ГЛАВА I О СОБСТВЕННОСТИ
§ 1. Основные положения, изложенные в первой части этого трактата, в некоторых отношениях значительно отличаются от тех положений, к рассмотрению которых мы теперь приступаем. Законы и условия производства богатства имеют характер истин, свойственный естественным наукам. В них нет ничего, зависящего от воли, ничего такого, что можно было бы изменить. Все, что бы люди ни производили, должно быть произведено теми способами и при тех условиях, какие налагаются качествами внешних предметов и свойствами, внутренне присущими физическому и умственному устройству самих людей. Нравится это людям или нет, но объем их производства будет ограничен величиной их предшествующего накопления л при данной величине накопления будет пропорционален их энергии, мастерству, совершенству орудий и благоразумному использованию ими преимуществ совместного труда. Нравится это людям или нет, но удвоенное количество труда не зарастит на данной площади урожай в.удвоенном количестве, если в процессах возделывания земли не произойдет неких улучшений. Нравится это людям или нет, но непроизводительный расход отдельных лиц будет pro tanto (пропорционально, соответственно) вести к обеднению общества, и только производительный расход отдельных лиц обогатит общество. Мнения или желания, которые могут существовать по этим различным вопросам, не властны над природой вещей. Действительно, мы не можем предсказать, до какой степени могут быть изменены способы производства или увеличена производительность труда при будущем расширении наших знаний о законах природы, которое предложит новые, неизвестные нам ныне процессы производства. Но как бы ни преуспели мы в стараниях расширить пределы, налагаемые свойствами вещей, мы знаем, что 22 Заказ № 363 пределы эти непременно существуют. Мы не можем изменить ни первичных свойств материи, ни первичных свойств ума, но можем с большим или меньшим успехом лишь применять эти свойства для того, чтобы вызвать явления, в которых мы заинтересованы '. Иначе с распределением богатства. Распределение всецело является делом человеческого учреждения. Как только вещи появляются, люди, порознь или коллективно, могут поступать с ними как им заблагорассудится. Они могут отдать их в распоряжение кого угодно и на каких угодно условиях. Далее, в общественном состоянии, в любом состоянии, кроме состояния полнейшего одиночества, всякое распоряжение какими бы то ни было вещами может иметь место только с согласия общества 2 или, вернее, с согласия тех, кто располагает активной силой общества. Даже то, что человек произвел своим личным трудом, без какой-либо посторонней помощи, он не может удержать в своем распоряжении иначе, чем с дозволения общества. Не только общество, но и отдельные люди могли бы отобрать у человека плоды его личного труда и отобрали бы, если бы общество осталось к этому равнодушным, если бы оно либо не вмешивалось en masse (в полном составе), либо не использовало и не оплачивало особых людей для того, чтобы предотвратить нарушение его владения этими вещами. Следовательно, распределение богатства зависит от законов и обычаев общества. Правила, которые определяют распределение богатства, таковы, какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века в разных странах; и могли бы быть еще более разнообразными, если бы того пожелали люди. Мнения и желания людей, без сомнения, не носят случайный характер. Они есть следствия основных законов 1 [Так начиная с 3-го издания (1852 г.). Первоначальный вариант таков: «Но как бы ни... вещей, пределы эти существуют, существуют основные законы, которые созданы не нами, которые мы не можем изменить и которым мы можем лишь подчиняться.»] 2 [Заключительные слова этого предложения внесены в 3-е издание, а слово «общее», предшествовавшее слову «согласие», было опущено. В следующем предложении обладание собственностью было поставлено в зависимость от «дозволения», а не «воли» общества.] человеческой природы, соединенных с существующим уровнем знаний и опыта, существующими условиями общественных учреждений, интеллектуальной и нравственной культуры. Однако законы образования человеческих мнений не входят в предмет нашего рассмотрения. Они составляют часть общей теории прогресса человеческого рода, предмета изучения гораздо более обширного и сложного, нежели политическая экономия. Здесь мы должны рассмотреть не причины, а следствия правил, в соответствии с которыми можно распределить богатство. Причины правил распределения по меньшей мере столь же мало зависят от воли и имеют в такой же значительной мере характер физических законов, как и законы произ-. водства. Люди способны контролировать свои собственные действия, но не последствия, которые их действия имеют для них самих или для других людей. Общество может подчинить распределение богатства любым правилам, какие оно считает наилучшими; но какие практические результаты проистекут из действия этих правил — это должно быть открыто, подобно любым другим физическим или отвлеченным истинам, посредством наблюдения и исследования. Мы переходим, таким образом, к рассмотрению различных, принятых на практике или мыслимых в теории способов распределения продуктов земли и труда. Среди этих способов нашего внимания требует прежде всего тот имеющий первостепенную важность фундаментальный институт, на котором всегда, кроме некоторых исключительных и очень ограниченных случаев, покоятся экономические системы общества, хотя в своих вторичных проявлениях институт этот разнообразен и подвержен видоизменениям. Я имею в виду, разумеется, институт частной собственности. § 2. Как институт, «частная собственность» не обязана своим происхождением каким-либо из тех соображений пользы, какие приводят в оправдание ее сохранения, когда она уже учреждена. И из истории, и из аналогичных состояний современных нам обществ о примитивных временах известно достаточно для того, чтобы показать, что суды (которые всегда предшествовали законам) перво- 22* начально были учреждены не для определения прав, но для пресечения насилия и прекращения ссор. Имея в виду главным образом эту цель, такие суды придали, что довольно естественно, силу закона праву первого захвата, рассматривая человека, который при изгнании или попытке изгнать другого человека из занимаемого этим другим человеком владения первым прибег к насилию, как агрессора. Сохранение