Здавалка
Главная | Обратная связь

II 6.1 Нарушения сознания.



Сознание – высшая форма отражения действительности, продукт деятельности головного мозга.

Человеческое сознание формируется в результате исторического развития, оно не только отражает происходящие события объективного мира, но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. Для формирования сознания необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества.

Сознательная деятельность – это такая деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуации и последствий деятельности, как для индивидуума, так и для общества.

Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной. В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.

Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. С другой стороны, бессознательными могут быть названы такие действия, которые на определенном этапе их формирования, были осознаваемыми, а затем сделались автоматизированными, непроизвольными. В процессе обучения ряд навыков и действий становится автоматизированным и в последующем выполняется механически, без обдумывания.

 

II 6.1.1 Этапы формирования сознания:

1. до 1 года – бодрствующее сознание. Характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом появляются первые реакции на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.

2. от 1 года до 3 лет – предметное сознание. На этом этапе главную роль играют впечатления действительности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На втором этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок не выделяет еще себя из окружающего мира, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».

3. от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание. На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделения себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «Я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

4. от 9 до 16 лет – коллективное сознание. Для этого этапа характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становится отчетливым представление об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Появляется общественное и социальное сознание.

5. от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание. На пятом этапе формирования сознания состояние подростка приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста к 20-22 годам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.