Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление собой в действии



Наши действия являются результатом наших мыслей. Действие — это внешнее, физическое отражение про­цессов, происходящих в вашем внутреннем мире. Все мы обладаем разными характерами, у нас разные цели, разные способности и возможности. Поэтому так важ­но научиться правильно действовать, исходя из своих собственных предпосылок. Действие непродуманное, необоснованное, может свести «на нет» все предшест­вующие ему усилия и тем самым значительно услож­нить достижение поставленной цели.

Вот наглядный пример: мой знакомый мечтал о шес­тисотом Мерседесе. Зарабатывал он, прямо скажу, не­много. Он отказывал себе во всем: экономил на одежде и даже еде. У него не было друзей, так как любое меро­приятие, связанное с любыми, даже незначительными, затратами денег он отвергал без всяких сомнений. При­ходилось ему туго. Над ним смеялись, его не любили коллеги и соседи. Но ему все было нипочем. В резуль­тате он купил Мерседес. Можно подумать: «Молодец, добился-таки своего!» Но заодно с Мерседесом он зара­ботал себе язву желудка и проблемы с почками. Даже когда ему стало совсем плохо, он поехал на авторынок за новой резиной. Оттуда его и забрали в реанимацию. Несколько дней он пролежал в коме, когда его выписы­вали, оказалось, что ему нужны дорогие лекарства. Де­нег у него не было даже на элементарный аспирин — он все потратил на покупку машины. Автомобиль продать у него «рука не поднялась». Он продал гараж, и вскоре Мерседес угнали.

Этот человек смог поставить перед собой цель, но не рассчитал свои силы. Его действие было непроду­манным и потому привело к совершенно непредска­зуемым последствиям. Существует множество вари­антов ошибочных действий. Бывает, вы знаете, что делать, но что-то не позволяет начать действовать,


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

заставляет усомниться в правильности принятого ре­шения. Бывает, что вы приняли решение и твердо зна­ете, что оно правильное, вам нравится такой вариант развития событий, но все равно не начинаете действо­вать. Причина в том, что вы не уверены, нужно ли вам совершать это действие, так как вы не верите в постав­ленную цель. Или вы не верите, что у вас хватит на это сил. Из своего опыта проведения семинаров и тренин­гов я сделал следующий вывод: зачастую нам сложно совершить удовлетворяющее нас действие, потому что при подготовке к нему мы не учитываем некото­рых очень важных аспектов. Одни не учитывают эмо­циональную сторону, другие создают чересчур иде­альную картину, третьи не доверяют интуиции... На семинарах, посвященных разработке правильного пла­на действий, я обычно подсказываю людям, на каком этапе они совершают ошибку. В этой книге я приведу методы повышения эффективности на всех этапах. В этих методах нет ничего сложного, но пока вы толь­ко начинаете их осваивать, не стоит их применять в сложных ситуациях. Ребенок, только-только научив­шийся сложению, не сможет умножить даже два на два. Достаточно быстро вы научитесь не только «ум­ножать два на два», но и решать сложнейшие задачи. А пока не торопитесь. Обучайтесь на чем-нибудь не слишком сложном. Все сложные действия строятся на более простых элементах. С точки зрения психологии управления собой, действия, которые мы совершаем, условно можно разделить на три вида.

Первый вид действий — это поступки. Поступки могут быть импульсивными и сознательными. Им­пульсивные поступки — это поступки, про которые говорят: «Нашло что-то». Как правило, они продикто­ваны эмоциями, необдуманны и о них часто приходит­ся жалеть. Любой ваш поступок обязательно затра-