мира, являвшееся изначальной целью гражданского правления, было, таким образом, достигнуто подтверждением права на владение для тех, кто уже обладал чем-то, хотя бы и не плодами собственных усилий, тем самым им и другим людям между прочим дали гарантию в том, что в подобных случаях они будут пользоваться защитой. Рассматривая институт собственности как вопрос социальной философии, мы должны опустить из рассмотре-> ния действительное происхождение этого института у любого из ныне существующих европейских народов. Представим некое сообщество, не обремененное каким-либо предшествующим владением, — группу колонистов, впервые занимающих необитаемую страну, не принесших е собой ничего, кроме того, что принадлежит им сообща, и имеющих полную возможность установить такие учреждения и такое государственное устройство, какие они сочтут наиболее целесообразными; требуется, следовательно,, решить, будут ли они вести производительную деятельность на основе принципа частной собственности или жена основе какой-то системы общей собственности и коллективной организации. Если они принимают частную собственность, то следует предположить, что ее установление не сопровождается какими-либо первоначальными неравенствами и несправедливостями, препятствующими благотворному функционированию этого принципа в старых обществах. Следует предположить, что каждый достигший зрелости человек, мужчина или женщина, получит гарантии свободного пользования и распоряжения своими физическими и умственными способностями и что орудия производства, земля и инструменты будут справедливо поделены между ними таким образом, чтобы все могли начать на равных — в том, что касается внешних обстоятельств, — условиях. Можно также представить, что при таком первоначальном разделе возможны компенсации за неопра- ведливости природы и восстановлено равновесие посредством предоставления менее крепким в физическом отношении членам общины преимуществ в распределении, достаточных для того, чтобы поставить их в равное с прочими положение. Но в раздел, произведенный однажды, вновь вмешиваться уже не будут; индивидуумы будут предоставлены своим собственным усилиям и обычным шансам для выгодного использования того, чем их наделили при первоначальном разделе. Напротив, если бы частная собственность была исключена, то должен быть принят план, предусматривающий совместное владение землей и всеми орудиями производства как общим имуществом данного сообщества и ведение производства на общую пользу. Управление трудом общества было бы возложено на должностное лицо или на нескольких должностных лиц, которые, как можно предполагать, избраны обладающими правом голоса членами сообщества и которым, надо полагать, члены сообщества добровольно подчиняются. Раздел продукта стал бы подобным же образом общественным актом. Принципом распределения мог бы быть принцип либо полного равенства, либо распределения пропорционально потребностям или заслугам индивидуумов, т. е. любой принцип, соответствующий преобладающим в обществе идеям справедливости или политическим идеям. В некоторой степени примерами таких ассоциаций являются монашеские ордена, общины моравских братьев, последователи Раппа и др., и из надежд3, которые они питают на избавление от нужды и несправедливостей, свойственных состоянию значительного неравенства богатств, вновь и вновь, во все периоды активных размышлений о первых, основополагающих принципах общества, возникают и обретают популярность планы более широкого применения этой же идеи. В век, подобный нынешнему [1848 г.], когда общее переосмысление всех первых принципов представляется неизбежным и когда, страдающие слои общества участвуют в дискуссии в большей степени, чем в какой-либо из более ранних периодов истории, невозможно, чтобы такого рода идеи не стали распростра- 3 [Так начиная с 3-го издания (1852 г.). В первоначальном варианте — «вызывающей доверие меры».] 34 1 яяться все более широко 4. Недавние революции в Европе породили огромное количество подобных мнений, и необычайно большое внимание было обращено на различные формы, принимаемые этими идеями; внимание это едва ли уменьшится, напротив, будет все более и более возрастать. Противников принципа частной собственности можно разделить на две категории: тех, чьи планы предполагают абсолютное равенство в распределении материальных средств жизни и наслаждений, и тех, кто допускает неравенство, но неравенство, основанное на некотором действительном или воображаемом принципе справедливости или общей целесообразности и не зависящее, подобно столь многим из существующих социальных неравенств, только от случая. Во главе первой группы следует поставить Оуэна и его последователей, как людей, которые, принадлежа к нынешнему поколению, выступили раньше .всех. В более недавнее время как апостолы сходных док- 4 [Здесь в первоначальном тексте шел следующий отрывок: '«Наиболее распространенными формами этой доктрины являются оуэнизм, или социализм, в нашей стране и коммунизм — на континенте. Эти учения предполагают демократическое управление производством и ресурсами общества и равный раздел продуктов. Более подробно разработанная и утонченная форма этого же плана, получившая временную известность под названием «сенсимонизм», предполагала административную власть монархии или аристократии, но не по происхождению, а по способности, вознаграждением каждого члена сообщества являлось жалованье, пропорциональное важности услуг, предположительно оказываемых 'каждым из членов сообществу в целом». Во 2-м издании (1849 г.) этот отрывок был заменен существующей ныне ссылкой на «недавние революции в Европе» и следующим абзацем, подразделяющим «противников принципа индивидуальной собственности» на два класса. Однако современный вариант придаточного предложения, начинающегося словами «внимание это», появляется с 3-го издания (1852 г.). Во 2-м издании текст был таков: «Внимание это едва ли уменьшится; нападки на институт собственности являются при нынешнем состоянии человеческого интеллекта естественным выражением недовольства всех тех классов, на которых так или иначе тяжким бременем лежит нынешнее общественное устройство; и можно с уверенностью предсказать, что, пока невозможно будет сдержать прогресс •человеческого мышления, такие размышления никогда не прекратятся — пока законы собственности не будут освобождены от •какого