вы добьетесь прямо противоположного результата — теперь «достучаться» до него будет еще сложнее. Учитесь останавливать идущий на вас поток эмоций и информации. Если с вами разговаривают че- Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром ресчур громко или тихо, если перегружают речь информацией, прервите на время вашего собеседника. Эмоциональная и информационная перегрузка резко снижает способность к сосредоточению. Это вызывает лишь раздражение и усталость. Не перегружайте партнера. Если ваш партнер женщина, наполните общение эмоциями. Женщины все воспринимают через призму личного мировоззрения, субъективная оценка часто превалирует над объективной. Даже самая достоверная информация может быть отвергнута женщиной по субъективным причинам. Отдельного внимания заслуживает такой инструмент устной речи, как скрытое влияние. Он был разработан американским классиком гипноза М. Эрик-соном. Этот метод можно проиллюстрировать одной из самых известных его фраз: «Вы предпочитаете войти в мягкий или жесткий транс?» Суть метода в том, что за видимостью выбора вы фактически лишаете собеседника выбора. Клиент уже не решает, хочет он войти в транс или нет, он думает о том, в какой вид транса он «хочет» войти. Такая постановка вопроса автоматически снимает сопротивление клиента перед входом в транс. С другой стороны, зная о таком методе убеждения, вы можете заметить скрытый гипноз и не дать себя отвлечь. На вопрос Кролика: «Пух, тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» Винни-Пух ответил: «И того и другого. И можно без хлеба». Вы также можете отказаться от навязанного вам ответа. Искусство устной речи немыслимо без умения вести диалог. Этому невозможно научиться индивидуально. Используйте упражнение, которое я даю на семинарах и групповых тренингах. Вы садитесь лицом к участникам. Участники сидят перед вами полукругом. Искусство управления собой 1. Участники начинают по очереди задавать вам каверзные шутливые вопросы. Например: «Для чего 2. Ваша цель как можно быстрее и остроумнее ответить. 3. За каждый ответ вам ставят оценки. Суть данной практики заключается в том, чтобы вы научились мгновенно облекать мысль в слова. Скорость ответа нужна также и для того, чтобы в работу мозга включалось не только медленное рациональное сознание, но и ближайшие пласты подсознания, которые дают более широкие возможности для творчества и действуют быстрее. Также участвуя в такой игре, вы сможете понаблюдать за другими людьми и возможно перенять у них наиболее удачные схемы мышления. Управление голосом.Я уже говорил, что в устной речи место знаков препинания занимают паузы. Но как передать паузой восклицательный знак? Это невозможно. Для этого необходимо уметь насыщать свои слова нужными эмоциями. Как выразить доверие? Для этого существует сочетание интонации, тембра и ритма, имеющее специальное название — «доверительный тон». Разговорная речь намного богаче письменной, так как она дает возможность подчеркнуть мельчайшие оттенки смысла и настроения. Для этого существуют такие элементы как: тембр, интонация и ритм. От этих трех составляющих серьезно зависит отношение к вашим словам. Послушайте наших политиков. Возьмем, например, Примакова: его речь размеренна, он умело пользуется паузами, обладает глубоким, «успокаивающим» тембром голоса. Одним этим он призывает слушающего к разумному Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром спокойному диалогу. В качестве примера противопо-; ложного стиля использования голосовых ресурсов послушайте речь известного мастера скандалов и речевых импровизаций В. Жириновского. Он разговаривает на повышенных тонах, на «грани срыва», его речь отрывиста, резка и агрессивна. Такой голос ассоциируется с беспорядками и нестабильностью. Он больше подходит для выступлений на баррикадах, а не в государственной думе. Тембр — это высота и глубина голоса, это ваше спокойствие и уверенность в себе. Высота зависит от уровня напряжения голосовых связок. Глубина зависит от размера резонирующего объема. Получается, для того чтобы управлять высотой звука, достаточно научиться расслаблять мышцы голосовых связок. С глубиной звука все обстоит несколько сложнее. Считается, что основным резонатором