Искусство управления собой

гивает окружающих, поэтому я предлагаю вам на­учиться совершать сознательные, обдуманные по­ступки. Это не значит, что вам надо превратиться в робота без чувств и эмоций. Это значит только то, что вы научитесь контролировать свои действия, управ­лять ими. Не совершить поступок, диктуемый эмоци­ями — это тоже поступок. Это тоже наука, которую стоит познать. Есть еще один вид поступков: надо что-то сделать, но вы ничего не делаете. Неделание — та­кое же действие. Потакая своей лени и безволию, че­ловек взращивает их в себе. Следовательно, его дей­ствия имеют вполне конкретный результат, то есть полностью укладываются в определение слова «по­ступок». Поступок отличается малой протяженностью во времени. Поступок — это действие, цель которого -резкое изменение сложившихся обстоятельств. По­ступок — это ваша сила воли, благоразумие, свойства характера, которые вы демонстрируете окружающим, поэтому поступок более артистичен, в нем много внеш­него.

Второй вид — прямая противоположность поступ­ку — деятельность. Деятельность — это любое протя­женное во времени действие. И, естественно, начало деятельности, как и любое действие, должно быть за­планировано. Например, для молодого человека плани­рование деятельности — это выбор учебного заведе­ния, в котором он проведет ближайшие годы, для выпускника вуза — выбор работы, для работника фир­мы — выбор курсов повышения квалификации. Кто-то всерьез подумывает о переезде в другую страну, а кто-то — о создании семьи. В общем, это любое решение, которое призвано радикально изменить всю нашу даль­нейшую жизнь. Рано или поздно всем нам приходит­ся принимать подобные решения.

Третий вид действий можно условно обозначить словом «дело». Это промежуточный вид. Он не столь


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

протяжен во времени, как, например, деятельность, однако он менее импульсивен и категоричен, чем поступок. К этой группе мы отнесем такие занятия как подготовка к сдаче экзамена или к деловой встрече, покупка автомобиля или ремонт квартиры. .

Очевидно, что в зависимости от вида действия ме­тоды управления собой несколько различаются. В этой книге я приведу лишь некоторые практики, которые подходят для всех трех видов действия.

Планирование действия

Задайте правильный вопрос. В первой главе много говорилось о том, что в каждом из нас есть глубинное «Я» — дух, основа человека. Часто, принимая реше­ние, мы оставляем мнение своего внутреннего «Я» в стороне, хотя оно всегда знает правильный ответ. Умение правильно поставить вопрос — это искусство, подобное искусству фотографии. Для того, чтобы по­лучить действительно качественный снимок, необхо­димо выстроить композицию, просчитать экспозицию, учесть свойства пленки, подобрать нужный фильтр, выбрать объектив... Правильно сформулированный вопрос — это уже на половину ответ. Если вам не уда­ется ответить себе на какой-нибудь вопрос, попробуй­те обратиться к своему подсознанию. В этом вам помо­жет следующее упражнение.

1. Работа с подсознанием — довольно трудное заня­тие, поэтому вы должны быть абсолютно готовы.
Перед началом упражнения вам необходимо пол­ностью расслабиться, сделать несколько дыхатель­ных упражнений, остановить внутренний диалог.

2. Сосредоточьтесь на вопросе, который вы хотите за­
дать. Постарайтесь четко и недвусмысленно его
сформулировать. Произнесите его вслух, запишите на листе бумаги, повторите несколько раз про


Искусство управления собой

себя. Если что-то в нем вам не нравится, перефор­мулируйте его. В результате вы должны получить фразу, которая будет вас полностью устраивать. 3. Представьте, что вы задаете этот вопрос своему глубинному «Я». Важно увидеть своим внутрен­ним взором его образ. Перед кем-то глубинное «Я» предстанет в образе мудрого предка, кто-то увидит его как ангела, кто-то предпочтет обратиться непо­средственно к Богу... У каждого человека есть свой образ, найдите его в себе и задайте ему вопрос. На­полните вопрос эмоциями. Если тема вопроса вы­зывает в вас подавленность, не стоит пытаться за­давать его с жизнерадостными интонациями. Будь­те естественными.