бы то ни было содержащегося в них элемента несправедливости и пока все хорошо обоснованное во мнениях и разумное •в целях противников этого института не будет введено в струк-trypy общества».] трин обрели известность Луи Блан и Кабэ (хотя первый из них отстаивает равенство распределения только как переход к еще более высоким нормам справедливости, требующим, чтобы все работали по способностям и получали по потребностям). Эта экономическая система называется оригинальным словом «коммунизм» — словом континентального происхождения, лишь в последнее время появившимся у нас. Слово «социализм», которое возникло среди английских коммунистов и принято ими как название, характеризующее их собственную доктрину, теперь [в1849 г.] употребляется на континенте в более широком смысле, как термин, необязательно предполагающий коммунизм или полное уничтожение частной собственности, но применяемый по отношению к любой системе, требующей, чтобы земля и орудия производства были собственностью не отдельных лиц, а сообществ или ассоциаций, или же правительства. Среди таких систем двумя предъявляющими наибольшие интеллектуальные притязания являются те системы, которые названы сенсимонизмом и фурьеризмом — по именам их подлинных или считающихся таковыми создателей. Сенсимонизм как система более не существует, но в течение нескольких лет пропаганди-рования в обществе он посеял семена почти всех социалистических течений, с тех пор столь широко распространившихся во Франции; фурьеризм все еще [1865 г.] процветает, имея многочисленных талантливых и исполненных рвения последователей. § 35. Каковы бы ни были достоинства или недостатки этих разнообразных планов, но справедливости ради нельзя сказать, чтобы они были практически неосуществимы. Ни один рассудительный человек не может усомниться в 5 [По причине, изложенной в предисловии к 3-му изданию, весь этот раздел был переписан в 3-м издании (1852 г.) с привлечением некоторых отрывков из 2-го издания. Был внесен публикуемый ныне первый абзац § 4, а следующий абзац модифицирован в результате исключения утверждения о том, что содержащиеся в § 3 доводы, хотя и «неприменимые к сенсимонизму», являются, по его мнению, «убедительными против коммунизма». Первоначальный текст § 3 см. в Приложении К. «Ранние и последующие взгляды Милля на социализм».] том, что сельская обшина. состоящая из нескольких тысяч жителей, возделывающих на основе принципа общего владения такую площадь земли, какая ныне кормит это число людей, и производящая объединенным трудом при помощи самых совершенных процессов необходимые ее членам промышленные изделия, сможет производить количество продуктов, достаточное для того, чтобы содержать своих членов в комфорте, и изыщет средства получить, а если в том возникнет необходимость, то и вынудить у каждого трудоспособного члена ассоциации требующееся для достижения этой цели количество труда. Воар_£2К£Ние^_об:ычно выдвигаемое против системы общинной собственности и равного распределения продукта и состоящее в том, что каждый постоянно будет стараться увильнуть от доложенной ему по справедливости доли труда, безусловно, указывает на действительное затруднение. Но те, кто настойчиво повторяет подобное возражение, забывают о том, до какой огромной 'степени это же затруднение существует и при системе, на основе ко-тордай ныне ведется девять десятых всего совершаемого в обществе труда. Это возражение предполагает, что добросовестный и успешный труд можно получить только от людей, которые сами, лично пользуются плодами своих усилий. Но как мала таская часть всего совершаемого в Англии труда, от минимально до максимально оплачиваемого, которую* выполняют лица, работающие ради собственной выгоды. От жнеца-ирландца или чернорабочего до члена Верховного суда или министра почти весь труд, •совершаемый в обществе, вознаграждается поденной платой или жалованьем определенного размера. Фабричный рабочий имеет меньшую личную заинтересованность в своем труде, нежели член коммунистической ассоциации, поскольку в отличие от члена коммунистической ассоциации он не работает на благо товарищества, членом которого является сам. Несомненно, скажут, что хотя сами рабочие в большинстве случаев не имеют личной заинтересованности в своем труде, но за ними наблюдают, их контролируют, направляют их труд и выполняют умственную часть работы лица, имеющие личную заинтересованность. Однако и это не является всеобщим правилом. На всех общественных и на многих крупнейших и наиболее успешных частных предприятиях не только вы- полнение отдельных производственных процессов, во также контроль и наблюдение вверены получающим жалованье должностным лицам. И хотя польза «хозяйского-глаза» — если хозяин бдителен и способен — вошла в поговорку, следует помнить, что на социалистической ферме или фабрике каждый рабочий находился бы под наблюдением не одного хозяина, а всего сообщества. Д_Е£айнем; сщгзяе_^р_ямого нежелания выполнять надлежащую долю труда сообщество 'могло бы прибегнуть к тем же самым-средствам, к каким ныне прибегает" общество для принуждения людей соблюдать необходимые условия общественных отношений,. Увольнение, единственное ныне существующее средство, бесполезно, если любой другой рабочий, которого могут нанять, трудится не лучше своего; предшественника; право увольнять позволяет работодате». лю получать от своих рабочих лишь обычное количество труда, но этот обычный труд может быть в той или иной мере неэффективным. Даже тот рабочий, который лишается работы из-за собственной лености или небрежности, не подвергается, в самом неблагоприятном для него» случае, ничему более суровому, чем соблюдение дисциплины работного дома, и если желание избежать этого является достаточным побуждением при одной системе, то оно* будет таковым и при другой. Я вполне сознаю силу возбуждения, придаваемого труду тогда, когда выгоды, от дополнительных усилий полностью или в значительной мере' принадлежат рабочему. Но при нынешней системе про*-мышленности это возбуждение в огромном; большинстве случаев не существует. Если бы коммунистический трудя и оказался менее энергичным, нежели труд крестьянина-собственника или ремесленника, работающего на собственную пользу, он был бы, вероятно, энергичнее, чем труд наемного рабочего, вовсе не имеющего личной заинтересованности в деле. При современном состоянии общества