Показатели оценки потребительского рынка товаров (услуг).
Для оценки состояния и развития внутренних потребительских рынков используют показатели, которые можно объединить в следующие группы (Рисунок 1.3): 1.Показатели рыночной ситуации. Оценка и анализ показателей первой группы позволяет охарактеризовать состояние и перспективность развития рынка. 2. Показатели цен. Эти показатели публикуются в статистических сборниках, и все вопросы, связанные с ценообразованием, рассматриваются во многих учебных курсах, которые вы изучали. 3. Показатели движения товарной массы. Показатели этой группы характеризуют состояние и движение товарной массы от продавца к покупателю и представляют основное содержание рыночного процесса. Процесс товародвижения – это физическое перемещение товара от производителя к потребителю с передачей прав собственности на товар от определенного продавца к покупателю. Этот процесс связан с транспортировкой и складированием товара. 4. Показатели рыночной инфраструктуры. Для того, чтобы получить информацию о рыночной инфраструктуре, изучают: - основные фонды сферы обращения и торговли в целом, в разрезе субрынков и рынков; - структуру основных фондов сферы обращения и торговли по элементам;
Рисунок 1.3 Показатели оценки состояния и развития внутренних потребительских рынков - фондоотдачу и фондоемкость в сфере обращения и торговли; - число, состав и размер предприятий сферы обращения и торговли, складских помещений; - инвестиции в сферу обращения и торговли и их долю в общем объеме инвестиций; - плотность торгово-сбытовой и складской сети (обеспеченность населения торговыми предприятиями и площадями); - число и размер рыночных структур; - транспортное обеспечение рыночной деятельности; - численность и состав занятых в рыночной сфере (в целом, в разрезе рынков и т.п.); - долю трудового контингента рыночной сферы в общей численности занятых; - производительность труда работников сферы обращения и торговли; - оплату труда работников торгово-сбытовых предприятий. Инфраструктура рынка характеризует материально-техническую обеспеченность рыночной деятельности. Она определяется Госкомстатом как совокупность подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы, а также хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность. По совокупности этих показателей судят об уровне развитости рынка. 5. Показатели покупательной способности населения. Основными элементами рынка выступают товарное предложение, спрос и цена. Соотношение этих элементов в конкретный момент времени, на конкретном рынке характеризует его конъюнктуру. Под конъюнктурой понимается конкретная рыночная ситуация на какой-то момент времени или за определенный его отрезок, а также силы и условия, определившие данное состояние рынка. Спрос и потребление зависят от уровня развития экономики, денежных доходов населения и динамики цен. На рынке не только цены влияют на спрос и предложение, но и соотношение между указанными категориями оказывает обратное влияние на цены. Ситуация абсолютного равновесия между спросом и предложением на потребительском рынке является абстрактной и на практике случается очень редко (когда есть целевой заказ определенного потребителя). 6. Показатели социально-экономического эффекта и эффективности рыночной деятельности. Эффективность — показатель, характеризующий соотношение результата (эффекта) и затрат, обеспечивших его получение. Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства и обращения. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут. В качестве результата берутся основные показатели деятельности торгового предприятия: товарооборот, доходы от реализации, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, прибыль чистая. В качестве затрат учитываются такие показатели, как: издержки обращения, капитал торгового предприятия, сумма оборотных активов, фонд оплаты труда, стоимость материальных и нематериальных активов, капитальные инвестиции и др. Система показателей оценки эффективности рыночной деятельности формируется двух видов: - прямые, которые определяются делением результата на среднюю сумму затрат; - обратные, которые определяются делением средней суммы затрат на результат (Рисунок 1.4.).
Рисунок 1.4. Система показателей оценки эффективности рыночной деятельности Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) – означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, в торговле эффект может оцениваться объемом дополнительно реализованных товаров (т.е. штуками, кубическими или квадратными метрами, тоннами и т.д.), суммой полученной чистой прибыли, показателями, которые характеризуют качество торгового обслуживания (время, затраченное покупателем на покупку, степень удовлетворения спроса отдельного покупателя и т.д.), показателями улучшения здоровья населения (например, снижением заболеваемости или смертности, травматизма, повышением средней продолжительности жизни) и т.д. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|