Здавалка
Главная | Обратная связь

Принятие решений в условиях риска и конфликтных ситуаций



Риск – это такие условия, когда результат решения может быть исчислен с определенной степенью вероятности которая колеблется от 0 до 1. Риск – вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень не определенности объекта и субъекта риска.

Управление риском – означает правильно прогнозирование наступление рискового события и принять соответствующие меры с целью снижения степени риска. Методы управления риском:

Метод уклонения от риска – решения могут быть направлены на уклонение от риска. Отказ от ненадежных партнеров Отказ от инновационных проектов Страхование хозяйственной деятельности Создание региональных структур взаимного страхования Поиск гарантов

Метод локализации риска – подобные решения принимаются тогда, когда зона риска выявлена. Выделение экономически опасных участков в структурных или финансово самостоятельных подразделениях Образование венчурных (рискованных) – дочерних предприятиях, которые осуществляют освоение нового товара и продвижение его на рынок Последовательное разукрупнение предприятия

Метод диссипации рисков. Диссипация – это перераспределение риска, один риск на всех. Интеграционное распределение ответственности между партнерами по производству Диверсификация видов деятельности Расширение закупок сырья материалов Диверсификация рынков сбыта и зон хозяйствования

Метод компенсации – это методы разработанные для снижения рисков. Это методы основанные на формирование механизмов упреждающего действия. Внедрение стратегического планирования Создание системы резервов на предприятие Активный, целенаправленный, агрессивный маркетинг Создание фондов, ассоциаций, союзов взаимовыручки и взаимоподдержки Борьба с промышленным, экономическим шпионажем

Конфликт – это противоборство для единоличного обладания решением задачи, где каждый участник данной борьбы убежден в своем праве монопольного обладания (правоте).

Основные методы управления конфликтными ситуациями:

Четкая формулировка требований – необходимо дать разъяснение всем требованиям, каждому конкретному работнику и подразделения в целом. (должностные инструкции)

Установление единых целей и общих ценностей

Система поощрения – предпологает установление критериев оценки и работы, которое исключает столкновение интересов различных подразделений и работников

Решение выхода из конфликтной ситуации:

Перевод темы в другое русло и отказ решить возникшее противоречие

Сглаживание конфликта, одна сторона отказывается от своего мнения или принимает мнение другой на данный момент времени

Открытое обсуждение мнений

Неблагоприятный выход из конфликта – когда ни один из участников не учитывает мнение другого

Принуждение выхода из конфликта – в этом случае используется тактика навязывания своего варианта мнения спорного вопроса.

Неопределенность и риск в приятии решений обоснован одной причиной – объемом информации.

Риск – объем информации позволяет использовать аппарат теории вероятностей. В этом случае субъект рискует, зная вероятностные проценты успеха и неудачи.

Неопределенность – отсутствие информации, позволяющей использовать теорию вероятностей. Здесь приходиться принимать решения на основе опыта и интуиции.

Сложность социальных систем, динамика социально-экономических процессов такова, что принятие решений в условиях определенности практически отсутствуют.

Многофакторность, мультипликативность, стохастичность процессов не позволяют иногда применить математические методы, использовать аналитику. Решения часто приходиться принимать используя методы экспертных оценок, а иногда и вообще базируясь только на интуиции.

Рассмотрение процесса разработки решений в условиях определенности является основой всего комплекса проблем разработки управленческих решений. Это обусловлено рядом моментов.

1. Реальные управленческие ситуации характеризуются сложностью,наличием риска, динамизмом. Решаемые задачи, как правило, открытые, апринимаемые решения должны быть программными. Однако основой принятия таких решений являются принципиальные подходы к разработке управленческих решений в условиях определенности. Такие подходы – необходимая ступень к разработке и более сложных решений, в частностипрограммных решений в условиях риска.

2. Управленческие решения, принимаемые в реальной хозяйственнойпрактике, далеки от эффективных. Применение даже сравнительно про-стых приемов и инструментов разработки решений позволяет существенноповысить эффективность управления. Значительное число таких приемов иинструментов рассматривается при разработке решений в условиях опре-деленности. Их активное освоение имеет и большую практическую значи-

3. В процессе разработки управленческих решений в условиях опреде-ленности рассматривается общая схема, алгоритм разработки управленче-ских решений. Это та основа, на которой могут и должны быть рассмотре-ны процессы принятия решений в ситуациях, более приближенных к ре-

альным. И если использование в управленческой практике даже отдельныхметодов и инструментов принятиярешений может дать значительный ре-зультат, то еще более значимым является применение целостной схемыразработки управленческих решений.Таким образом, изучение процесса разработки управленческих реше-ний в условиях определенности важно с ряда точек зрения.

• С теоретической точки зрения – поскольку решения в условиях оп-ределенности представляют собой лишь частный случай решений в реаль-ных ситуациях.