небрежность, проявляемая необразованными классами наемных рабочих к выполнению возложенных по условиям найма на них обязанностей, представляет собой самый вопиющий факт. Признанным условием коммунистического плана является всеобщее образование, а при этом условии1 члены ассоциации, несомненно, будут выполнять свои обязанности столь же прилежно, как выполняет свои обязанности большинство получающих жалованье служащих из средних и высших классов, о которых, не думают, что- с/ •они обязательно нарушают оказанное им доверие потому, что, до тех пор пока не уволены, они получают то же самое жалованье, как бы небрежно ни выполняли они 'Свои обязанности. Несомненно, говоря вообще, вознаграждение посредством определенного, фиксированного жалованья не порождает максимального рвения ни у какого класса служащих, и это самое большее, что можно на разумных основаниях высказать против коммунистического труда. Однако то, что даже это несовершенство будет непременно существовать, никоим образом не является столь несомненным, как полагают люди, не слишком привыкшие выходить в мыслях за пределы знакомого им порядка вещей. Люди способны проникаться общественным духом в гораздо большей степени, чем принято считать возможным в нынешний век. _История свидетельствует об успехе, с которым можно приучить большие группы людей считать общественный интерес своим личным интересом. И нет почвы, которая бы более благоприятствовала развитию подобного чувства, чем коммунистическая ассоциация, поскольку все устремления, вся физическая и умственная деятельность, которые ныне используются в погоне -за частными личными выгодами, потребуют иной сферы (приложения и, естественно, найдут ее в заботах об общей пользе ассоциации. При коммунизме приверженность гражданина сообществу была бы обусловлена той же самой причиной, которой столь часто объясняют преданность католического священника или монаха интересам его ордена. И независимо от стремления служить на благо общества каждый член ассоциации был бы подвержен воздействию самого универсального и одного вз сильнейших личных мотивов — влиянию общественного, мнения. Ни-'Кто, по-видимому, не станет отрицать силу, с которой этот мотив удерживает людей от поступков и оплошностей, положительно порицаемых обществом; но опыт всех случаев, j. 1 •*--.; -• в которых люди публично соревнуются друг с другом, пусть даже в пустяках или в том, из чего общество не извлечет никакой пользы, свидетельствует также о силе духа соревнования, побуждающего к самым энергичным усилиям ради одобрения и восхищения со стороны других людей. Социалисты вовсе не отвергают той конкуренции, которая состоит в состязании, кто сможет сделать больше для общей пользы. Следовательно, насколько ком- мунизм уменьшит энергичность труда и уменьшит ли ов энергичность труда в конечном счете вообще — этот вопрос должен считаться в настоящее время [1852 г.] еще-нерешенным. Другое возражение против коммунизма, сходно с возражением, которое так часто и настойчиво выдвигают против законов о вспомоществовании бедным. Утверждают, что если каждому члену сообщества будут обеспечены: средства к существованию — как ему самому, так и любому числу его детей — на том единственном условии, что он желает трудиться, то ограничение, налагаемое на размножение людей благоразумием, перестало бы действовать и население стало бы возрастать такими темпами,. которые бы низвели сообщество через последовательные-стадии усиливающейся нужды к фактическому вымиранию от голода. Действительно, для этого опасения были бы весьма серьезные основания, если бы коммунизм He-обеспечивал никаких мотивов к ограничению, равносильных тем, которые он упразднил. Но коммунизм — это как раз такой порядок вещей, при котором можно ожидать, что общественное мнение самым энергичным образом выступит против эгоистической невоздержанности такого рода. Всякое увеличение численности населения, уменьшающее комфорт или увеличивающее труд массы, вызывало бы тогда прямое и очевидное неудобство для каждого отдельного члена ассоциации (чего не происходит сейчас), неудобство, которое при коммунизме нельзя приписать ни алчности работодателей, ни несправедливым-привилегиям богатых. В таких изменившихся обстоятельствах общественное мнение непременно стало бы порицать эту или любую иную вредную невоздержанность,, наносящую ущерб сообществу, и если порицания будет недостаточно, то общественное мнение пресечет невоздержанность теми или иными наказаниями. Коммунистический план, отнюдь не будучи особенно уязвимым для возражения, основанного на опасности перенаселения, напротив, имеет то преимущество, что в особой степени способствует предупреждению этого зла. Более реальная трудность заключается в справедливом распределении труда среди членов общины. Существует много видов труда. И каким мерилом следует их соизмерять? Кто будет судить о том, какой объем занятия прядением хлопка, или распределением товаров из магази- одних и предоставив преимущества другим, они умышленно благоприятствовали неравенству и не позволяли всем начать соревнование на равных условиях. То, что все действительно начнут на совершенно равных условиях, противоречит закону частной (Собственности; но если 'бы такие же старания, какие приложены к усугублению неравенства возможностей,проистекающею из естественного действия принципа частной собственности, были обращены на смягчение этого неравенства всеми способами, не подрывающими сам этот принцип; если бы законодательство имело тенденцию 'благоприятствовать диффузии, а не концентрации богатства — стимулировать разделение больших масс богатства, а не стремиться предотвратить это дробление, — тогда бы обнаружилось, что принцип частной собственности не имеет необходимой связи с теми материальными и социальными бедствиями, которые почти все социалистические авторы считают неотъемлемыми его последствиями. Любая апология частной собственности содержит предположение о там, что частная собственность означает гарантию, предоставляемую людям на 'обладание плодами их собственного труда и бережливости. То, что. одним людям гарантируется обладание плодами труда п бережливости других людей, полученными от этих других лю-~даи без каких-либо заслуг или усилий со стороны первых, является не сущностью данного института, но всего лишь его побочным последствием, которое, развившись до известной степени, не способствует