является ротовая полость, но это только условность. На глубину голоса влияет все тело. В школах пения учат изменять голос за счет положения диафрагмы. В данном случае в процесс создания звука активно включается грудная клетка, это позволяет достичь очень глубокого голоса. Интонация — это отражение эмоций. При помощи интонации можно выразить восторг, вопрос, разочарование, грусть. Настоящие мастера окрашивают каждое слово в свой интонационный оттенок. Интонации идут рука об руку с языком жестов (в то время как тембр можно сравнить с позой). Так же как и неестественный жест, неправильно выбранная интонация может стать фатальной ошибкой. Ритм. Одни из нас разговаривают слишком медленно, другие так быстро, что сложно бывает разобрать слова. В одном ритме нам разговаривать комфортно, а в другом нет. Кто-то говорит монотонно, а кто-то чересчур короткими ритмическими промежутками. Интересно, что слишком быстрая речь ос- Искусство управления собой тавляет у людей неприятное ощущение вплоть до головокружения. Человек с замедленной речью оставляет ощущение не очень развитой личности. И в том, и в другом случае с человеком тяжело общаться. Почему одного преподавателя понимает девяносто процентов студентов, а другого не понимает никто?. Дело в том, что существует определенный ритм речи, который позволяет слушателю с наименьшим напряжением усваивать информацию. Не так уж сложно управлять своим голосом, у нас для этого есть все инструменты, надо только научиться правильно их использовать. Советы, которые можно дать для работы с голосом, достаточно просты. * Используйте полное дыхание. Поверхностное дыхание, как правило, сопутствует высокому и неглубокому голосу. Такой голос при долгом общении * Если вы желаете скрыть свои эмоции, контролируйте интонации. Это полезно при деловых переговорах или в случае конфликта. * Если вы волнуетесь, возьмите паузу. Расслабьтесь, 4 На досуге «поиграйте» со всеми тремя составляющими голоса. Найдите удобный и естественный голос, «свой голос». Для этого полезно попробовать свои силы в пародировании самых разных людей. Таким образом, вы не только научитесь управлять голосом, но и чувствовать, какие мысли, эмоции и настроения передает та или иная интонация, тембр, ритм. Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром Подстройка.Подстройка — это заимствование элементов поведения другого человека. Суть этого метода заключается в установлении невербального взаимопонимания. Он основывается на следующем законе: человек с удовольствием общается с теми, кто на него похож. Переходя на невербальный язык вашего партнера, вы создаете у него положительное впечатление. Понаблюдайте за окружающими людьми. Вы увидите, что люди, которые нравятся друг другу, делают схожие жесты, принимают схожие позы, разговаривают примерно с одинаковыми интонациями и тембрами голоса. И, наоборот, скрытый конфликт проявляет себя в закрытых агрессивных невербальных знаках. В качестве наглядного примера подстройки можно привести светское общение, которое начинается с ничего не значащего обмена репликами. Две-три минуты люди бессознательно тратят на то, чтобы войти в общий для них ритм, чтобы подстроиться друг под друга. Это называется — найти общий язык. Существует несколько видов подстройки: * подстройка под позу; * подстройка под мимику; * подстройка под жестикуляцию; * подстройка под ритм речи; * подстройка под тембр голоса; * подстройка под дыхание. Самым мощным инструментом подстройки считается дыхание. Причина в том, что одинаковое дыхание (глубина, ритм, используемые части легких) само по себе создает предпосылку для схожих поз, ритма, голоса, движений. Подстройка может быть прямой (правое-правое) и зеркальной (правое-левое). Если вы стоите лицом к лицу с человеком, то предпочтительнее зеркальная подстройка, если сбоку — то прямая. 1
