ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯСтр 1 из 24Следующая ⇒
К ЧИТАТЕЛЮ Издание серии «Экономическая мысль Запада» призвано удовлетворить растущие запросы советского читателя, как специалистов-экономистов, так и всех тех, кто стремится углубить свое образование в области политической экономии и ее истории. Одни произведения, включенные в эту серию, никогда не переводились на русский язык, а другие стали библиографической редкостью. Широкая, охватывающая более чем столетний период картина экономической мысли Запада, отраженная в основных произведениях крупнейших буржуазных экономистов, безусловно, сыграет свою роль в более глубоком овладении нынешним поколением советских людей культурными ценностями прошлого. Настоящее издание преследует и другие цели. В истории развития экономической науки Запада, в опыте ее поисков, ошибок и заблуждений преломляется история развития самого капитализма, полная всякого рода коллизий, столкновений, подъемов и падений. В этом смысле серия произведений есть нечто большее, чем простое изложение эволюции экономической мысли. В такой серии не может не отразиться «драма идей», место действия которой — буржуазная цивилизация Запада, а время действия охватывает почти полтора столетия. Серия открывается книгой Дж. С. Милля, одного из основателей буржуазно-реформистской концепции социального прогресса. Творчество Милля, последнего из крупных представителей английской буржуазной классической политической экономии, концепции которой явились одним из источников марксизма, выросло в условиях углубляющегося раскола западного общества и его культуры под влиянием классового антагонизма буржуазии и пролетариата. В дальнейшем такие известные экономисты, как К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Д. Кейнс, работавшие в русле ортодоксальной буржуазной теории, также оказались не в состоянии преодолеть в своих концепциях этот глубинный раскол. Цели их изысканий не выходили за рамки простого улучшения буржуазного общества, в котором они жили. Но логика научного поиска такова, что их отдельные теоретические положения стали неотъемлемой составной частью буржуазного экономического анализа, учитываются в практике государственно-монополистического регулирования, и их знание составляет непременное условие образования любого экономиста. Сложный и противоречивый процесс эволюции экономической мысли Запада ставит перед ее марксистской критикой непростую задачу — отделить «зерна от плевел», разоблачить буржуазную ограниченность ортодоксальной экономической науки, не упускать при этом из виду ее роль в обогащении экономических знаний. Редколлегия ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Джон Стюарт Милль — последний представитель классической буржуазной политэкономии. Он создавал свои «Основы политической экономии» в то время, когда в Англии — главной стране капитализма — все большую силу обретал рабочий Класс, выдвинувший в период чартистского движения свои первые политические требования. Он был выдающимся ученым. Его монументальное экономическое исследование внимательно изучил К. Маркс, который в своем «Капитале» ссылался па верные и интересные наблюдения Милля, одновременно критикуя его за некоторые отступления от гениальных научных открытий Рикардо, составивших Вершину достижений классической буржуазной политэкономии. «Основы политической экономии», которые Милль начал писать в 1845 г., были опубликованы в 1848 г. В том же году К. Маркс и Ф. Энгельс издали свой бессмертный «Манифест Коммунистической партии». Эти две публикации определяют историческую дистанцию, отделяющую классическую политическую экономию — науку, выражавшую классовые интересы буржуазии, которая вступила в стадию своего заката, — от только что нарождавшейся политической экономии пролетариата. К. Маркс и Ф. Энгельс, прошедшие через испытания классовых битв в Германии и во Франции, своей гениальной интуицией уловили, что время буржуазных революций в Европе подходит к концу. Они вместе с тем осознали, что пролетарская революция на континенте, не поддержанная рабочим классом Англии, «...