Здавалка
Главная | Обратная связь

Показатели оценки потребительского рынка товаров (услуг).



 

Для оценки состояния и развития внутренних потребительских рынков используют показатели, которые можно объединить в следующие группы (Рисунок 1.3):

1.Показатели рыночной ситуации. Оценка и анализ показателей первой группы позволяет охарактеризовать состояние и перспективность развития рынка.

2. Показатели цен. Эти показатели публикуются в статистических сборниках, и все вопросы, связанные с ценообразованием, рассматриваются во многих учебных курсах, которые вы изучали.

3. Показатели движения товарной массы. Показатели этой группы характеризуют состояние и движение товарной массы от продавца к покупателю и представляют основное содержание рыночного процесса.

Процесс товародвижения – это физическое перемещение товара от производителя к потребителю с передачей прав собственности на товар от определенного продавца к покупателю. Этот процесс связан с транспортировкой и складированием товара.

4. Показатели рыночной инфраструктуры. Для того, чтобы получить информацию о рыночной инфраструктуре, изучают:

- основные фонды сферы обращения и торговли в целом, в разрезе субрынков и рынков;

- структуру основных фондов сферы обращения и торговли по элементам;

 

 

 


Рисунок 1.3 Показатели оценки состояния и развития внутренних потребительских рынков

- фондоотдачу и фондоемкость в сфере обращения и торговли;

- число, состав и размер предприятий сферы обращения и торговли, складских помещений;

- инвестиции в сферу обращения и торговли и их долю в общем объеме инвестиций;

- плотность торгово-сбытовой и складской сети (обеспеченность населения торговыми предприятиями и площадями);

- число и размер рыночных структур;

- транспортное обеспечение рыночной деятельности;

- численность и состав занятых в рыночной сфере (в целом, в разрезе рынков и т.п.);

- долю трудового контингента рыночной сферы в общей численности занятых;

- производительность труда работников сферы обращения и торговли;

- оплату труда работников торгово-сбытовых предприятий.

Инфраструктура рынка характеризует материально-техническую обеспеченность рыночной деятельности. Она определяется Госкомстатом как совокупность подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы, а также хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность.

По совокупности этих показателей судят об уровне развитости рынка.

5. Показатели покупательной способности населения.

Основными элементами рынка выступают товарное предложение, спрос и цена. Соотношение этих элементов в конкретный момент времени, на конкретном рынке характеризует его конъюнктуру.

Под конъюнктурой понимается конкретная рыночная ситуация на какой-то момент времени или за определенный его отрезок, а также силы и условия, определившие данное состояние рынка.

Спрос и потребление зависят от уровня развития экономики, денежных доходов населения и динамики цен.

На рынке не только цены влияют на спрос и предложение, но и соотношение между указанными категориями оказывает обратное влияние на цены.

Ситуация абсолютного равновесия между спросом и предложением на потребительском рынке является абстрактной и на практике случается очень редко (когда есть целевой заказ определенного потребителя).

6. Показатели социально-экономического эффекта и эффективности рыночной деятельности.

Эффективность — показатель, характеризующий соотноше­ние результата (эффекта) и затрат, обеспечивших его получе­ние. Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства и обращения. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут.

В качестве результата берутся основные показатели деятельности торгового предприятия: товарооборот, доходы от реализации, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, прибыль чистая.

В качестве затрат учитываются такие показатели, как: издержки обращения, капитал торгового предприятия, сумма оборотных активов, фонд оплаты труда, стоимость материальных и нематериальных активов, капитальные инвестиции и др.

Система показателей оценки эффективности рыночной деятельности формируется двух видов:

- прямые, которые определяются делением результата на среднюю сумму затрат;

- обратные, которые определяются делением средней суммы затрат на результат (Рисунок 1.4.).

                           
   
     
ОБРАТНЫЕ
   
ПРЯМЫЕ
 
 
     
   
 
 
 
 
определяются делением результата на среднюю сумму затрат
 
определяются делением средней суммы затрат на результат
 


 

 


Рисунок 1.4. Система показателей оценки эффективности рыночной деятельности

Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) – означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект мо­жет измеряться в материальном, социальном, денежном выра­жении. В частности, в торговле эффект может оцениваться объемом допол­нительно реализованных товаров (т.е. штуками, кубическими или квадратными метрами, тоннами и т.д.), суммой полученной чистой прибыли, показателями, которые характеризуют качество торгового обслуживания (время, затраченное покупателем на покупку, степень удовлетворения спроса отдельного покупателя и т.д.), показателями улучшения здоровья населения (например, сни­жением заболеваемости или смертности, трав­матизма, повышением средней продолжительности жизни) и т.д. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.