Здавалка
Главная | Обратная связь

Потребление и покупательная способность населения



Личное потребление неразрывно связано и непрерывно взаимодействует с потребностями. Каждая из этих категорий является необходимым условием для существования другой. Без потребления не могут возникать потребности, но и без потребностей не может быть потребления. В этом взаимодействии первенство принадлежит потреблению.

Размер и структура потребностей объективно обусловлены. Они зависят от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, содержания и условий общественно-трудовой деятельности, профессионального и половозрастного состава населения, идеологических и социально-экономических факторов.

Потребности всегда опережают потребление, так как в процессе последнего происходит расширенное воспроизводство потребностей, количественное и качественное видоизменение существующих и возникновение новых. В условиях товарно-денежных отношений изучение потребностей конкретизируется в изучение объема и структуры платежеспособного спроса.

Спрос является формой проявления потребностей в сфере обращения. Он представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами, и выступает в виде платежеспособного спроса населения на товары личного потребления и платные услуги.

Общий размер платежеспособного спроса равен сумме всех денежных доходов, которые население обменивает на товары и платные услуги.

Различают покупательный спрос. Покупательный спрос – это прежде всего, платежеспособная потребность, и не только потребность, но и возможность приобрести товар, имея при этом соответствующие средства. Наличие покупательного спроса означает возможность обмена и завершения кругооборота товара в процессе его воспроизводства.

Спрос как экономическая категория тесно связанный с предложением.

Предложение – это категория рыночной экономики, которая характеризует количество и стоимость товаров и услуг, предоставленных товаропроизводителями на рынок для реализации. Размер предложения определяется как в натуральной, так и в стоимостной форме.

Преобладающая часть предложения выступает в виде товарного предложения. К.Маркс указывал, что предложение – это «продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него»[1].

Объем и состав товарного предложения не остаются неизменными; товарное предложение находится в непрерывном движении. С одной стороны, оно постоянно реализуется, а с другой – непрерывно пополняется, видоизменяется как по общему объему, так и по структуре.

Центральной проблемой является определение оптимального соотношения между предложением и спросом, как по общему объему, так и по структурным элементам.

Пропорции между объемом и структурой товарного предложения и спросом имеют огромное значение для развития экономики государства, региона, предприятия. От них в значительной мере зависят эффективность производства, размер и структура потребления. Если размер и состав товарного предложения не соответствуют спросу, то неизбежно возникают потери, равнозначные сокращению производства.

В условиях рынка государство имеет соответствующие рычаги сознательного регулирования соотношения между спросом и предложением. Это достигается, главным образом, обеспечением пропорциональности между объемом покупательных фондов и массой товаров в стоимостном измерении.

Важным является также регулирование соотношения по товарному составу в натуральных показателях. Однако, при общем соответствии между спросом и предложением могут наблюдаться несоответствия между ними в определенные периоды и в отдельных регионах.

Первоочередное значение имеет соответствие между спросом и предложением для развития экономики в целом, для осуществления принципа распределения по труду, для обеспечения устойчивости гривны.

Основную часть общего объема платежеспособного спроса составляют покупательные фонды населения. Покупательные фонды населения, величиной которых определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров народного потребления (услуг).

Денежные доходы населения представляют собой все виды доходов в денежной и натуральной форме.

СТРУКТУРУ денежных доходов населения и алгоритмы расчетов покупательных фондов населения и емкости рынка смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 54]

Баланс целесообразно разрабатывать в территориальном разрезе: по области, по Украине, для города и села.

За отчетный и текущий годы по данным баланса определяются фактические расходы на покупку товаров, а на будущий год рассчитываются покупательные фонды и делается прогноз товарных расходов определенного экономического региона.

Предложение и спрос в ходе своего развития непрерывно изменяются как в целом по объему, так и по структуре. Эти изменения внутренне связаны между собой, но в то же время и обладают определенной самостоятельностью, которая обусловлена тем, что производство и потребление разделены временем и пространством. В результате создается возможность несовпадения между объемом и структурными элементами предложения и спроса, которое обнаруживается в их непосредственном взаимодействии в сфере обращения.

Пропорции внутреннего рынка находятся под влиянием соотношения между ростом производства товаров народного потребления и увеличением денежных доходов населения, ростом производительности труда и заработной платы, фондами накопления и потребления, а также под воздействием других общеэкономических пропорций.

Достижение необходимого соответствия между общим объемом предложения и платежеспособного спроса на общем внутреннем рынке страны предполагает установление такого же соответствия на рынках отдельных товаров и товарных групп.

Временные диспропорции могут образовываться как на всем внутреннем рынке, так и на местных рынках, как по всему объему товарного предложения, так и по предложению отдельных товаров.

Несоответствие между структурными элементами предложения и спроса порождают объективные и субъективные факторы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.