Понятие потребительского рынка товаров (услуг) и характеристика его составляющих
Рынок товаров как экономическое явление существует в определенных, конкретных социально-экономических условиях, которые зависят от формы собственности на средства производства. Место и роль товарных рынков в экономической системе, закономерности их функционирования определяются, в первую очередь, общественным характером производства и соответствующей ему формой распределения жизненных благ между членами общества. Существует несколько определений «рынка». Рынок - это место реализации товаров и услуг. Рынок – это сфера взаимодействия спроса, предложения и цен на товары. Рынок – это экономические отношения, возникающие в процессе реализации товаров, обеспечивающих взаимосвязь потребления, представленного спросом, и производства, представленного товарным предложением, совокупностью актов купли-продажи. Рынок – система отношений хозяйствующих субъектов по поводу обмена товаров, основанная на экономической свободе. Рынок представляет собой систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. В зависимости от объектов купли-продажи общий рынок товаров (услуг) делится на три типы (Рисунок 1.1.).: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок, рынок товаров народного потребления), - рынок факторов производства, - финансовый рынок.
Рисунок 1.1 – Типы рынков товаров
Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями. Потребительский рынок товаров (услуг) – это рынок, предметом купли-продажи на котором выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения. Потребительский рынок товаров (услуг) классифицируется по ряду признаков (Рисунок 1.2). Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) как составляющая всей системы
Рисунок 1.2 Классификация рынков товаров (услуг)
рынков выполняет ряд функций. 1. Воздействие потребительского рынка на экономические интересы его участников. 2. Установление пропорций в производственных отношениях, 3. Неустанный поиск передовых и прогрессивных технологий ведения дела. 4. Создание условий для честной конкурентной борьбы. 5. Компромисс экономических интересов участников обменных процессов и стимулирование их дальнейшей деятельности. Развитие потребительского рынка во многом зависит от трех основных факторов: численности населения, потребности которого в товарах и услугах необходимо удовлетворять; промышленного капитала, возможности которого предопределяют производство этих товаров и услуг; капитала сектора услуг (торгового капитала), обеспечивающего взаимосвязь между производством и потреблением. Процесс обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма, определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. Поэтому субъектамиотношений купли-продажи (рынка) выступают продавцы и покупатели. Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого оказывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность. Выделение отдельных субъектов по формам собственности и формам организации торгового процесса позволяет определить разные источники формирования ресурсов, особенности механизма ценообразования, разные каналы товародвижения, различные типы покупателей, специфику формирования и распределения прибыли. Эти объекты, составляя единую систему отношений купли-продажи, образуют общий для всей страны товарный рынок.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|