Особенности формирования и оценки использования персонала торгового предприятия и его стимулирования
Для трудовых ресурсов предприятий торговли используются все те же экономические категории, принципы классификации, что и для промышленного предприятия. Задачи, исходные предпосылки и содержание управления трудовыми ресурсами торгового предприятия такие же, как и управления трудовыми ресурсами промышленного предприятия. Однако имеется ряд особенностей, которые характерны только для предприятий торговли. 1. Кроме общепринятой классификации трудовые ресурсы предприятий торговли классифицируются по следующим признакам: 1) по видам деятельности — выделяют трудовые ресурсы, занятые в розничной торговле, ресторанном хозяйстве, оптовой торговле, прочих отраслях; 2) по категориям работников — в составе совокупных трудовых ресурсов торгового предприятия выделяются работники аппарата управления; торгово-оперативные работники; вспомогательные работники. 2. В торговых предприятиях применяется квалификация работников, отличающаяся от промышленных предприятий. Основная часть торгово-оперативных работников розничных предприятий – это продавцы, которые в зависимости от квалификации дифференцируются на три категории: продавец I категории, II и III. Специалисты торговых предприятий в зависимости от квалификации дифференцируются по двум категориям: специалист I и II категории. Вспомогательные работники торговых предприятий в зависимости от квалификации: грузчики, фасовщики дифференцируются по разрядам. То есть в зависимости от квалификации дифференциация по разрядам в розничной и оптовой торговле применяется ограничено. В заведениях (предприятиях) ресторанного хозяйства в зависимости от квалификации дифференциация по разрядам применяется шире, так как по разрядам дифференцируются работники производства и официанты. 3. Отличительной особенностью предприятий торговли является высокий объём трудовых операций, связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А такие операции почти не поддаются механизации и автоматизации, и в связи с этим, возникают большие затраты живого труда, что влечёт за собой увеличение издержек обращения на содержание персонала. Работники торговли своим трудом вносят вклад в создание национального дохода страны и их труд является частью совокупного общественного труда. 4. По своему характеру труд в торговле неоднороден. Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговли можно разделить на два различных по своей природе и содержанию вида: а) связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование товаров, сортировка, фасовка, упаковка, хранение товара и т.п., благодаря которым товары сохраняют свои качества и приобретают форму, удобную для потребления) это производительный труд, увеличивающий стоимость общественного продукта и участвующий в создании национального дохода.). б) связанные со сменой форм стоимости товара ( осуществление купли-продажи товаров, ведение документации по учёту и отчётности, организация рекламы и т.д.) этот труд является непроизводительным, он не увеличивает стоимость товаров и возмещается за счёт труда работников других отраслей, однако необходим и полезен, благодаря ему менее значительная часть рабочей силы и рабочего времени общества затрачивается на эту непроизводительную функцию. 5. В связи с тем, что труд в торговле носит двойственный характер, при оценке его эффективности нужно учитывать не только экономические, но и социальные аспекты. Повышение эффективности труда в розничной торговле ведет к достижению наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса населения на товары при минимуме издержек обращения и потребления. Вместе с тем обобщающая характеристика использования трудовых ресурсов может быть дана лишь на основе показателей эффективности труда. Эффективность труда работников торговли характеризуется системой показателей. К ним относятся: - производительность труда; - уровень затрат труда на единицу товарооборота; - прибыль на 1-го работника; - прибыль чистая на единицу фонда зарплаты, - интегральный показатель эффективности трудовых ресурсов; - прирост товарооборота за счет роста производительности труда; - сокращение издержек потребления; - высокое качество торгового обслуживания; - оптимальное использование рабочего времени. Алгоритмы для расчетов показателей эффективности труда работников торговли смотри в методических указаниях для самостоятельной работы [ 52, стр 22-25 ]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|