Здавалка
Главная | Обратная связь

Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.



Товарооборот торговых предприятий должен быть, прежде всего, обеспечен товарными ресурсами.

Под товарными ресурсами обычнопонимают всю массу продукции, закупаемую торговыми предприятиями с целью последующей реализации на внутреннем рынке, поставок на экспорт и по клирингу (под клирингом в данном случае имеется в виду товарное погашение денежных обязательств).

Товарные ресурсы торговых предприятий формируются за счет товарных запасов и поступления товаров, а расходуются на осуществление товарооборота (также часть товарных ресурсов может покрывать различного рода документированные расходы). Все показатели движения (прихода и расхода) товарных ресурсов находятся в балансовой взаимосвязи:

 

ТЗН+П=Р+ДР+ТЗК

 

ТЗН и ТЗК — товарные запасы соответственно на начало конец периода;

П — объем поступления товаров за период;

Р — объем товарооборота за анализируемый период;

Др — величина документированного расхода товаров за период.

Обеспеченность товарными ресурсами это величина товарных ресурсов, приходящаяся на рубль товарооборота.

рассчитывается по следующей формуле:

__

 
 

О=

П+ТЗ
Р

 

Эффективность использования товарных ресурсов определяется достаточно традиционно, причем в качестве эффекта хозяйственной деятельности может рассматриваться как товарооборот, так и прибыль. Эффективность, рассчитывается по следующим формулам:

__ __

Э=Р/(П+ТЗ) или Э=Пр/(П+ТЗ)

 

Расчет показателей эффективности использования товарных ресурсов позволяет определять суммы товарооборота или прибыли, приходящиеся на рубль вложенных в товарные ресурсы средств.

 

14. Товарные запасы как основная часть товарных ресурсов: признаки классификации и количественное измерение их величины, методы анализа и учёта.

 

Одной из важных составных частей товарных ресурсов являются запасы товаровчасть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Образуются они на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий', в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.( 1Продукция промышленных предприятий, хранящаяся на складах готовой продукции, превращается в товарные запасы в том случае, когда она оплачена торговыми организациями или предприятиями, но в силу разных причин пока не получена).

Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами. Это сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров; особенности в территориальном размещении производства; условия транспортировки товаров; звенность товародвижения; возможности для хранения товара и т.п.

Они классифицируются по следующим признакам:

— местонахождение (в оптовой или розничной торговле; в промышленности; в пути);

— сроки (на начало и конец периода);

— единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении и относительные — в днях товарооборота);

— назначение (текущее хранение — для обеспечения повседневных нужд торговли; сезонное назначение — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения; досрочный завоз — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров; целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий).

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели, как правило, выражаются в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении чисто бухгалтерских операций (например, при проведении инвентаризаций), но абсолютные показатели имеют один большой недостаток — невозможность (с их помощью) определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых предприятий.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является показатель величины товарных запасов в днях товарооборота (иногда этот показатель называют уровнем товарных запасов), который характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит имеющихся запасов. Величина товарных запасов в днях товарооборота рассчитывается по следующей формуле:

Ут.з = ТЗ = ТЗ х Д
Родн Р

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам:

__ __

ОбДН= Д х ТЗ или ОбДН= ТЗ
Р Ронд

Величина средних товарных запасов за анализируемый период обычно рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Товарооборачиваемость в числе оборотов, или скорость товарного обращения, рассчитывается по следующим формулам:

Обр= Р или ОбР= Д
ТЗ Обдн

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость.

В торговле традиционно применяются несколько методов анализа и учета величины товарных запасов:

а) расчетный метод, при котором анализируются величина товарных запасов, товарооборачиваемость и их изменение в динамике.

б) инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность непосредственно для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

в) снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. К недостаткам данного метода относится меньшая точность, чем при инвентаризации.

г) балансовый метод. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостатком данного метода является отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, что приводит к некоторым искажениям величины товарных запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков. Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Особенно эффективен названный Метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

 

15. Понятие затрат, расходов и издержек обращения торгового предприятия, классификация расходов.

 

При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия торговли несут определенные затраты.

Затраты— это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины — это потери.

Расходыпредставляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком. Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденнымизатраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по действующим нормативным документам расходами можно признавать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода...»

Однако не все, затраты торговых предприятий признаются расходами, необходимыми к вычету при определении величины прибыли. Так, не признаются расходами следующие виды затрат торговых предприятий:

— на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;

— в виде штрафов, пеней и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями; и т.п.

Издержки(вообще) — это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или, другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов торговых предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. по своей сути —затраты на реализацию. Естественно, что не все расходы торговых предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы, которые отражают перераспределение средств (например, часть налогов, штрафы, пени), не являются издержками. Также и суммы займов и кредитов не являются издержками в отличие от процентных выплат по ним. Не являются издержками обращения и расходы по приобретению товаров (ИХ СТОИМОСТЬ).