только буря в стакане воды» '. Вожди революционного рабочего класса перенесли свою деятельность в Англию, где начали вести борьбу за создание «Международного товарищества рабочих», которое в результате их титанической теоретической и организационно-практической деятельности было осно- 1 К. Ма р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 6, с. 160. вано в 1864 г. Пролетарская революция 1871 г. во Франции, создавшая Парижскую Коммуну, героическая борьба просуществовавшего всего 71 день первого государства диктатуры пролетариата подготовили предпосылки для грядущих побед рабочего класса. Зверская расправа контрреволюционной французской буржуазии с героическими коммунарами, которая использовала в этом грязном деле помощь прусской военщины, разгромившей армию Наполеона III, показала начавшийся закат европейской буржуазии, которая до этого была исторически прогрессивной силой, освобождавшей народы от гнета феодальной эксплуатации. Главной революционной силой, обеспечивающей социальный прогресс всего человечества, становится рабочий класс. Дж. С. Миллю, при всей его необыкновенной одаренности, не дано было подняться до уровня гениальных научных открытий К. Маркса и Ф. Энгельса. Чуждой и непонятной осталась для него и их революционная деятельность. Однако этот кабинетный ученый, обладавший мощным аналитическим умом и широким кругозором, имел достаточное мужество, чтобы противостоять реакционным тенденциям в буржуазной политэкономии, оставаться прогрессивным человеком, проникнутым гуманистическими идеями. В годы, когда на книжном рынке господствовали сочинения вульгарных экономистов, которые открещивались от учения Д. Рикардо, вскрывшего экономические причины антагонизма между трудом и капиталом, и рассматривали это учение как источник возникновения опасных социалистических идей, Дж. С. Милль в своих «Основах политической экономии» с исключительной убедительностью и ясностью пропагандирует идеи Рикардо. Блестящая литературная форма, в которой Милль смог изложить учение Рикардо, сделала его более понятным и доступным широкому кругу читателей. Если принять во внимание указанные обстоятельства, казалось бы, есть все основания считать Дж. С. Милля прямым преемником учения Д. Рикардо и без всяких оговорок внести его имя в список представителей славной плеяды создателей классической политэкономии, которая была подлинно научной для своего времени. Однако, несмотря на несомненные научные заслуги Милля, сделать это нельзя. Дж. С. Милля все же отделяет от них целая историческая эпоха. Дело в том, что А. Смит и Д. Рикар- до были идеологами революционной буржуазии, вдохновителями бескомпромиссной борьбы с феодализмом и абсолютизмом, провозвестниками буржуазной демократии. ГМилль -же- создавал свой главный труд, переиздающийся м поныне,-в то время когда английская буржуазия перестала быть революционной. Она нанесла чувствительные удары по феодализму, не прибегая к революционным действиям. Ее требования об отмене хлебных пошлин и введении свободной торговли были реализованыТШ этом сыграли большую роль представители так называемой манчестерской школы свободной торговли Р. Кобден и Дж. Брайт, которые в 1845 г., когда Милль приступил к созданию своих «Основ политической экономии», одержали победу на выборах в парламент. На убыль шло и чартистское движение. Защита Дж. С. Миллем экономической теории Д. Рикардо уже не представляла серьезной опасности для буржуазии, тем более что он ни одного шага вперед по сравнению со своим учителем в анализе классовых антагонизмов капиталистического общества не сделал. Вся его книга была проникнута заботой о сохранении капиталистических порядков путем реформ. В этом причина ее популярности на Западе и в наши дни. Она была и остается фундаментальным, основополагающим трудом для всех сторонников буржуазного реформизма, а также идеологов социал-реформизма в рабочем движении. Почему же в таком случае К. Маркс призывал не сваливать в одну кучу Дж. С. Милля с вульгарными экономистами-апологетами, считая, что такое отношение к нему «было бы в высшей степени несправедливо» 2. Прежде всего потому, что Милль в отличие от своих современников — буржуазных апологетов — оказался достаточно дальновидным, чтобы понять необходимость учитывать интересы пролетариата и идти на уступки рабочему движению путем реформ. Дж. С. Милль открыто осуждал эксплуатацию труда капиталом. Он не разделял идеи тех буржуазных экономистов, которые являлись сторонниками насильственных методов сохранения буржуазной диктатуры. Для^того чтобы оценить место Дж. С. Милля в буржуазной