целям, узаконивающим собственность, а вступает с ними в противоречие. ДляТгого чтобы судить о конечном 'предназначении института собственности, мы должны предположить исправление всего, что является причиной функционирования этого института образом, противоположным указанному справедливому (принципу пропорциональности между вознаграждением и трудом, принципу, на котором, как полагают во всех выдерживающих критику оправданиях частной собственности, и основан этот институт. Следует также предположить наличие двух условий, без которых и при коммунизме, и отри любых иных законах или учреждениях положение масс 'Непременно будет жалким и бедственным. Одним из этих условий является всеобщее образование, другим — надлежащее ограничение численности членов сообщества. При наличии этих двух условий даже при нынешних общественных учреждениях не было бы нищеты; и если предположить существование этих условий, то вопрос о (социализме не будет, как обычно заявляют социалисты, вопросом о единственном спасении от подавляющих ныне человечество бедствий, а всего лишь вопросом о сравнительных преимуществах этих систем, а это должно решить будущее. Мы слишком мало знаем о том, что могут совершить как индивидуальная деятельность, так ;и социализм в своих лучших формах, для того чтобы решить, какая из этих двух систем станет окончательной формой человеческого общества. Если отважиться на догадку, то решение, вероятно, будет зависеть главным образам от одного соображения, а именно: какая из двух систем совместима с наибольшим объемом свободы и самобытности, непринужденности людей. После обеспечения средствами к существованию наиболее сильной из личных потребностей людей является свобода; и (в отличие от физических потребностей, которые по мере развития цивилизации становятся все умереннее и все более поддаются контролю) сила этой потребности не уменьшается, а возрастает по мере развития умственных и нравственных способностей. Идеалом и общественного устройства, и практической морали было бы обеспечение для всех людей полной независимости и свободы действий, без каких-либо ограничений, кроме запрета на (Причинение вреда другим людям; и образование, которое учило бы людей, или общественные учреждения, которые требовали бы от них, чтобы они обменивали контроль над своими действиями на какой бы то ни было комфорт и изобилие или отрекались от свободы ради равенства, лишали бы людей одного из самых возвышенных качеств человеческой природы. Остается выяснить, насколько сохранение этого качества совместимо с коммунистической организацией общества. Несомненно, что это возражение против социалистических планов, как и другие подобные возражения, крайне преувеличено. Нет необходимости требовать от членов ассоциации, чтобы они жили в большей, нежели сейчас, общности, как нет необходимости и в контроле за тем, как каждый из них распорядится своей индивидуальной долей цродукта и досугом, который, вероятно, будет продолжительным, если ассоциация ограничится производством действительно стоящих труда вещей. Нет необходимости и приковывать людей к тому или иному занятию или определенному месту. Налагаемые коммунизмом ограничения были бы свободой по 'Сравнению с нынешним положением большинства людей. Основная масса рабочих в Англии и большинстве других стран имеет столь же малую возможность выбирать занятие и столь же малую свободу передвижения, находится практически в такой же зависимости от установленных правил и воли других людей, что меньшей свободой она могла бы пользоваться разве что при абсолютном рабстве; и это не говоря уже о совершенном семейном подчинении мужчинам женской половины человечества, той половины, которой оуэнизм и большая часть других форм социализма (и это делает им великую честь) дает права, [во всех отношениях равные с правами до сих пор господствующего пола. Но о достоинствах коммунизма следует судить не в сравнении с нынешним дурным (Состоянием общества; недостаточно и того, что коммунизм обещает большую личную и умственную свободу, чем та, которой ныне пользуются люди, не имеющие в достаточном количестве ни той, ни другой свободы, для того чтобы считаться свободными. Вопрос в том, будет ли существовать какое-либо прибежище для индивидуальности характера, не станет ли общественное мнение тираническим ярмом, не превратит ли все общество в унылое единообразие мыслей, чувств и поступков абсолютная зависимость каждого от всех и иадзор всех за каждым. Эта однообразность уже составляет один из вопиющих пороков существующего общества несмотря на то, что в современном обществе наблюдается гораздо большее разнообразие в воспитании и устремлениях и гораздо меньшая зависимость индивидуума от масс, чем то будет при коммунизме. Ни одно общество, в котором оригинальность является предметом порицания, нельзя (Считать здоровым. Совместима ли коммунистическая доктрина с этим разнообразным развитием человеческой природы, этими многообразными несходствами, этим разнообразием вкусов и талантов, разнообразием точек зрения, со всеми этими различиями, которые не только составляют значительную часть того, что делает человеческую жизнь интересной, но, стимулируя деятельность умов столкновениями и предоставляя каждому неисчислимое множество мыслей, до которых он не дошел бы сам, являются главной движущей силой интеллектуального и нравственного про- гресса, — вот вопрос, все еще требующий исследования. § 4. До сих пор я ограничивался в своих замечаниях коммунистической доктриной, образующей крайний предел социализма; доктриной, согласно которой не только орудия производства, земля и капитал составляют общую собственность сообщества, но и раздел продукта, и распределение труда между членами сообщества осуществляется, насколько это вообще возможно, поровну. Те справедливые или несправедливые возражения, которые выдвигают против -социализма, в основном относятся к этой его форме. Другие разновидности социализма отличаются от коммунизма главным образом тем, что не полагаются единственно на то, что Луи Блан назвал чувствам чести труда, но в большей или меньшей степени сохраняют побуждения к труду, проистекающие из личной денежной заинтересованности. Таким образом, теории, проповедующие принцип вознаграждения, пропорционального труду, уже являются модификациями коммунистической теории в строгом ее смысле. Попытки практического осуществления