VIII 4 Семейная психопрофилактика⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
Отдельной областью психопрофилактики является семейная психопрофилактика, которая охватывает изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики и лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитацией. Семейная психопрофилактика включает вопросы медицинской, психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семье, неспособной самостоятельно справиться с организацией взаимоотношений, воспитанием и обучением детей, медицинскими, социальными и правовыми проблемами членов семьи. В настоящее время существуют многочисленные школы семейной психопрофилактики и психотерапии – динамические, коммуникативные, поведенческие и др. Они различаются теоретической ориентацией, трактовкой семьи и ее участия в этиологии психических и соматических заболеваний и применяемыми методами. Значимость семейной психопрофилактики в сохранении психического здоровья индивида обусловлена следующими факторами: 1. Ведущая роль семейных отношений в системе взаимоотношений личности, т.к. семья на всех этапах жизни является одной из наиболее важных социальных групп; 2. Многосторонние семейные отношения и их тесная взаимосвязь. Домашнее хозяйство, досуг, эмоциональные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести изменения в одну из них вызывает цепную реакцию изменений во всех других; 3. Открытость и, следовательно, уязвимость члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям( слабости и недостатки индивида в семье проявляются наиболее открыто). В этиологии семейно-обусловленных психических расстройств важнейшую роль играют четыре вида состояний: - состояние глобальной семейной неудовлетворенности (резкое расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной жизнью семьи); - семейная тревога (сомнения , страхи, опасения, касающиеся здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, конфликтов, возникающих в семье); - семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение; - состояние вины, связанное с семьей. Источником этих состояний и, соответсвенно, психической травматизации личности являются нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи. К ним относятся: 1. Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи ( отсутствие потребности для участия в жизни семьи, или соответствующих способностей, навыков и умений, нервно-психические расстройства одного или нескольких членов семьи и др.). 2. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. 3. Нарушение межличностных коммуникаций в семье. 4. Нарушение механизмов интеграции семьи (сплоченности, способности противостоять силам, разъединяющим ее), когда члены семьи исходят только из своих личных интересов, не учитывая интересов семьи как целого. 5. Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи ( дефект в распределении семейных ролей и несоответствие им – мать, отец, муж, жена, ребенок, патологизация ролей). Семейная психопрофилактика предполагает несколько этапов: 1. Изучение семьи и диагностику ее нарушений. 2. Выявление показаний к семейной психопрофилактике. 3. Подбор методов и методик для семейной психопрофилактики и коррекции семейных отношений (длительность психопрофилактической работы, работа со всей семьей или сначала с отдельными ее членами, работать одному психотерапевту или создать группу специалистов, выбор частоты и продолжительности сеансов, определение стиля, места и времени проведения профилактических мероприятий). К наиболее часто применяемым методам семейной психопрофилактики относят: -семейную дискуссию. Этот метод позволяет осуществить коррекцию неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений, обучить членов семьи объективности и умению вести продуктивную дискуссию. -обусловленное общение. Сюда относят многообразие психотерапевтических методов, заключающихся в том, что в привычные семейные взаимоотношения вводится новый элемент (обмен записками, использование цветовой гаммы для определения чувств, введение определенных правил, которые вступают в силу при определенных условиях и др.). Это дает возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. -техники, формирующие умения и навыки. Цель применения подобных техник - формирование правильного представления о семейной жизни, формирование правильной коммуникации между членами семьи, эффективных ролевых взаимоотношений и т.д. К подобным техникам относят формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей, обмен ролями, обсуждение примеров решения вопроса и др. При этом перед пациентом ставится определенная задача: ему сообщается о навыке, который необходимо сформировать и критерий, по которому он может судить как ему это удалось.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. БуяновМ.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев, 1990 269 с. 2. Групповая психотерапия / под ред. В.Д.Карвасарского, С.Ледера. М., 1990. – 478 с 3. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия: Учебник.- М.: Медицина, 1989. – 496 с. 4. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1990. – 573 с. 5. Колупаев Г.П., Пятницкая И.Н., Ураков И.Г., Найденова Н.Г. Методическое руководство для врачей по наркомании (клиника, диагностика, течение, профилактика). – М.: Воениздат, 1991. – 156 с. 6. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Издательство института психотерапи, 2003. – 454 с. 7. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И.Психиатрия: Учебник. – М.: «МЕДпресс-информ», 2002. – 574 с. 8. Ричардсон Р. Семейная психотерапия: пер. с англ. М., 1992. – 395 с. 9. Леонгард К. Акцентуирование личности: Пер.с нем. – Киев: Вища школа, 1981. – 390 с. 10. Руководство по психиатрии / под ред. Г.В.Морозова. – М.: Медицина 1988. – Т. 1-2 11. Снежневский А.В. Общая психопатология: Курс лекций. – Валдай, 1970. – 100 с. 12. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.
Бакулин В.С. Грецкая И.Б.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|