Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность, природа и функции торговли, ее место в хозяйственном комплексе государства



 

Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая, и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

Наличие товарного производства и товаро-денежных отношений обуславливают необходимость товарообмена.

Товарообмен осуществляется в трех формах:

1) материально-техническое снабжение,

2) закупка сельскохозяйственной продукции и сырья,

3) торговля товарами народного потребления.

То есть, торговля является одной из форм товарного обращения, которая возникла в результате общественного разделения труда.

Как отрасль экономики торговля отличается от других отраслей ведения хозяйства характером функций, которые она выполняет, и местом, которое она занимает в системе расширенного воспроизводства.

Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая, и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.

Торговля как отрасль экономики выполняет ряд функций.

Основными функциями торговли являются:

1) функция реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную;

2) функция доведения товара до потребителя;

3) функция продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.).,

Выполнение функции реализации произведенной потребительной стоимости тесно связывает торговлю с денежным обращением, с бюджетом и кредитной системой. Особенно велико влияние торговли на обращение наличных денег в стране. Обращение наличных денег происходит в основном лишь в сфере отношений между предприятиями и учреждениями, с одной стороны, и населением – с другой, и между отдельными группами населения. Население получает наличные деньги в виде заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и т.п. Через обращение наличных денег население реализует свою долю в общественном продукте. Население оплачивает услуги и покупает в предприятиях торговли необходимые товары. Из торговых предприятий деньги, вырученные за проданные товары, поступают в кассы предприятий банковской системы. Невыполнение кассового плана предприятиями банковской системы может отразиться на несвоевременной выплате денег населению. Торговая выручка составляет примерно 90% всех поступлений наличных денег в кассы банков.

Успешное развитие товарооборота и расширение сферы платных услуг являются условиями нормального состояния денежного обращения. Если наличие денег в обращении не обеспечивается предложением товаров и услуг, то излишек денег отрицательно скажется на рынке.

С бюджетом торговля связана через налоговую систему.

Выполняя функцию доведения товара до потребителя торговля как отрасль экономики осуществляет связь между отраслями экономики и регионами страны, что вытекает из экономической сущности сферы товарного обращения.

Задание торговли заключается в том, чтобы всячески согласовывать производственную программу с требованиями рынка. Это задание сложное. Торговля имеет мощный коммерческий аппарат, проводит широкие маркетинговые исследования, прогнозирует спрос, организует реализацию мероприятий по влиянию на потребление. Одновременно торговля все больше влияет на производство, его технологию, выдвигая жесткие требования к ассортименту, качеству товара, упаковке, сроку изготовления и способу потребления.

Третья функция, функция продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.), является чужеродной или гетерогенной для торговли. Чем выше уровень развития промышленности в стране, тем меньшую долю в торговле занимают функции по продолжению процесса производства в сфере обращения.

В настоящий момент функции торговли усложняются, они приобретают качественно новое содержание и направленность, которая предопределяет глубинные изменения в ее функциональной структуре.

В хозяйственном комплексе Украины внутренняя торговля занимает особенное место.

Деятельность торговли как отрасли экономики характеризуется рядом экономических показателей. Основными из них являются:

– величина товарооборота (розничного, оптового, ресторанного хозяйства);

– численность предприятий розничной и оптовой торговли, ресторанного хозяйства;

– численность занятых работников;

– уровень производительности труда;

– средняя заработная плата;

– уровень издержек обращения;

– уровень коммерческой рентабельности,

– уровень рентабельности капитала.

Как самостоятельная отрасль экономикиторговля играет важную роль в развитии всей экономики, в решении заданий материального и культурного обеспечения людей.

Основная роль торговли определяется, прежде всего, тем, что она выступает связующим звеном между производством и потреблением, тем самым осуществляя активное влияние, как на производство, так и на потребление.

Внутренняя торговля включает оптовую, розничную торговлю и ресторанное хозяйство, каждая из подотраслей торговли выполняет присущие только ей функции.

Оптовая торговля. Оптовая торговля – это форма экономических связей между предприятиями и организациями, которые осуществляются с целью доведения товаров от предприятий-изготовителей к предприятиям розничной торговли или к предприятиям-потребителям.

Оптовая торговля это промежуточный рынок между производителем и розничной торговлей. В результате оптовой продажи товары не переходятв сферу личного потребления, они или поступают в производственное потребление или приобретаются предприятиями розничной торговли и ресторанного хозяйства для реализации населению.

Оптовая торговля развивается на основе выделения в ее составе:

– самостоятельных хозяйствующих субъектов, т.е. специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар (базы, склады, овощехранилища, фруктохранилища, картофелехранилища, распределительные склады и т.д.);

– посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и др.);

– организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

Посреднические оптовые структуры и организаторы оптового оборота оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по получению производителей готовой продукции, определяют уровень цен (товарные биржи) и др.

Из указанных трех видов оптовых структур, основными на украинском потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия. Они представлены как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальными предприятиями и могут использовать различные методы обслуживания клиентов и предоставлять им разные виды оптовых услуг.

Оптовая торговля выполняет следующие функции, которые следует разделить на две группы:

- на макроуровне;

- на микроуровне.

Характеристика функций оптовой торговли схематично отражена на рисунке 2.1.

 

 

 

 


Рисунок 2.1 – Функции оптовой торговли

Розничная торговля. Розничная торговля осуществляется через систему предприятий розничной торговли всех форм собственности.

