ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ СТОРОН
Торг начинается с заявления начальных цен, представляющих программу-максимум каждой из сторон. Конечная цена, как правило, отражает ситуацию на рынке, а также некоторые аспекты личной заинтересованности участников сделки в том, чтобы сделка таки состоялась. Например, если продавец в силу каких-либо обстоятельств заинтересован продать товар как можно быстрее, то продажная цена может оказаться существенно ниже среднерыночной. «Вопросы сторон: "Как дешево я могу получить этот продукт?" и "Как дорого я могу его продать?" Вы пытаетесь заставить другую сторону раскрыть свои карты, а самому остаться в тени. Другая сторона, участвующая в переговорах, будет делать то же самое по отношению к вам. Поэтому приготовьтесь к "спектаклю", который будет непременно сопровождаться словесными изощрениями и ложью - чаще "белой", но иногда очень даже смелой и наглой». Гевин Кеннеди. «Новый рубеж переговоров» В качестве начальной цены продавец обычно старается назна чить самую высокую цену, а покупатель — самую низкую. Раз ница между начальными ценами, которые две стороны предлагают, и конечной ценой, на которую они готовы были бы согласиться, составляет пространство торга. Эта разница может составлять 10—30% от исходной цены. ТОРГИСБЛИЖЕНИЕПОЗИЦИЙ Сближение позиций осуществляется за счет встречных предложений и аргументации своих позиций. Более активно в процессе торга обычно ведет себя та сторона, которая сильнее заинте- Разница может составлять 10-30% от первоначальной цены — есть за что бороться ресована в благоприятном исходе переговоров. От более заинтересованной стороны, как правило, исходят все компромиссные инициативы. Переменной величиной в ходе переговоров может стать не только цена товара, но и сам товар и его атрибуты — качество, количество, способ доставки, гарантия и т.д. Каждая из сторон, участвующая в переговорах, бессознательно стремится к одному и тому же — взамен малых уступокпо незначительным вопросам получить значительные уступки по принципиальным вопросам. При этом используется давление временем, демонстрация силы, введение дополнительных ценностей. Различия в ценностях часто служат основой для успеха переговоров: стороны должны найти способ обменять что-то, что один из них ценит меньше, на что-то, что он ценит больше. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОСТИГНУТЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ Если в процессе переговоров стороны приходят к цене, которая устраивает и продавца, и покупателя, то сделка считается состоявшейся. Ее необходимо зафиксировать в виде письменных и/или устных обязательств. Опишем некоторые эффективные правила и стратегии, которых уместно придерживаться в зависимости от того, представляете ли вы покупателя или продавца. Конечный результат переговоров — это не точка, а область. Ее Контуры вырисовываются в ходе Переговоров ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОКУПАТЕЛЯ НЕ СПЕШИТЕ СОГЛАСИТЬСЯ НА ПЕРВУЮ ПРЕДЛОЖЕННУЮ ЦЕНУ Если вы — покупатель, то искусство торговаться подразумевает, что вы никогда не соглашаетесь на первую предлагаемую вам цену. Вы ведете переговоры, понимая, что первоначально заявленная цена чаще всего не окончательная и что каждая последующая сумма, возможно, приведет к более выгодной для вас цене. НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В ПОКУПКЕ
Никогда не Соглашайтесь на Первую цену: за Ней всегда есть Еще одна, более Выгодная Покупатели сталкиваются с продавцами, которые не знают точной цены, они знают только желаемый диапазон. Линия поведения покупателя заключается в том, чтобы вести себя сдержанно, показывая свою незаинтересованность, объясняя, почему предложенная цена кажется ему слишком завышенной, и подсказывая продавцу, что он может сделать, чтобы поднять его заинтересованность. Между двумя крайностями — тем, кто сразу же соглашается на предложенную цену, и тем, кто категорически отрицает ее, находится покупатель с творческим подходом к переговорам в ходе торга. НАЗНАЧАЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ ЦЕНУ, ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПРИНЦИПА РАЗУМНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Инициируя переговорный процесс, покупателю не следует назначать слишком низкую первоначальную цену. Это может оттолкнуть продавца и свидетельствовать о том, что вы или не знаете цен на рынке, или не серьезны в вашем намерении купить. Пример. Вы — покупатель дома и можете купить дом за 150000 у.е, а продавец просит 170000 у.е. В этом случае ваше входное предложение может составить 120 000 у.е., но никак не 60 000 у.е. И тогда есть шанс, что в ходе торга вы сойдетесь на 150000 у.е.
ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДАВЦА ДЕРЖИТЕ УДАР Продавец не должен производить впечатление человека, готового продать за любую цену. Искусство торговаться заключается в том, чтобы "держать удар", не сбрасывать начальную цену при первом же возражении покупателя. В ответ на низкое ответное предложение покупателя еще раз обоснуйте свою цену, отметьте свою озабоченность ответным низким предложением покупателя. СОЗДАВАЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТОРГА Не рекомендуется ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|