Теперь вам надо просто быть внимательными и ждать ответа. Ответ может прийти в виде образа или сна. Вы можете получить его на улице или на кухне. Ньютон уснул под деревом, и на него упало яблоко — так он открыл всем известный «закон притяжения». От вас требуется спокойствие и расслабленность, тогда ответ не заставит долго ждать.

Возможно, вам придется задать серию вопросов, прежде чем получить нужный ответ. Причина может быть в неправильном понимании проблемы и, следо­вательно, неправильно поставленном вопросе. Часто бывает, что ошибка вскрывается совсем не там, где ее искали.

Например, на одном из моих семинаров был такой слу­чай. Девушка Катя задала вопрос: «Почему у меня ни­чего не получается?», в него она вложила всю безысход­ность, на которую была способна. Катя считала, что у нее плохая карма, неправильное воспитание и много врагов. Вопрос был задан неверно, через некоторое время ответ пришел в такой форме: «Есть вещи, которые у меня

 



Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

очень даже получаются!» Тогда она задала следующий вопрос: «Что у меня не получается?» Случай интересен тем, что таким образом была выяснена суть проблемы: оказывается, она просто не понимала, зачем она совер­шает те или иные действия. Последний вопрос, который она себе задала: «Зачем я поступала в этот вуз?» У нее не получилось окончить институт, выучить иностран­ный язык, потому что она не понимала, зачем ей это нуж­но. Катя пыталась поступить в вуз, потому что этого хо­тели ее родители, пошла на курсы иностранных языков за компанию, в то самое время, когда она ясно осознава­ла, что ей хочется учиться не на юриста, а на археолога, изучать не иностранный язык, а географию.

Осознайте цели.Моя пациентка Катя научилась правильно задавать вопрос, благодаря чему обнару­жила следующую, не менее серьезную проблему. Ока­залось, что она совершенно не умеет ставить перед собой цель. Вспомним: умение ставить цель — одна из важнейших составляющих искусства управления со­бой. Бесцельное действие не приносит удовлетворе­ния. У человека создается впечатление, что он стара­ется не для себя, а для кого-то другого. Задайте себе вопрос: вписывается ли это действие в общее направ­ление движения или оно отдаляет вас от намеченной цели?

Планируя действие, обязательно помните не толь­
ко об общей цели, но и о конкретных результатах,
к которым оно ведет. Иначе вы можете совершить
серьезную ошибку. С вами может произойти история
аналогичная той, что произошла с «любителем» Мер­седесов, о котором я говорил выше. Погоня за выигры­шем в одном направлении может привести к значи­тельным потерям в другом. Причем потери могут быть
так велики, что перевесят полученный выигрыш. Что­
бы не оказаться в такой ситуации, используйте метод
«Весы». '


Искусство управления собой

1. Возьмите ручку и лист бумаги. Разделите вертикальной чертой лист на две половины. С одной сто­роны выпишите все возможные положительные по­
следствия запланированного поступка, с другой -
все отрицательные. Внесите в список все возмож­ные варианты развития событий, не закрывайте
глаза ни на мелочи, ни на глобальные последствия.
Слово, произнесенное шепотом, вызывает в горах
лавину.

2. Теперь полностью расслабьтесь, вам надо отвлечь­ся от окружающего мира и сконцентрироваться на
поставленной проблеме.

3. Почувствуйте вес каждого из аргументов. Для этого
представьте, что ваши руки — это чаши весов. В од­
ну руку сложите отрицательные последствия, в дру­гую — положительные. Важно, чтобы вы определяли
вес, исходя из своих внутренних, «субъективных»
ощущений. В этом процессе должно участвовать
не только логическое, но и образное мышление.
Не торопитесь, рассматривая каждый аргумент,
задавайте вопрос: «Сколько это весит?»

