VII 2 Понятие о психоконсультировании
Вторым аспектом психологической помощи является психоконсультирование. Психоконсультрование – это многофункциональный вид работы психолога, решающий следующие задачи: 1. комплексное изучение проблем ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута, помощь ребенку в преодолении отклонений в развитии, общении, поведении; 2. представление родителям или лицам их заменяющим информации по существу проблем ребенка, рекомендаций и обучающих занятий, консультаций по воспитанию и обучению; 3. организация психолого-педагогической методической помощи и поддержки в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, для педагогов и специалистов детских учреждений. Таким образом психоконсультирование осуществляется на трех уровнях: консультирование детей, родителей и педагогов. Консультирование школьников может иметь различное содержание и касаться как проблем профессионального, личностного самоопределения ребенка, таки различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. В рамках психоконсультирования школьников могут быть решены следующие задачи: - оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; - обучение ребенка навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; - оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания. Консультирование организуется в большинстве случаев по запросу самого ребенка, но иногда и по инициативе психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для проведения психоконсультационной работы с детьми требуется психолого-педагогический консилиум. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих личности и здоровья ребенка, которой владеют педагоги, врачи, психолог. На основе целостного видения индивидуума, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, появляется возможность разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого-педагогический консилиум может проводиться в учебном заведении, в медицинском учреждении (поликлиника, диспансер, санаторий, реабилитационный центр), на базе психолого-медико-педагогической консультации. Основной целью психоконсультирования родителей является создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка, что необходимо для решения возникающих проблем. Таким образом создается ситуация сотрудничества и формируется установка ответственности родителей по отношению к психологическим проблемам обучения и развития ребенка. При этом со стороны психолога должен реализоваться принцип невмешательства в семейную ситуацию. В целом психоконсультирование родителей строится по двум направлениям: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. Психолого-педагогическое консультирование родителей может проводится по их запросу или по инициативе психолога, оно выполняет несколько функций: - информирование родителей о психическом здоровье и проблемах детей; - организация эффективного детско-родительского общения; - получение диагностической информации от родителей; - психологическая поддержка родителей при обнаружении серьезных психологических проблем у ребенка. Психологическое консультирование педагогов – это универсальная форма сотрудничества педагогов в решении психологических проблем ребенка. В проведении психоконсультирвания педагогов выделяют три основных направления: - консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия; - консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных детей или групп; - социально-посредническая работа в разрешении различных межличностных и межгрупповых конфликтов. Инициатором психоконсультирования в этом случае может быть как педагог или воспитатель, так и психолог. Основными принципами психоносультирования являются: - комплексное изучение ребенка с целью составления целостного представления о его соматическом и психическом состоянии; - целостное (всестороннее) изучение предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости; - структурно-динамическое изучение – это определение причин выявленных нарушений и их дифференцирование; - индивидуально-личностный подход предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей и развития личности каждого ребенка.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|