политэкономии и особое отношение к нему со стороны К. Маркса, надо учесть также, что главный труд 2 К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 23, с. 625. К. Маркса «Капитал», имеющий подзаголовок «Критика политической экономии», направлен не только против вульгарной, но и классической политэкономии, которая по условиям своего времени не могла выйти за пределы гносеологического горизонта, обусловленного ее буржуазным мировоззрением. IV том «Капитала», специально посвященный анализу буржуазных теорий прибавочной стоимости и обоснованию К. Марксом закона прибавочной стоимости как абсолютного закона капитализма,—яркое воплощение стратегии К. Маркса в теоретической классовой борьбе. Для нее характерен дифференцированный подход к буржуазным экономистам. К. Маркс отнюдь не считал характерным для всех буржуазных экономистов раболепие перед капиталом и полную утрату научной совести, несмотря на деградацию буржуазной политэкономии в целом и превращение ее в вульгарную, приспособленческую науку. К числу таких экономистов К. Маркс причислял Джона Стюарта Милля. Вместе с тем К. Маркс отмечал у некоторых экономистов и тенденции прямого разрыва с апологетикой капитализма, т. е. начавшийся процесс разложения буржуазной политэкономии. В качестве таковых К. Марксом характеризуются «пролетарские противники политико-экономов, исходившие из рикардовской теории» 3. Однако социали-сты-рикардианцы, несмотря на их заслуги в критике капитализма, не смогли преодолеть буржуазные предпосылки рикардовской теории и построить на ее основе учение о социализме. Обвиняя Рикардо в недооценке роли живого труда, они сами чрезмерно преувеличивали его значение, недооценивая роль прошлого труда, воплощенного в средствах производства 4. Критика, которой система Д. Рикардо подвергалась справа, наиболее ярко воплотилась в учении Мальтуса, представлявшего интересы землевладельческой аристократии и наиболее реакционной буржуазии. Если рассматривать «Теории прибавочной стоимости» ретроспективно, с точки зрения тенденции развития современной буржуазной политэкономии, то в исследовании К. Маркса мы можем обнаружить чрезвычайно интересные указания на особенности формирования принципов экономической поли- 3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. III, с. 245. 4 См. там же, с. 285—286. тики, выдвигаемых отдельными группировками правящего класса, а также социальными слоями и группировками внутри классов. Примером того, насколько теории прибавочной стоимости связаны с практическими вопросами экономической политики, может служить характеристика К. Марксом полемики между Рикардо и Мальтусом по вопросу о рейте, т. е. одной из превращенных форм прибавочной стоимости. «На долю Рикардо, — пишет К. Маркс, — выпало сделать тот теоретический и практический шаг вперед, который вытекал из этой теории... против необходимости частной собственности на землю на основе буржуазного производства и, более непосредственно, против всех тех мероприятий государства, вроде хлебных законов, которые содействовали росту этой земельной собственности. Единственный практический вывод, сделанный Мальтусом, состоял в защите покровительственных пошлин, которых требовали в 1815 г. лендлорды, — сикофантская услуга аристократам, — и в новом оправдании нищеты производителей богатства, в новой апологии эксплуататоров труда. С этой стороны — сикофантская услуга капиталистам-предпринимателям» 5. Но спор между Рикардо и Мальтусом в то же время выходил далеко за пределы конкретных вопросов экономической политики и касался общих проблем и перспектив исторического развития. К. Маркс пишет, что уже первое сочинение Мальтуса о законах народонаселения «...преследовало практическую цель — «экономически» доказать, в интересах существующего английского правительства и землевладельческой аристократии, утопичность преобразовательных стремлений французской революции и ее сторонников в Англии. Словом, это был панегирический памфлет в защиту существующего строя против исторического развития; к тому же это было и оправданием войны против революционной Франции» 6. Тот факт, что политическая экономия Рикардо вскрывает, по словам К. Маркса, «самый корень исторической борьбы и исторического процесса развития» 7, делает ее объектом атаки всех реакционеров, стремившихся задер-жать это историческое развитие. Не случайно поэтому аме- 5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. II, с. 122. ь Там же, с. 124. 