Эти предприятия являются универсальными, специализированными, узкоспециализированными. Розничная торговля завершает процесс реализации товаров. Товар переходит в сферу личного или коллективного потребления.

Розничные предприятия осуществляют все основные функции, присущие торговли как отрасли (функцию реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную; функцию доведения товара до потребителя; функцию продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.).

Розничная торговля имеет большое социальное значение, так как от уровня развития розничной торговли зависят затраты времени населения на осуществление покупки, а значит свободное время граждан.

Ресторанное хозяйство. Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства подразделяются по типам и классам. Это могут быть рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, фабрики-кухни, магазины кулинарных изделий, кафетерии. Рестораны и бары подразделяются на классы (первый, высший, люкс).

Кроме того, различают общедоступные заведения (предприятия) ресторанного хозяйства и заведения (предприятия) ресторанного хозяйства закрытого типа.

Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства выполняют четыре основных вида функции, которые отражены на рис. 2.2

Определение места ресторанного хозяйства с учетом выполняемых функций имеет принципиальное значение для дальнейшего развития отрасли и рассматривается в двух аспектах:

а) место отрасли в процессе общественного разделения труда;

б) место отрасли в экономике.

Эти понятия не являются тождественными. Место ресторанного хозяйства в процессе общественного разделения труда зависит от того какая функция из четырех взаимосвязанных является основной.

Учитывая, что основной функцией ресторанного хозяйства, которую не выполняет никакая другая отрасль экономики, является организация потребления пищи, эту отрасль можно отнести к сфере обслуживания. При этом роль ресторанного хозяйства как отрасли рассматривается с точки зрения общественного разделения труда.

При классификации отдельных отраслей экономики важно установить, относится ли ресторанное хозяйство к сфере материального производства или к непроизводственной сфере. Рассматривая данный принцип классификации отраслей, следует учитывать, что критериями в данном случае являются результаты труда работников отрасли в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.

Так как значительная часть работников ресторанного хозяйства (около 50%) занята производством кулинарной продукции, то в отрасли преобладает производительный труд. Осуществляя производство кулинарной продукции, работники ресторанного хозяйства создают новую потребительную стоимости, следовательно ресторанное хозяйство участвует в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.

Учитывая то, что функция производства кулинарной продукции является доминирующей в отрасли, при классификации отраслей экономики правомерно отнесение ресторанного хозяйства к сфере материального производства.

 

                   
 
 
   
завершает созда-ние потребитель-ской стоимости и стоимости гото-вых пищевых продуктов. От характера и уровня произ-водства в массовом пита-нии зависят объем с структу-ра потребления пищи, ее каче-ство и соответ-ствие потребно-стям обслужи-ваемого контингента
 
обеспечивает направленность взаимодействия процессов производства, обмена и потребления в предприятии массового питания. С ее помощью осуществляются процессы доведения до населения произведенной продукции и смены ее товарной формы на денежную
 
связана с предоставлением услуг путем создания условий для приема пищи населением
 
связана с предоставлением услуг путем создания условий для отдыха населения

 


Рисунок 2.2 - Фу

Рисунок 2.2 - Функции заведений (предприятий) ресторанного хозяйства

 

В процессе общественного разделения труда ресторанное хозяйство по своей основной функции относится к сфере обслуживания, а по доминирующей – при классификации отраслей экономики – к сфере материального производства.

Двойственность при определении места ресторанного хозяйства объясняется специфическими особенностями данной отрасли экономики. Кроме специфики выполняемых функций, ресторанному хозяйству присущи также особые формы концентрации и специализации производства, типизации и размещения предприятий. Особенности техники и технологии данной отрасли, а также характер продукции, изготовляемой в ресторанном хозяйстве, определяют своеобразие структуры основных фондов и оборотных активов, состава товарооборота, структуры себестоимости и издержек.

На потребительском рынке ресторанное хозяйство выполняет социально-экономические функции. Кроме платной формы реализации продукции на основе купли-продажи, существует льготная, организуемая в школьных, оздоровительных учреждениях, в больницах, родильных домах, домах для престарелых, детских учреждениях и т.д.

Эффективность предприятий ресторанного хозяйства, следует рассматривать с двух точек зрения: общеэкономической и отраслевой. В первом случае эффективность ресторанного хозяйства связана с его ролью в решении социальных проблем: воспроизводства рабочей силы, улучшения быта, увеличения свободного времени. Во втором случае она определяется экономическим результатом деятельности предприятий ресторанного хозяйства как субъектов рынка.

На рисунке 2.3 отражена взаимосвязь заведений (предприятий) ресторанного хозяйства и отраслевых комплексов.

 

 
         
     
       
         
       
         

 

 

 
 

 

 


 

Рисунок 2.3 Ресторанное хозяйство в системе отраслевых комплексов.

 

Перед Украиной, в связи с ее вступлением в ВТО, стоит сложная задача – определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, при уже проявившем себя экономическим давлением западных стран и попытках добиться от Украины одностороннего открытия рынка, невзаимных уступках, нежелании признать то, что ряд предприятий Украины обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам и влиять на формирование цен на товары.

Вступление в ВТО потребует уточнения многих положений, которые регламентируют деятельность внутренней торговли и решение вопросов поддержки отечественных товаропроизводителей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.