Создайте образ действия. Часто такие препятствия, как неуверенность, лень возникают из-за того, что у вас нет четкого образа действия. Ваше подсознание сигнализирует вам о том, что вы еще не совсем пони­маете, что надо делать. Не начинайте действовать, пока вы не увидите перед своим мысленным, взором яс­ную картину. Белые пятна и расплывчатые участки на вашей мысленной картине указывают на слабые мес­та в вашем замысле.

Эту историю я помню еще со студенческих лет. Два моих однокашника получили комнату в общежитии и решили полностью ее отремонтировать. Полгода они усердно трудились и, наконец, заработали нужное коли-

 



Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

чество денег. Тут и начались проблемы. Оказывается, у них было совершенно разное представление о том, как должен выглядеть их обновленный дом. В результате они поругались и разъехались по разным комнатам.

Если вы не знаете, чего конкретно хотите, то вы не сможете ничего добиться. Чтобы создать полноцен­ный образ, надо пережить планируемое действие в своем внутреннем мире. Помните, что образ должен быть воплощен не только в картинках, вы должны буквально почувствовать его, вы должны осознать эмоциональный, физический и интеллектуальный ас­пекты предстоящего действия. При создании образа действия используйте практику, которая называется «Видеозапись». Вам понадобится использовать своего внутреннего наблюдателя, чтобы посмотреть на свою жизнь как на фильм.

1. Представьте, что вы сидите перед телевизором. На
экране последовательно разворачиваются события,
сопровождающие планируемое вами действие. У вас
в руках пульт, с помощью которого вы можете пере­матывать события вперед и назад, приближать или
удалять картинку и, самое главное, по своему жела­нию изменять сценарий.

2. Просмотрите все действие от начала до конца. В мес­тах, где вам не все ясно, останавливаете запись.
Если .вы увидите, что события развиваются не так,
как задумано, перематывайте назад до кадра, в кото­
ром вы совершили ошибку. Учитывайте время, ко­торое займет планируемое действие.

3. Эта практика поможет вам увидеть все сильные
и слабые стороны вашего замысла. Вы сможете бо­
лее четко распланировать время, которое вам пона­добится на его выполнение. Создавайте образ, ко­торый вы и видите, и слышите, и чувствуете.


Искусство управления собой

Визуализируйте время. Поместите запланирован­ное дело на воображаемую временную прямую. Со­здайте образ, в котором все важные этапы будут иметь свою продолжительность. Неважно, получится ли все именно тогда, когда вы запланировали. Главное, что у вас есть база. Чтобы ваши прогнозы оказались более правдоподобными, используйте следующую последо­вательность действий:

1) войдите в состояние внутреннего покоя;

2) представьте, что ваша цель это точка, удаленная от
вас на некоторое расстояние. Это расстояние есть
время, которое вам нужно на то, чтобы достичь
цели;

3) отметьте все этапы на прямой между вашей по­зицией, в которой вы находитесь сейчас, и вашей
целью;

4) нарисуйте созданный образ в вашем дневнике и ре­гулярно его корректируйте.

Избавьтесь от прошлых ошибок. Просматривая «видеозапись» и визуализируя время, вы можете уви­деть, что некоторые решения вы приняли автоматичес­ки. Это решения, принятые на основе опыта, сложив­шихся у вас стереотипов и подсознательных программ. Часто такие решения оказываются неправильными. Вам нужно вспомнить все аналогичные ситуации и осознать, какие из принятых решений ошибочны. Я не предлагаю вам «копаться» в собственных неудачах. Я предлагаю найти причины ошибок, чтобы впредь не совершать их. Помните, что мы живем в каузальном мире. У любого действия есть причины и есть след­ствия. Если предыдущее действие было некачествен­ным, то вам так или иначе придется, исправлять ошиб­ки. Лучше это сделать сейчас, чтобы под ногами у вас была прочная основа, а не трясина. Пока вы не сдела-


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

ете этого, вы просто не сможете принять правильное решение. Может, вы недооценили потребность в си­лах, во времени, в деньгах? Может, вы неправильно оценили мотивы людей, с которыми вы работали? Может быть, в прошлый раз вы взвалили на себя слиш­ком много обязанностей? Найдите причину прежних неудач и тогда вы сможете избежать их в новом деле. Вас перестанут мучить мысли о том, что «как всегда, ничего не получится». Часто мы не можем сделать что-то, потому что подсознательные страхи лишают нас сил. Если вы найдете корень этих страхов, то вы освободитесь от них.