социализма, предпринятые во Франции ассоциациями рабочих, трудившимися на собственный счет 7, по большей части начинались распределением вознаграждения поровну, без учета количества выполненного отдельным членом ассоциации труда; но почти во всех случаях от этого порядка вскоре отказывались и обращались к поштучной системе вознаграждения. Исходный принцип апеллирует к более высоким стандартам справедливости и приемлем при гораздо более высоком уровне развития человеческой нравственности. В действительности установление пропорциональной зависимости между вознаграждением и выполненной работой справедливо лишь тогда, когда разница в количестве выполненной работы есть дело выбора самого человека; в тех случаях, когда эта разница зависит от природного неравенства сил или способностей, такой принцип вознаграждения сам по себе несправедлив: он дает уже имеющему, предназначает большую часть тем, кто уже облагодетельствовал приро- 7 [Слова «которые ныне» — т. е. в 1852 г. — «весьма многочисленны и в некоторых случаях весьма успешны» были опущены в 4-м издании (1857 г.).] 23 Заказ № 363 дои. Впрочем, этот принцип вознаграждения весьма целесообразен как (Компромисс с тем эгоистическим типом характера, который сформирован современным уровнем нравственности и воспитан существующими общественными учреждениями; и до тех дар шока воспитание не будет всецело перестроено, этот принцип, скорее всего, окажется в практическом отношении более успешным, нежели попытки реализовать более высокий идеал. Возражения, обычно выдвигаемые против коммунизма, совершенно неприменимы к двум тщательно разработанным формам некоммунистического социализма, известным под названиями «сенсимонизм» и «фурьеризм»; и хотя эти две системы открыты для других, именно к ним относящихся возражений, их можно по справедливости причислить к самым замечательным произведениям прошлого и настоящего в силу огромной интеллектуальной мощи, которая во многих отношениях отличает их, и в силу широкого и философского рассмотрения, которого удостоены в них некоторые фундаментальные проблемы общественной жизни и нравственности. Сенсимонистская доктрина предполагает неравный, и именно неравный, раздел продукта; она предлагает, чтобы люди занимались различными делами, каждый соответственно своим склонностям или способностям, а не вюе бы одинаковыми; функции каждого определялись бы, как чипы в полку, {решением управляющего органа власти, а вознаграждением было бы жалованье, соразмерное, по мнению этого органа, важности выполняемой функции и заслугам выполняющего ее лица. Правящая коллегия может 'быть учреждена различными способами, не противоречащими сущности системы. Она может быть назначена по результатам народного голосования. По замыслу творцов этой доктрины, правителями должны были стать отличающиеся одаренностью и добродетелью люди, получившие добровольное согласие остальных на приход « власти благодаря своему умственному превосходству8. 8 [В 3-м издания (1852 г.) было опущено следующее предложение: «Общество, устроенное таким образом, имело бы столь же разнообразный облик, как и сейчас, было бы еще более преисполнено интереса и побуждений, давало бы еще большее количество стимулов умственной деятельности и породило бы—чего следует опасаться—еще больше соперничества и вражды, чем существует ныне».] Вполне вероятно, что при определенных состояниях общества этот план мог бы выгодно действовать. Действительно, история показывает пример успешного эксперимента подобного рода; этот пример — деятельность иезуитов в Парагвае — уже был упомянут мною. Цивилизованные и образованные люди, объединенные системой общности имущества, подчинили своему умственному господству племена дикарей, принадлежащие к той части человеческого рода, которая питала большее отвращение к последовательному труду ради достижения отдаленных целей, чем какая-либо другая достоверно известная нам раса. Индейцы почтительно подчинились абсолютной власти этих людей, заставивших их научиться искусствам цивилизованной жизни и заниматься трудом на пользу сообщества, выполнять работы, делать которые >для самих себя индейцев не смогли побудить никакие стимулы. Эта общественная система просуществовала недолго и была преждевременно разрушена дипломатическими соглашениями и иноземной силой. Вероятно, что своим практическим осуществлением эта система вообще обязана огромному разрыву в знаниях и интеллектуальном развитии, который отделял немногочисленных правителей от всей массы управляемых, при отсутствии между ними каких-либо промежуточных по уровню социального или умственного развития групп. При любых других обстоятельствах этот эксперимент, скорее всего, потерпел бы полный крах. Данная система предполагает абсолютный деспотизм руководителей ассоциации; деспотизм, который едва ли намного бы смягчился, если бы носители деспотизма (вопреки мнению создателей системы) время от времени сменялись в соответствии с результатами народного голосования. Но предполагать, что один или несколько человек, выбранных тем или иным образом, смогут при помощи какого бы то ни было подчиненного им 'аппарата определять работу каждого соответственно его способностям, а вознаграждение каждого — 'соответственно его заслугам, быть фактически лицами, осуществляющими дистрибутивную 'справедливость по отношению к каждому члену сообщества; или предполагать, что любое применение ими своей власти вызовет общее удовлетворение и повиновение без какого-либо подкрепления этой власти силой, это — предположение, которое вряд ли требует обоснованного опровержения, ибо оно слишком химерично. Люди могут подчиняться установленному прави- 23* лу, вроде правила равенства, или случайности, или внешней необходимости, но чтобы горстка людей взвешивала каждого на своих весах и давала бы одному больше, а другому меньше, руководствуясь при этом своей прихотью" и своим разумением, — такого люди не потерпят ни от кого, кроме лиц, которых считают существами сверхчеловеческой природы, опирающимися на сверхъестественное могущество. 9 Из всех форм социализма наиболее искусно и с наибольшей предусмотрительностью .против всех возражений построено учение, известное под названием «фурьеризм». Эта система не предусматривает уничтожения частной собственности или хотя бы права наследования; напротив, она открыто признает в качестве элемента в распределении продукта как труд, так и капитал. Она предлагает, чтобы промышленные операции вели ассоциации, каждая состоящая .