Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности формирования и оценки использования персонала торгового предприятия и его стимулирования



 

Для трудовых ресурсов предприятий торговли используются все те же экономические категории, принципы классификации, что и для промышленного предприятия. Задачи, исходные предпосылки и содержание управления трудовыми ресурсами торгового предприятия такие же, как и управления трудовыми ресурсами промышленного предприятия.

Однако имеется ряд особенностей, которые характерны только для предприятий торговли.

1. Кроме общепринятой классификации трудовые ресурсы предприятий торговли классифицируются по следующим признакам:

1) по видам деятельности — выделяют трудовые ресурсы, занятые в розничной торговле, ресторанном хозяйстве, оптовой торговле, прочих отраслях;

2) по категориям работников — в составе совокупных трудовых ресурсов торгового предприятия выделяются работники аппарата управления; торгово-оперативные работники; вспомогательные работники.

2. В торговых предприятиях применяется квалификация работников, отличающаяся от промышленных предприятий. Основная часть торгово-оперативных работников розничных предприятий – это продавцы, которые в зависимости от квалификации дифференцируются на три категории: продавец I категории, II и III.

Специалисты торговых предприятий в зависимости от квалификации дифференцируются по двум категориям: специалист I и II категории.

Вспомогательные работники торговых предприятий в зависимости от квалификации: грузчики, фасовщики дифференцируются по разрядам. То есть в зависимости от квалификации дифференциация по разрядам в розничной и оптовой торговле применяется ограничено.

В заведениях (предприятиях) ресторанного хозяйства в зависимости от квалификации дифференциация по разрядам применяется шире, так как по разрядам дифференцируются работники производства и официанты.

3. Отличительной особенностью предприятий торговли является высокий объём трудовых операций, связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А такие операции почти не поддаются механизации и автоматизации, и в связи с этим, возникают большие затраты живого труда, что влечёт за собой увеличение издержек обращения на содержание персонала.

Работники торговли своим трудом вносят вклад в создание национального дохода страны и их труд является частью совокупного общественного труда.

4. По своему характеру труд в торговле неоднороден. Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговли можно разделить на два различных по своей природе и содержанию вида:

а) связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование товаров, сортировка, фасовка, упаковка, хранение товара и т.п., благодаря которым товары сохраняют свои качества и приобретают форму, удобную для потребления) это производительный труд, увеличивающий стоимость общественного продукта и участвующий в создании национального дохода.).

б) связанные со сменой форм стоимости товара ( осуществление купли-продажи товаров, ведение документации по учёту и отчётности, организация рекламы и т.д.) этот труд является непроизводительным, он не увеличивает стоимость товаров и возмещается за счёт труда работников других отраслей, однако необходим и полезен, благодаря ему менее значительная часть рабочей силы и рабочего времени общества затрачивается на эту непроизводительную функцию.

5. В связи с тем, что труд в торговле носит двойственный характер, при оценке его эффективности нужно учитывать не только экономические, но и социальные аспекты. Повышение эффективности труда в розничной торговле ведет к достижению наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса населения на товары при минимуме издержек обращения и потребления.

Вместе с тем обобщающая характеристика использования трудовых ресурсов может быть дана лишь на основе показателей эффективности труда.

Эффективность труда работников торговли характеризуется системой показателей. К ним относятся:

- производительность труда;

- уровень затрат труда на единицу товарооборота;

- прибыль на 1-го работника;

- прибыль чистая на единицу фонда зарплаты,

- интегральный показатель эффективности трудовых ресурсов;

- прирост товарооборота за счет роста производительности труда;

- сокращение издержек потребления;

- высокое качество торгового обслуживания;

- оптимальное использование рабочего времени.

Алгоритмы для расчетов показателей эффективности труда работников торговли смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр 22-25 ]

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.