7 Там же, с. 179. риканский экономист Кэри в книге, опубликованной в Филадельфии в 1848 г., по словам Маркса, «доносит на Рикардо, как на отца коммунизма» 8. Приверженность теории Рикардо и защита ее в этих условиях Дж. С. Миллем, безусловно, достойны уважения. Открытие классической политэкономией закона трудовой стоимости сыграло огромную роль в теоретическом и идеологическом обосновании буржуазной революции, обеспечившей становление капиталистического способа производства и буржуазного общественного строя. Однако движущей силой развития капитализма является не закон стоимости, а закон прибавочной стоимости. С методологической точки зрения нельзя не признать парадоксальным тот факт, что буржуазные экономисты не смогли выявить и теоретически объяснить существование этого закона. Буржуазные теории прибавочной стоимости ограничивались лишь анализом категорий прибыли, процента и ренты, т. е. внешних форм проявления прибавочной стоимости. Честь открытия закона прибавочной стоимости принадлежит гению К. Маркса. В отличие от буржуазных экономистов К. Маркс, который исследовал общественное развитие с точки зрения интересов рабочего класса, обнаружил, что под оболочкой капиталистических производственных отношений в результате роста производительных сил создаются материальные и социальные предпосылки для перехода к социализму. Открытый им закон прибавочной стоимости доказал необходимость и неизбежность пролетарской социалистической революции. К. Маркс открыл закон прибавочной стоимости, не выходя за рамки закона стоимости. Именно поэтому буржуазная политэкономия предприняла попытки извратить сущность закона стоимости в интересах апологетики капитализма и борьбы с революционным движением рабочего класса, теоретическим выражением интересов которого явился марксизм. К. Маркс в IV томе «Капитала» выявляет две важнейшие долговременные тенденции развития буржуазной политэкономии в связи с закономерностями классовой борьбы. Одна из них ведет к консолидации наиболее консервативных и реакционных буржуазных экономистов по мере того, как классовая борьба принимает угрожающие фор- К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. II, с. 179. мы. Другая, в результате действия этой же причины, ведет к размежеванию сил среди либеральных буржуазных экономистов. Некоторые из них, осознающие необходимость считаться с мощью рабочего класса и идти на уступки его требованиям, становятся глашатаями буржуазного реформизма. Другие, преодолевая узость и ограниченность своего классового кругозора, переходят на сторону рабочего класса и становятся участниками рабочего движения. К. Маркс отмечает, что после того, как буржуазия в Англии завоевала политическую власть, «...буржуазная политическая экономия как наука... сделалась невозможной. При таких обстоятельствах ее представители разделились на два лагеря. Одни, благоразумные практики, люди наживы, сплотились вокруг знамени Бастиа, самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики. Другие, профессорски гордые достоинством своей науки, последовали за Джоном Стюартом Миллем в его попытке примирить непримиримое» 9. Но буржуазия Англии не могла безмятежно пользоваться плодами обретенной политической власти, ее пугала растущая политическая активность рабочего класса. «Континентальная революция 1848 г., — писал К. Маркс,— отразилась и на Англии. Люди, все еще претендовавшие на научное значение и не довольствовавшиеся ролью простых софистов и сикофантов господствующих классов, старались согласовать политическую экономию капитала с притязаниями пролетариата, которых уже нельзя было более игнорировать. Отсюда тот плоский синкретизм, который лучше всего представлен Джоном Стюартом Миллем. Это — банкротство буржуазной политической экономии, что мастерски показал уже в своих «Очерках из политической экономии (по Миллю)» великий русский ученый и критик Н. Чернышевский» 10. Как критик капитализма, Н. Г. Чернышевский значительно превосходил Дж. С. Милля, он видел слабости Милля по сравнению с Рикардо. Н. Г. Чернышевский критиковал Милля за его попытку разрешить противоречия между капиталом и трудом при помощи частичных исправлений в системе экономического строя капитализма. Н. Г. Черны- шевский не признавал