Искусство управления собой Обучаться подстройке удобно в паре. Сначала надо научиться подстраиваться под каждый из элементов по отдельности, а потом можно перейти к полной подстройке. Полезно будет наличие третьего человека, выполняющего роль наблюдателя и подсказчика. Он будет сообщать вам о ваших ошибках и помогать их исправлять. Здесь я приведу упражнение, которое поможет вам научиться подстраиваться под позу собеседника. 1. Два человека садятся друг против друга. Третий сидит несколько в стороне, так чтобы видеть обоих 2. Участники, которые сидят друг напротив друга, начинают обсуждать тему, по которой они расходятся во мнениях. 3. Задача участников — сохранять одинаковые позы. 4. Теперь поменяйтесь местами. Пусть каждый участник попробует себя в обеих ролях, он должен и под Таким же образом научитесь подстройке под другие невербальные элементы общения. В ходе тренингов я убедился в следующем: если вам удалось подстроиться, то вскоре вам либо удается убедить своего собеседника, либо вы незаметно переходите на темы, приятные вам обоим. В противном случае люди испытывают дискомфорт, и любое мелкое разногласие, возникающее в процессе общения, становится камнем преткновения. Полного взаимопонимания достигали те пары, в которых хотя бы один человек использовал одновременно несколько элементов подстройки. Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром Если вы хорошо подстроились, вы становитесь «своим», то есть вызываете подсознательное доверие. Как только вы подстроились, вы получаете возможность вести разговор. Иными словами, вы можете направить разговор в нужное именно вам русло, и собеседник последует за вами, не оказывая никакого сопротивления. Стать мастером подстройки сложно без опытного руководителя, но и те первые шаги, которые вы сделаете вместе с этой книгой, ощутимо увеличат ваши возможности в общении. Имидж. Психологи знают, что мнение, которое мы составляем о человеке, на 90% зависит от первого впечатления. Это значит, что если в первые десять минут знакомства вы неправильно зарекомендовали себя, то впоследствии вам придется приложить много усилий, чтобы сломать установившийся стереотип. Правильно выбранный имидж — это необходимое условие для того, чтобы произвести положительное первое впечатление. * Одевайтесь соответственно ситуации. Если придете на пикник, в строгом костюме, то вас не поймут. * Ваше рабочее пространство также является неотъемлемой частью вашего имиджа. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе — это сигнал опасности для человека, с которым вы общаетесь. Поря * Не стоит также обходить вниманием такие элементы имиджа, как: прическа, состояние ногтей, кожи Искусство управления собой лепительная» улыбка дадут вам дополнительное количество очков в глазах окружающих. Тем более, если вы общаетесь с особой противоположного пола. Хороший имидж будет работать на вас даже в ваше отсутствие. Говорят, что чем известнее врач, тем выше процент вылеченных пациентов. Люди незнакомые будут заранее располагать положительной информацией о вашей персоне. Получается, что первое впечатление у них будет складываться еще до встречи с вами. Потом им останется только согласиться с тем, что они о вас думали. Итоги 1. Словесная или вербальная информация в общении 2. У каждого из нас есть три зоны общения. Соблюдайте «суверенитет» вашего собеседника в процессе общения, не вторгайтесь бесцеремонно в пределы третьей (интимной) и не выходите далеко за 3. Учитесь в зависимости от ситуации изменять свое 4. Изучите язык взглядов. Взглядом можно «убить» 5. В общении незаменима «внутренняя улыбка». Человек, обладающий искусством внутренней улыбки, способен разрядить обстановку, лишь чуть-чуть 6. Если вы хотите расположить к себе человека, примите открытую позу. То есть такую позу, которая Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром говорит о том, что вы человеку доверяете, что вы готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас. 7. Люди больше склонны верить жестам, чем словам. 8. В построении устной речи есть свои жесткие правила. Пользуйтесь ими, и к вам всегда будут прислушиваться. 9. Учитесь управлять основными составляющими голоса: тембром, интонацией и ритмом.
10. Учитесь правильным формам отказа. Умение говорить «нет» позволит вам не брать на себя невыгодные обязательства и избежать конфликтов. 11. Переход на невербальный язык, свойственный вашему партнеру, создает у него положительное впечатление. Используя подстройку, вы сможете взять 12. Позаботьтесь о своем имидже. Мнения о человеке ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|