Для самостоятельной работы студента
(1 курс, 2 семестр)
Тема: ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (3 часа)
Цель: сформировать представления о становлении фонологической теории в отечественной лингвистике.
Необходимые знания:
- знать понятие фонемы;
- знать основоположников учения о фонеме;
- знать перечень существующих в лингвистике фонологических школ и их основных представителей;
- знать основные положения каждой фонологической школы по следующим вопросам:
- содержание понятия фонемы
- функции фонемы
- позиционные чередования фонемы
Необходимые умения:
- уметь назвать авторов фонологических теорий, представляющих различные школы;
- уметь объяснить разницу в подходах к явлению фонемы представителей различных школ;
- уметь обосновать выбор положений Московской ф.ш. в качестве основного для школьной методики.
План конспекта:
- История становления учения о фонеме.
- Основные фонологические школы и их представители.
- Основные положения Московской ф.ш.:
а. содержание понятия фонемы
б. функции фонемы
в. позиционные чередования фонемы
- Основные положения Ленинградской ф.ш.:
а. содержание понятия фонемы
б. функции фонемы
в. позиционные чередования фонемы
Практическое задание:
- Ознакомиться с рекомендованной по данной проблеме литературой.
- Составить конспект по данной теме.
Рекомендованная литература:
№№ 4-11 раздел «Фонетика»; 78,79,87,91,92,93,98
План – задание №13
По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»
Для самостоятельной работы студента
(1 курс, 2 семестр)
Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ(3 часа)
Цель: сформировать представления об исторических изменениях в фонетическом строе русского языка и их результатах в современном русском языке.
Необходимые знания:
- знать понятие чередования;
- знать перечень чередований, являющихся историческими;
- знать историю возникновения основных исторических чередований современного русского языка.
Необходимые умения:
- уметь отличать исторические чередования от позиционных;
- уметь объяснять происхождение основных исторических чередований;
- уметь учитывать исторические чередования при фонетическом и морфемном анализе слов.
План конспекта:
- Понятие исторического чередования, основные типы исторических чередований в современном русском языке.
- История падения редуцированных и ее фонетические и морфологические результаты в современном русском языке.
- История возникновения чередований согласных звуков (к//ч, д//ж, г//ж и т.п.).
- История возникновения беглых гласных.
- История возникновения чередований согласного с двумя согласными (в//вл и т.п.).
- История перехода [э] в [о].
- Смягчение согласных в сочетании с [j] .
Практическое задание:
- Ознакомиться с рекомендованной по данной проблеме литературой.
- Составить конспект по данной теме.
Рекомендованная литература:
№№ 4-11 раздел «Фонетика»; 78-80,87,88,91,97
План – задание №14
По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.