Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие потребительского рынка товаров (услуг) и характеристика его составляющих



 

Рынок товаров как экономическое явление существует в определенных, конкретных социально-экономических условиях, которые зависят от формы собственности на средства производства. Место и роль товарных рынков в экономической системе, закономерности их функционирования определяются, в первую очередь, общественным характером производства и соответствующей ему формой распределения жизненных благ между членами общества.

Существует несколько определений «рынка».

Рынок - это место реализации товаров и услуг.

Рынок – это сфера взаимодействия спроса, предложения и цен на товары.

Рынок – это экономические отношения, возникающие в процессе реализации товаров, обеспечивающих взаимосвязь потребления, представленного спросом, и производства, представленного товарным предложением, совокупностью актов купли-продажи.

Рынок – система отношений хозяйствующих субъектов по поводу обмена товаров, основанная на экономической свободе.

Рынок представляет собой систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

В зависимости от объектов купли-продажи общий рынок товаров (услуг) делится на три типы (Рисунок 1.1.).:

- рынок товаров и услуг (потребительский рынок, рынок товаров народного потребления),

- рынок факторов производства,

- финансовый рынок.

 

 


Рисунок 1.1 – Типы рынков товаров

 

Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями.

Потребительский рынок товаров (услуг) – это рынок, предметом купли-продажи на котором выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения.

Потребительский рынок товаров (услуг) классифицируется по ряду признаков (Рисунок 1.2).

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) как составляющая всей системы

  КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ  
 
в зависимости от типа покупателя по териториаль ному положению по организационной форме от вида конкуренции

 

Рисунок 1.2 Классификация рынков товаров (услуг)

 

рынков выполняет ряд функций.

1. Воздействие потребительского рынка на экономические интересы его участников.

2. Установление пропорций в производственных отношениях,

3. Неустанный поиск передовых и прогрессивных технологий ведения дела.

4. Создание условий для честной конкурентной борьбы.

5. Компромисс экономических интересов участников обменных процессов и стимулирование их дальнейшей деятельности.

Развитие потребительского рынка во многом зависит от трех основных факторов:

численности населения, потребности которого в товарах и услугах необходимо удовлетворять;

промышленного капитала, возможности которого предопределяют производство этих товаров и услуг;

капитала сектора услуг (торгового капитала), обеспечивающего взаимосвязь между производством и потреблением.

Процесс обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма, определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. Поэтому субъектамиотношений купли-продажи (рынка) выступают продавцы и покупатели.

Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого оказывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность.

Выделение отдельных субъектов по формам собственности и формам организации торгового процесса позволяет определить разные источники формирования ресурсов, особенности механизма ценообразования, разные каналы товародвижения, различные типы покупателей, специфику формирования и распределения прибыли. Эти объекты, составляя единую систему отношений купли-продажи, образуют общий для всей страны товарный рынок.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.