Здавалка
Главная | Обратная связь

Нарушения интеллекта



Под термином «интеллект» подразумевается способность человека произвольно выбирать цель для деятельности, разрабатывать программу для достижения этой цели и осуществлять ее, демонстрируя достаточный уровень внимания и мотивации (целеустремленность), а также необходимую интеллектуальную гибкость, которая позволит своевременно оценить промежуточные этапы выполнения программы и либо приступить к следующему этапу, либо выполнить корректировку текущего действия. В таком понимании интеллект – результат адекватной работы лобных долей больших полушарий головного мозга.

Кора лобных долей дифференцирована в отношении функций целеполагания, разрабатывания программы и контроля за выполняемыми операциями. Так, произвольный выбор цели и побуждение к действию являются функциями преимущественно цингулярной извилины. При поражении этих отделов коры переднего мозга у пациента будет отмечаться апатия, абулия, грубое снижение мотивации и инициативы к любой деятельности. Навыки, усвоенные ранее, будут полностью сохранены.

Дорзолатеральная префронтальная кора по большей части обеспечивает динамичность и скорость психических процессов, что обеспечивается переключаемостью на другие цели и этапы программы, если это необходимо, при поддержании достаточного уровня внимания. Поражение этой зоны будет проявляться инертностью психических процессов (сложность начать новую программу или следующий этап уже начатой программы), трудности переключения с одного этапа деятельности на другой и, как следствие – вербальные и графомоторные персеверации.

Орбитофронтальная лобная кора – зона контроля выполняемых действий и личного поведения. При поражении этой зоны у пациента будет отмечаться склонность к незавершению этапов программы, непоследовательность, импульсивные решения, снижение критики к своему состоянию и поведению. Пациенты с поражением этих отделов головного мозга часто демонстрируют так называемую фрагментарность восприятия – вместо того, чтобы анализировать изображение или ситуацию целиком, они воспринимают только его часть и по этой части выносят суждение о целом объекте. Отмечается грубое нарушение обобщения. Пациенты могут демонстрировать как снижение качества обобщения (обобщение по одному из второстепенных признаков вместо основного, например, «яблоко и банан – желтые», вместо «яблоко и банан – фрукты»), так и непонимание самой программы обобщения. В этом случае вместо сходства пациенты будут приводить характеристики, различающие предметы или вовсе давать случайные ответы.

Легкие и умеренные когнитивные расстройства, деменция

Общие положения

Снижение когнитивных функций может быть приобретённым (когнитивные нарушения, деменция) или следствием умственного недоразвития (олигофрения), вызванного поражением головного мозга в перинатальном периоде (перинатальная энцефалопатия) или раннем детском возрасте (до окончательного формирования интеллекта).

Увеличение возраста – один из главных факторов риска развития когнитивных расстройств (рис.5.1). Распространённость деменции среди людей старше 65 лет составляет 5-10%, умеренных когнитивных расстройств – до 20% (1-5).Наблюдающееся в большинстве стран мира постарение населения делает еще более актуальной проблему диагностики, лечения и профилактики когнитивных расстройств.

С практических позиций, большое значение имеет разделение когнитивных функций по выраженности, так как терапевтическая тактика, прогноз и возможности адаптации пациентов в повседневной жизни определяются тяжестью имеющихся расстройств. Согласно классификации академика Н.Н.Яхно выделяют лёгкие, умеренные и выраженные (тяжелые) когнитивные нарушения [Яхно Н.Н., 2006]. При этом, лёгкие и умеренные когнитивные нарушения иногда определяются под общим понятием «недементные когнитивные расстройства», так как деменция относится к выраженным (тяжелым) когнитивным нарушениям. В международной классификации, позиция «лёгкие когнитивные нарушения» отсутствует: выделяются лишь деменция и умеренные когнитивные нарушения (англ. – mild cognitive impairment). При этом важно понимать, что разделение когнитивной недостаточности на стадии носит условный и формальный характер: фактически речь идёт о континууме состояний, плавно переходящих одна в другую (Рисунок 5.2.)

Рисунок 5.2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.