Здавалка
Главная | Обратная связь

Для самостоятельной работы студента



(1 курс, 2 семестр)

Тема: ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (3 часа)

Цель: сформировать представления о становлении фонологической теории в отечественной лингвистике.

Необходимые знания:

  • знать понятие фонемы;
  • знать основоположников учения о фонеме;
  • знать перечень существующих в лингвистике фонологических школ и их основных представителей;
  • знать основные положения каждой фонологической школы по следующим вопросам:

- содержание понятия фонемы

- функции фонемы

- позиционные чередования фонемы

Необходимые умения:

  • уметь назвать авторов фонологических теорий, представляющих различные школы;
  • уметь объяснить разницу в подходах к явлению фонемы представителей различных школ;
  • уметь обосновать выбор положений Московской ф.ш. в качестве основного для школьной методики.

План конспекта:

  1. История становления учения о фонеме.
  2. Основные фонологические школы и их представители.
  3. Основные положения Московской ф.ш.:

а. содержание понятия фонемы

б. функции фонемы

в. позиционные чередования фонемы

  1. Основные положения Ленинградской ф.ш.:

а. содержание понятия фонемы

б. функции фонемы

в. позиционные чередования фонемы

Практическое задание:

  1. Ознакомиться с рекомендованной по данной проблеме литературой.
  2. Составить конспект по данной теме.

Рекомендованная литература:

№№ 4-11 раздел «Фонетика»; 78,79,87,91,92,93,98

 


План – задание №13

По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»

Для самостоятельной работы студента

(1 курс, 2 семестр)

Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ(3 часа)

Цель: сформировать представления об исторических изменениях в фонетическом строе русского языка и их результатах в современном русском языке.

Необходимые знания:

  • знать понятие чередования;
  • знать перечень чередований, являющихся историческими;
  • знать историю возникновения основных исторических чередований современного русского языка.

Необходимые умения:

  • уметь отличать исторические чередования от позиционных;
  • уметь объяснять происхождение основных исторических чередований;
  • уметь учитывать исторические чередования при фонетическом и морфемном анализе слов.

План конспекта:

  1. Понятие исторического чередования, основные типы исторических чередований в современном русском языке.
  2. История падения редуцированных и ее фонетические и морфологические результаты в современном русском языке.
  3. История возникновения чередований согласных звуков (к//ч, д//ж, г//ж и т.п.).
  4. История возникновения беглых гласных.
  5. История возникновения чередований согласного с двумя согласными (в//вл и т.п.).
  6. История перехода [э] в [о].
  7. Смягчение согласных в сочетании с [j] .

Практическое задание:

  1. Ознакомиться с рекомендованной по данной проблеме литературой.
  2. Составить конспект по данной теме.

Рекомендованная литература:

№№ 4-11 раздел «Фонетика»; 78-80,87,88,91,97


План – задание №14

По дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.