примерно из двух тысяч членов, объединивших свой пруд в районе площадью около квадратной лиги и работающих под руководством выбранных ими самими начальников. При распределении в первую очередь выделяется определенный минимум, обеспечивающий средства ik существованию каждому члену сообщества, независимо от его трудоспособности. Оставшаяся часть продукта распределяется по известным, заранее определенным пропорциям между тремя элементами — Трудом, Капиталом и Талантом. Капитал сообщества может принадлежать, неравными долями, разным членам, которые в этом случае получают пропорциональные размерам их вкладов дивиденды — так же, как в любой другой акционерной компавййТ" Ираво каждого на долю продукта, причитающуюся таланту, оценивают степенью или рангом данного индивидуума в тех нескольких группах рабочих, к которым принадлежит этот мужчина или эта женщина; эти степени всегда присуждаются решением товарищей по работе. Получив вознаграждение, никто не обязан расходовать или использовать его сообща с другими; у всех, кто предпочитает жить обособленным хозяйством, будут отдельные menages (домашнее хозяйство), и никакие иные формы общежития не предусматриваются — кроме условия, по которому все члены ассоциации должны 9 [Изложение фурьеристской доктрины в этом и трех следующих абзацах внесено во 2-е издание (1849 г.).] жить в одном огромном доме, ради экономии труда и средств (не только в строительстве, но во всех аспектах домашнего быта) и для того, чтобы вся купля — продажа сообщества осуществлялась одним агентом, с целью свести до возможного минимума ту громадную долю продукта которую ныне уносят прибыли людей, занятых распределением. В отличие от коммунизма эта система, по крайней мере в теории, не уничтожает ни одного из тех побуждений к труду, какие действуют при нынешнем состоянии общества. Напротив, если данная организация будет функционировать в соответствии с намерениями ее создателей, то она даже усилит эти побуждения, поскольку при ней каждый будет иметь гораздо большую уверенность в том, что лично пожнет плоды своего возросшего мастерства или своей возросшей физической или умственной энергии, чем при нынешнем общественном устройстве имеют все, кроме находящихся в самом выгодном положении или тех, кто пользуется особой благосклонностью случая. Кроме этих побуждений к труду, фурьеристы имеют еще одно, новое. Они полагают, что решили великую и основную задачу — как сделать труд привлекательным. Они выдвигают весьма сильные аргументы в пользу того, что эта задача практически разрешима; в частности, один из их доводов разделяют и последователи Оуэна, а именно тот, что едва ли найдется какой-либо труд, пусть даже самый тяжелый и выполняемый людьми ради хлеба насущного, интенсивность которого превосходила бы интенсивность того труда, какому с готовностью и даже охотно предаются удовольствия ради люди, уже обеспеченные средствами к существованию. Это действительно весьма знаменательный факт, причем такой, из которого человек, изучающий социальную философию, может сделать важные выводы. Но довод, основанный на этом факте, легко можно развить слишком далеко. Бели занятия, сопряженные с неудобствами и крайним утомлением, многие охотно выполняют как развлечения, то как можно не заметить того, что эти занятия являются развлечениями именно потому, что их выполняют по доброй воле и могут их бросить, когда пожелают? Свобода покинуть известное состояние зачастую составляет всю разницу между мучительностью и приятностью этого состояния. Многие из людей, проживающих в одном и том же городе, на одной и той же улмще или в одном и том же .доме с января по декабрь без всякого желания сменить место жительства, сочли бы это абсолютно нетерпимым тюремным заключением, если бы были прикованы к тому же самому месту распоряжением властей. По мнению фурьеристов, едва ли какой-либо род полезного труда по сути своей и неизбежно неприятен — если только он не считается позорным, не чрезмерен и не лишен стимула симпатии и (стимула к соревнованию. Фурьеристы утверждают, что никому не придется .подвергаться чрезмерному труду в обществе, где не будет праздных классов и где труд не будет растрачиваться на бесполезные вещи, на которые ныне тратится такое огромное количество труда; в обществе, которое в полной мере воспользуется могуществом объединения как для повышения эффективности производства, так и для сокращения расходов. Фурьеристы считают, что другие условия, необходимые для придания труду привлекательности, будут найдены в выполнении всего труда общественными группами, причем каждый может принадлежать одновременно к какому угодно числу групп, определяя свою принадлежность собственным выбором, а положение каждого в любой группе будет определяться мерой услуг, какую человек оказывается способным принести по выраженной в результате голосования оценке его товарищей. Исходя ,из различия вкусов и талантов, фурьеристы приходят к выводу о том, что каждый член сообщества будет состоять в нескольких группах, занятых выполнением разного рода работ, и физических, и умственных, и сможет достичь высокого положения в одной «или нескольких таких группах, так что практическим результатом этого будет равенство или нечто более близкое к равенству, чем может показаться на первый взгляд, и оно будет порождено не стеснением, но, напротив, максимально возможным развитием разнообразных природных дарований, присущих [каждому человеку. Даже из столь краткого очерка должно стать очевидным, что эта система не нарушает ни одного из тех общих законов, которые влияют на человеческие действия, даже при нынешнем несовершенном состоянии нравственного и умственного воспитания 10, и что было бы чрезвычайно 10 [Остальная часть этого абзаца приобрела свой настоящий вид с 3-го издания (1852 г.). Во 2-м издании (1849 г.) после слова опрометчивым заявлять, что она не может иметь успеха или неспособна реализовать значительную часть надежд, «влияют» шел следующий текст: «Все люди будут иметь надежду извлекать личную выгоду из каждой лично ими достигнутой степени усердия, воздержанности и таланта. Препятствия к успеху заключаются не в принципах, на которых основана эта система, но в трудно поддающейся контролю и управлению сущности ее механизма. Прежде чем большие группы