возможности компромисса с представителями вульгарной буржуазной политэкономии, с которыми Милль старался поддерживать добрые отношения. Дж. С. Милль, стремясь упрочить капитализм путем реформ, не затушевывал, однако, его противоречия. Но в отличие от Рикардо, который не видел путей примирения между трудом и капиталом и считал неизбежным спутником накопления капитала нищету масс, Милль старался поддерживать иллюзии о возможности постепенного уравнения доходов в результате государственного вмешательства в их перераспределение путем налогов. Он возлагал также надежды на то, что создание кооперативов и производственных ассоциаций может улучшить положение трудящихся, верил в возможность перехода к социализму путем нравственного совершенствования людей. Тем не менее критика Дж. С. Миллем капитализма была столь убедительной, что привлекла внимание Н. Г. Чернышевского, который в 1860—1861 гг. предпринял перевод труда Дж. С. Милля на русский язык, чтобы иметь возможность, комментируя отдельные его положения, высказать свои революционные взгляды. В журнале «Современник» начиная с февраля и до конца 1860 г. печаталась первая книга Дж. С. Милля под названием «Основания политической экономии», которую переводчик сопровождал примечаниями, а также различными добавлениями, выделяя их в очерки-комментарии к отдельным главам. В 1861 г. «Современник» опубликовал «Очерки из политической экономии (по Миллю)», в которых рассматривалось содержание последующих четырех частей его труда. В них Н. Г. Чернышевский ограничивался приведением отдельных отрывков из труда Милля. Главное содержание «Очерков» составляли обширные систематизированные комментарии Н. Г. Чернышевского, в которых он излагал свою концепцию и вел пропаганду социалистических идей. Однако в результате вмешательства цензуры пришлось изъять первые две главы второй книги Дж. С. Милля, так как в них речь шла о коммунистической собственности, противопоставляемой частной собственности. Перевод Н. Г. Чернышевским труда Дж. С. Милля представлял собой вместе с его примечаниями и дополнениями целостное произведение, в котором, по словам пе- реводчика, экономической «теории капиталистов» противопоставлялась «теория трудящихся» п. Н. Г. Чернышевский, будучи переводчиком, одновременно выступил рецензентом и критиком труда Дж. С. Милля12. Н. Г. Чернышевского, как идеолога революционной демократии, глубоко понимавшего антагонизм общественных отношений, раздражало несколько снобистское отношение Дж. С. Милля к английским рабочим. Об этом можно судить по его реакции на утверждение Милля, что у английских работников голова кружится, когда «идея равенства входит в мысль». Чернышевский так комментирует это высказывание: «Нельзя оставить без замечания... слов Милля, что голова кружится у английских работников, когда они начинают мечтать о равенстве, и что они становятся наглыми, когда перестают быть раболепными. Так говорили еще римские патриции о плебеях, а прежде того греческие эвпатриды о демотах, а после того английские лендлорды о самих английских фабрикантах» 13. К. Маркс, изучая Дж. С. Милля, учитывал прагматический подход последнего представителя классической политической экономии к прочно укоренившемуся в Англии капитализму и ценил в нем искреннее стремление добиться облегчения участи рабочего класса путем реформ в рамках капитализма. С точки зрения К. Маркса, в этом сказался не столько снобизм Милля в отношении рабочего класса, сколько достойная уважения способность противостоять архиреакционной политике псевдоученых типа Мальтуса и Бастиа. \/ Таким образом, многоплановую работу Дж. С. Милля / можно читать и интерпретировать по-разному. «Основы политической экономии» — книга, которая входит в круг чтения всех образованных экономистов капиталистического мира. Каждый из них прочитывает ее по-своему. )В зависимости от политических позиций этих экономистов они в ней могут обнаружить факты в пользу апологетики капитализма и в такой же мере найти доводы против изживающего себя буржуазного общества, не оправдавшего многие благородные устремления Дж. С. Милля. Из и Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. VII, с. 43. cm-: M. С. Черепахов. Н. Г. Чернышевский. М., «Мысль», 13 Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. IX, с. 173. всех школ современной буржуазной политэкономии Дж. С. Милль оказал наибольшее влияние на социально-институциональное направление. Это, в частности, касается его трактовки роли государства. Советскому читателю полезно ознакомиться с книгой, а также с основными вехами жизни, творчества и общественной деятельности ее автора, который был не только экономистом, но также философом, социологом и специалистом в области логики. Для этого мы включаем в предисловие довольно подробную биографию Дж. С. Милля, а также критический анализ важнейших разделов его книги. 1Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне в семье Джеймса и Гарриет Милль. Он был старшим из девяти братьев и сестер^ Такие большие семьи не были редкостью в Англии того времени, и, хотя не все дети доживали до зрелого возраста, многочисленность потомства обрекала мать на пожизненные тяжелые домашние и семейные заботы. Для Дж. С. Милля образ матери навсегда остался символом женского бесправия и тяжелого труда, связанного с рождением и воспитанием детей. Впоследствии, став одним из основателей движения за женское равноправие, он не случайно связал это движение с пропагандой ограничения рождаемости. \Из этого обширного семейства история оставила нам две фигуры, ярко выделяющиеся на общем фоне многочисленных предков и потомков: Джеймс Милль и его сын Джон Стюарт Милль. Замечательный по своим интеллектуальным качествам отец воспитал не менее выдающегося сына~1— пример, не часто встречающийся в истории. Поэтому любая биография Дж. С. Милля не может обойтись без характеристики личности и заслуг его отца, воздающей должное его роли в формировании личности своего выдающегося сына. Джеймс Милль был сыном бедного шотландского священника. Он рано отказался от духовной карьеры и собственным трудом пробил себе путь в научную и культурную элиту Англии. Среди тех, с кем он поддерживал постоянные научные и дружеские связи, были философ И. Бентам, политэконом Д. Рикардо, историк Д. Грот. Отдавая дань восхищения блестящему научному таланту своего современника и друга Д. Рикардо, Джеймс Милль написал под его влиянием «Элементарный курс полити- ческой экономии» (1821), в котором задался целью изложить в стройной логической форме основные научные завоевания рикардианской школы политической экономии. Хотя впоследствии было показано, что Милль-отец кое в чем упростил и даже ухудшил Рикардо в духе Ж. Б. Сэя (в частности, он полностью поддерживал пресловутый закон рынков Сэя об автоматическом равенстве совокупных спроса и предложения), но его книга пользовалась большим авторитетом и он вошел в историю экономической мысли в качестве «малого классика» английской буржуазной политической экономии, на которого ссылались многие последующие ученые. Вынужденный заботиться о прокормлении многочисленного семейства, Джеймс Милль лишь в конце жизни достиг относительного материального благополучия, став видным чиновником Ост-Индской компании, этого своеобразного, пользовавшегося широкими правами автономии министерства по делам Индии. Тяжелая, полная трудов жизнь закалила его характер, сделав из него человека непреклонного и сурового, требовательного к себе и другим, принципиального и последовательного в своих убеждениях. Противник косности и застоя, безгранично веривший в возможности человека и человечества на пути прогресса, Джеймс Милль стоял у истока многих демократических реформ Англии, в том числе реформы избирательного права, уничтожившей привилегии дворянства. Этот человек своим стоическим характером, несгибаемой волей, интеллектуальной энергией невольно напоминает нам образы философов древности. бр 'S5 Но [среди всех превосходных качеств Джеймса Милля было одно, которое отличало его от многих других выдающихся людей. Он не просто любил своих детей — он посвятил свою жизнь их воспитанию. Прежде всего это относилось к его старшему сыну, Джону] Последний стал объектом уникального в истории педагогики эксперимента. Он не знал ни школы, ни университета, ни домашних учителей. Единственным его учителем был отец^ а с восьми лет уже сам Джон Стюарт приступил к обучению своих младших братьев и сестер. и^ценивая результаты этого эксперимента, нельзя не учитывать, что его объектом был исключительно одаренный реоенок, в полном смысле слова вундеркинд] Джон илль впоследствии писал, что его первые во А 4 О п ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|