Все расходы торговых организаций и предприятий классифицируются по видам затрат.

Данный признак классификации расходов принято считать ключевым. По этомупризнаку выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управлять ими, выделяют отдельные виды расходов. Но, какпредписывают нормативные документы, «перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно» ПБУ 10/1999.

Расходы торгового предприятия:

1. Расходы, связанные с производством и реализацией:

- материальные расходы

- расходы на оплату труда

- суммы амортизационных отчислений

- прочие расходы

2. Внереализационные расходы

В материальные расходыторговых предприятий включают следующие виды расходов:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу;

- на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды;

- на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.;

- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление и т.д.;

- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;

- связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

В дополнение к названному к материальным расходам торговых предприятий для целей налогообложения приравниваются:

- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

- технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами.

Суммы начисленной амортизации включают величину амортизационных отчислений, начисленную исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.

Последняя большая часть расходов, связанных с производством и реализацией, — это так называемые прочие расходы.

Целый ряд расходов, связанных с производством и реализацией, в торговых предприятиях нормируются. Так, традиционно в торговле применяется нормирование расходов вследствие естественной убыли товаров. Кроме того, нормируются представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Как правило, действующие нормы носят предельный характер.

Налоговый кодекс определяет, что кроме расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо особо выделять группу внереализационных расходов,Кроме того, к внереализационным расходам (по действующим нормативным документам) приравниваются суммы убытков.

 

16. Показатели затрат, расходов и издержек обращения, используемые при экономических расчетах в торговых предприятиях.

 

Показатели, применяемые при анализе затрат, расходов, издержек, идентичны по экономическому содержанию и принципам расчета, но необходимо помнить, что их абсолютная величина различается, так как складывается из разных составных частей.

Затраты— это все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины — это потери.

Расходыпредставляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком.

В торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или, другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов торговых предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. по своей сути —затраты на реализацию. Естественно, что не все расходы торговых предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы, которые отражают перераспределение средств (например, часть налогов, штрафы, пени), не являются издержками. Также и суммы займов и кредитов не являются издержками в отличие от процентных выплат по ним. Не являются издержками обращения и расходы по приобретению товаров (ИХ СТОИМОСТЬ).

Издержки обращения анализируются при помощи следующих показателей:

1. Абсолютная сумма (величина) издержек обращения изменение в динамике.

2.Разница между абсолютными значениями величины издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного расхода (или экономии — в зависимости от знака) издержек обращения:

∆∑И.О.= ∑ИО.ф - ∑ИО.б

где ∆∑И.О. — абсолютный перерасход (экономия) издержек обращения; .

∑ИО.ф — абсолютная сумма издержек обращения в отчетном периоде;

∑ИО.б — абсолютная сумма издержек обращения в базовом периоде (т.е. используемом в качестве базы для сравнения).

Абсолютные суммы издержек обращения торговых организаций содержатся в документах первичного бухгалтерского учета. Абсолютная сумма издержек по отдельным предприятиям как показатель характеризует, во что обходится конкретному предприятию товародвижение. Абсолютная сумма издержек обращения в значительной степени зависит от абсолютной величины товарооборота. Причем, как правило, зависимость эта носит прямо пропорциональный характер.

3.Относительный уровень издержек обращения.
Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

Уи.о. = ∑И.О. х100%
Р

Относительный уровень издержек обращения, выраженный в процентах к товарообороту, показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в объёме товарооборота предприятия торговли, либо какую долю занимают издержки в сумме отпускных цен.

4. Отклонение относительного уровня издержек обращения от величины базового периода называется размером изменения (повышения или снижения — в зависимости от итогового знака) уровня издержек обращения. Размер изменения уровня показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень издержек повысился или снизился по сравнению с базовым периодом. Размер изменения относительного уровня издержек обращения рассчитывается по следующей формуле:

РИ = Уфб,

5. Темп изменения показывает, на сколько процентов изменился уровень издержек обращения по отношению к базовому уровню, если последний принять за 100%. Формула для расчета темпа изменения уровня издержек обращения выглядит следующим образом:

Т = Уф - Уб х100%
Уб

Показатель темпа изменений характеризует интенсивность происходящих изменений издержек обращения.

6. По размеру изменения уровня издержек обращёния определяют сумму их относительной экономии (или перерасхода) и дают оценку соблюдению сметы издержек обращения в целом по торговой организации.

Относительная экономия (или перерасход) издержек обращения рассчитывается по следующим формулам:

1) Оэ = Рфф - Уб)

либо

2) Оэ = Рф х Уб =∑И.О.ф

Различие в приведенных формулах заключается в знаке итогового результата. Так, в первой формуле итоговый знак минус означает, что достигнута относительная экономия издержек, а знак плюс — что допущен относительный перерасход издержек, а во второй — наоборот.

Смысл данного расчета сводится к перерасчету фактического товарооборота на базовый уровень издержек, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая была бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.