людей удастся подготовить к совместной жизни в таких тесных союзах и тем более прежде, чем они обретут способность улаживать, посредством мирного урег5глирования между собой, взаимные претензии со стороны каждого класса или рода работников и талантов, а также каждого отдельного члена каждого класса, следует предположить огромное улучшение человеческого характера. Если представить, что каждый человек, который получит право голоса в этом урегулировании, является заинтересованным лицом во всех смыслах этого понятия, что каждый человек будет призван принять участие в определении, посредством голосования, относительных размеров вознаграждения и относительной оценки самого себя в сравнении с другими работниками и своей собственной профессиональной или интеллектуальной группы в сравнении со всеми прочими группами, то станет ясно, что степень бескорыстия и свободы от тщеславия и раздражительности, которая потребовалась бы от каждого члена подобного сообщества, такова, какую ныне можно найти лишь у элиты человечества; если же эти качества не получат необходимого развития, то либо урегулирования не достигнут вовсе, либо, если урегулирования достигнут большинством голосов, оно породит зависть и разочарования, разрушающие ту внутреннюю гармонию, от которой, как открыто признают, зависит функционирование всей системы. Таковы действительные трудности этой системы, не означающие, однако, невозможности ее практического осуществления, и фурьеристы, единственные из социалистов, весьма ясно понимающие подлинные условия проблемы, за решение которой они взялись, не лишены путей и способов борьбы с этими трудностями. С каждым успехом в деле образования и воспитания их система становится все более практически осуществимой, а самые попытки добиться торжества этой системы воспитывали бы в тех, кто принимает участие в таких попытках, многие из необходимых для ее функционирования добродетелей. Но пока мы рассматривали пример единичной фурье-ристской общины. Если же мы вспомним, что эти сообщества сами по свое являются составляющими некоего организованного целого (в противном случае соперничающие сообщества будут вовлечены в столь же жесткую конкуренцию, в какую сейчас вовлечены независимые торговцы и промышленники) л что для полного успеха рурьеристского плана требуется никак не меньше, чем организа-я всей промышленности страны и даже всего мира из одного (ентра, то мы можем, не пытаясь поставить пределы дальнейше-У развитию присущих человеческой природе способностей, утвер-кдать, что политэконом еще довольно долго будет заниматься вным образом условиями существования и прогресса, харак-рными для общества, основанного на частной собственности и [чнои конкуренции, и, что, каким бы несовершенным образом возлагаемых на лее ее приверженцами. Относительно этой, как и относительно других разновидностей социализма, остается желать, чтобы они получили возможность пройти испытания на практике, возможность, которой они справедливо требуют. Все они могут быть испытаны в умеренном масштабе без всякого личного или материального риска для кого бы то ни было, кроме участвующих в эксперименте. Олыт должен решить, насколько и как скоро сможет какая-либо одна из возможных систем общности собственности (или несколько таких систем) заменить собой «организацию промышленности», основанную на частной собственности на землю и капитал. Пока же мы можем, не пытаясь поставить пределы дальнейшему развитию присущих человеческой природе способностей, утверждать, что политэконом еще довольно долго будет заниматься главным образом условиями существования и прогресса, характерными для общества, основанного на частной собственности и на личной конкуренции, и что главной целью стремлений при нынешнем состоянии человеческого развития является не ниспровержение системы частной собственности, но ее улучшение и предостав- эти два принципа ни вознаграждали усилия и заслуги, они должны послужить основой главных улучшений в экономическом положении человечества, на которые можно надеяться в настоящее время». Затем начинался новый параграф: «И обнаружится, что эти улучшения будут гораздо значительнее, чем готовы допустить приверженцы различных социалистических систем. Каковы бы ни были достоинства или недостатки их собственных теорий, до сих пор они демонстрируют крайне поверхностное знакомство с экономическими законами существующей общественной системы, в результате чего обычно считают неизбежными последствиями конкуренции бедствия, которые никоим образом не являются обязательными ее спутниками. Именно под воздействием этой ошибочной интерпретации существующих фактов многие социалисты, исповедующие возвышенные принципы и цели, рассматривают систему конкуренции как систему, коренным образом несовместимую с экономическим благосостоянием масс». Далее следовал текст, начинающийся со слов: «Принцип частной собственности еще никогда не был подвергнут справедливому испытанию» н т. д., публикуемый выше, на с. 349 этой книги, и остальная часть этого абзаца. Глава заканчивалась следующим абзацем, первое предложение-которого сохранилось в последующих изданиях (см. с. 350 этой книги): «Мы слишком мало знаем о том, что могут совершить как индивидуальная деятельность, так и социализм в своих лучк ление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах п. ших формах для того, чтобы решить, какая из этих двух систем станет окончательной формой человеческого общества. По крайней мере на современной стадии развития человека следует (я полагаю) стремиться не к ниспровержению системы частной собственности, но к ее улучшению и к участию каждого члена общества в приносимых ею выгодах. Отнюдь не взирая на различные категории социалистов даже с оттенком неуважения, я с почтением отношусь к намерениям почти всех, кто известен как социалист, достижениям и талантам некоторых из них и рассматриваю их, вместе взятых, как одия из самых ценных ныне существующих элементов человеческого совершенствования благодаря и тому импульсу, который они дают переосмыслению и обсуждению всех важнейших вопросов, ж тем идеям, из которых самые передовые сторонники существующего общественного строя все еще могут многому научиться».] 11 [См. Приложение К. «Ранние и последующие взгляды Милля на социализм» и Приложение L. «Последующая история социализма». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|