1. Используйте методы самонаблюдения. Вам надо
увидеть свою механичность, те стороны своего «Я»,
которые мешают приступить к делу. Используйте
«метод возрастной регрессии» для обнаружения
психологических ошибок, заложенных событиями
прошлого.

2. Постарайтесь понять, что вам помешало в прошлом
в такой же ситуации. Здесь вам поможет умение
правильно формулировать вопросы.

3. Перепишите ситуации, в которых вы допустили
ошибку с помощью метода работы с образами и сло­
весного программирования.

Составьте свое мнение.Мы живем в мире людей. Наши родные, знакомые и малознакомые нам люди ежедневно оценивают нас. Вы надели новую вещь и коллеги выразили восторг: «Ты — наш секс-символ!» Вы заступились за слабого, и проходящая мимо жен­щина сказала вам: «Храни вас Господь». Вы уклони­лись от мордобоя, и бывший одноклассник сквозь зубы процедил: «Тряпка». Наши собственные суждения складываются под влиянием окружающих. В детст­ве — под влиянием родителей, «соратников» по пе-


Искусство управления собой

сочнице, потом — одноклассников, однокурсников, коллег, близких и любимых людей. Часто действовать нам мешают образы людей, которые высказывали сом­нение в наших способностях, критиковали нашу де­ятельность.

Если мы хотим обсудить с кем-нибудь планы, то чаще всего выбираем людей, близких нам по взглядам. Это помогает нам увидеть сильные стороны и не об­ращать внимания на слабые. Даже если мы просто об­думываем свои планы, никому о них не сообщая, мы все равно находимся под влиянием чужого мнения. Чтобы избежать возможной ошибки, воспользуйтесь мето­дом, который предложил Э. Берн, американский пси­холог, внесший значительный вклад в науку управле­ния собой.

Берн говорил о том, что в человеке живут три лич­ности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок вопло­щает в себе ваши эмоциональные импульсы, желания, капризы; взрослый — это чувство долга и ответствен­ности, сила воли, тот, кто действует; родитель — это ваша мировоззренческая система, ваши убеждения и принципы. Если ваше действие продиктовано капри­зом внутреннего ребенка, то вряд ли будут довольны родитель и взрослый. Если взрослый под давлением родителя взвалит на себя слишком много дел, то ваш ребенок не будет получать удовольствия. Сделайте так, чтобы ваше решение отвечало следующему прин­ципу: делать (взрослый) то, что приносит радость (ре­бенок), но за что не будет стыдно (родитель).

Надеясь на лучшее... Конечно* предугадать все до мелочей под силу только единицам. Как правило, лю­бой план оказывается нежизнеспособным, если в нем не учтены «превратности судьбы». Реальные события никогда не совпадут на сто процентов с воображаемы­ми. Об этом необходимо помнить при планировании


Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

любого действия. В худшем варианте обстоятельства обернутся прямо противоположным образом. Если у вас есть основания опасаться такого поворота собы­тий, то не стоит пренебрегать ими. Надеясь на лучшее, оставаясь оптимистом, будьте готовы к худшему: Со­берите всю возможную информацию. Если такой воз­можности нет, планируйте любой поступок, исходя из худших предположений. У соседского хулигана, кото­рому вы решили вправить мозги, может оказаться раз­ряд по самбо или дрессированный ротвейлер-убийца. Девушка, которой вы решились сделать предложение, может оказаться замужем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.