II 4 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Эмоции (от лат. Emotum – возбуждать ,волновать) – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие). Отношение человека к происходящим событиям и удовлетворению своих потребностей выражается в чувствах (эмоциях). Выделяют эмоции: - эпикритические (корковые), присущие только человеку. К ним относятся эстетические, этические, нравственные переживания - протопатические (подкорковые, таламические) эмоции, филогенетически более древние, элементарные. К ним относятся удовлетворение чувства голода, жажды, полового влечения. По характеру эмоции бывают: - положительные , которые возникают при удовлетворении потребностей – это переживание радости, воодушевления, удовлетворения, - отрицательные, при которых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев, - стенические, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, - Астенические, обуславливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность. Кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности называется аффектом. Выделяют несколько видов аффекта: -физиологический аффект, например гнева или радости, не сопровождающийся помрачнением сознания, автоматизмами и амнезией. Он бывает астенический (сопровождающийся угнетением настроения, снижением психической активности, самочувствия и жизненного тонуса) и стенический (характеризуется повышением самочувствия, психической активностью, ощущением собственной силы) -патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон, характеризуется частичной или полной амнезией. Более или менее продолжительное эмоциональное состояние называют настроением. В онтогенезе эмоций выделяют 4 этапа: 1. Характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (у новорожденных) 2. Этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро- и интерорецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребенка: удовлетворения- неудовлетворения, приятного – неприятного и т.д. Из этих чувств формируется отношение ребенка к близким. 3. Развитие эпикритических эмоций с 3-4 до 12-14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает еще продолжительное время, и с 10-12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений. 4. Формирование высших человеческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20-22 годам. К этому периоду чувства становятся властны рассудку, т.е. корригируются интеллектуальной деятельностью. В этот период становится возможным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.
II 4.1 Симптомы эмоциональных нарушений: - Эмоциональное реагирование – острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от изменений настроения эмоциональные формы реагирования кратковременны и не всегда соответствуют основному фону настроения. Эмоциональные нарушения характеризуются неадекватностью эмоционального реагирования на внешнее событие. Эмоциональные реакции могут быть неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации. - Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявления аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу. - Эмоциональное застревание – состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида надолго «застревает» у злопамятного человека. Человек, усвоивший определенные догмы, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию. - Амбивалентность – возникновение одновременно противоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку. - Чувство потери чувств – утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, например при психогенном «эмоциональном параличе».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|