• С методической точки зрения – поскольку для эффективного приме-нения более сложных инструментов необходимо прежде всего хорошее ос-воение сравнительно простых инструментов.

• С практической точки зрения – поскольку применение даже сравни-тельно простых инструментов, а тем более целостной схемы разработкирешений, позволяет существенно повысить эффективность управленческойдеятельности. Все это требует рассмотрения общей схемы разработки управленческих

решений. Такая схема включает в первую очередь выделение основныхэтапов разработки и рассмотрение их содержания и взаимосвязей.В научной литературе наиболее часто выделяют три этапа разработки

управленческих решений (рис. 36). Это подготовка, принятие и реализациярешения. Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов вразличных публикациях существенно различается. Учитывая, что рассмат-риваемая схема является базовой, число таких шагов должно быть макси-

мально возможным, а сама схема не только логически последовательной,но и достаточно детальной. В практической деятельности с учетом си-туации отдельные шаги могут быть объединены или вообще пропущены.Однако для теоретического рассмотрения и для учебного процессанеобходима именно детальная схема.

ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЙ

Этап подготовки решений включает следующие шаги.

1. Построение взаимоотношений в организации для решения проблемы, формирование команды для подготовки решения.

Информация

Подготовка

решения

Принятие

решения

Реализация

решения

О б р а т н а я с в я з ь

2. Диагностика ситуации.

3. Разработка и обоснование системы целей.

4. Определение проблемы.

5. Анализ проблемы.

6. Формулировка критериев и ограничений.

7. Выдвижение альтернатив.

8. Анализ альтернатив.

9. Оценка альтернатив и последствий.

10. Выбор альтернативы.

Каждый шаг включает ряд фаз. Первая фаза – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученногорезультата и четвертая – его проверка.

Например, в организации возросло число жалоб клиентов на некачественный сервис новых копировальных аппаратов. На первом шаге нужносформировать команду. Для этого вначале необходимо собрать информацию о том, кто из сотрудников организации будет привлечен для решенииуказанной проблемы. Это первая фаза данного шага. Анализ этой информации, осуществляемый в рамках второго шага, позволит выявить компетентность сотрудников в исследуемой области. На этой основе может быть

сформирована команда для подготовки решения. Это – содержание третьей фазы; заключительная, четвертая фаза этого шага – проверка правильности формирования команды.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Этап принятия решений включает следующие шаги.

1. Принятие решения руководителем.

2. Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких

уровней управления.

3. Доведение решений до исполнителей.

4. Принятие решения исполнителем.

5. Разработка плана действий.

6. Экспериментальная проверка.

7. Уточнение и корректировка принятых решений.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ

Этап реализации решения включает следующие шаги.

1. Действия по исполнению решений.

2. Определение результатов и последствий.

3. Оценка и анализ результатов и последствий.

4. Обратная связь.

На первый взгляд, последний этап при всей его самостоятельной значимости, не относится непосредственно к процессу разработки решения.Однако здесь необходимо учитывать ряд моментов.

• Одним из важнейших критериев при разработке решений является их

выполнимость. Она в решающей мере зависит от конкретных исполнителей. Это должно быть учтено уже на стадии разработки.

• Необходимым требованием управления является обеспечение принципа обратной связи. Это также требует рассмотрения этапа реализациирешения.

• Принимаемое решение основывается на опыте разработки решений,накопленном в предшествующие периоды.

Ясно, что и отдельные фазы конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны. Поэтому границы отдельных фаз в рамках конкретных шагов и даже границы

самих шагов довольно условны. Например, анализ собранной информацииможет выявить потребность в новой информации. В процессе анализа альтернатив может быть выдвинута и обоснована новая альтернатива. Всегдаесть исключения из правил. Однако наличие таких исключений не только

не отменяет правил, но и, напротив, подтверждает их значимость.

При выполнении конкретного шага используются различные инструменты. Число их в настоящее время достаточно велико, а детальное описание конкретных инструментов и способов их практического применения

является предметом самостоятельных исследований. Более значимыми

здесь представляются следующие задачи:

• определение условий эффективного применения отдельных инструментов,

иллюстрация выполнения отдельных шагов и этапов процесса решения при помощи конкретных инструментов,

• описание положительного опыта системного применения инструментов.

 

12. Сущность, функции, содержание и роль инновационного менеджмента.

Инновационный менеджментэто особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчётами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

Инновационная деятельность — сложная динамичная система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления. Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:

новая технология приходит не одна, а в связке с другими;

каждая связка состоит из целого ряда взаимодополняемых базовых технологий;

каждая базовая технология является ядром ряда прикладных технологий;

базовые технологии — основа новых отраслей промышленности;

прикладные технологии используются для модернизации отрасли и их использование обязательно для предпринимателя, в противном случае — проигрыш.

Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;

использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

изменение функций стратегического управления и планирования — от текущего к перспективному;

упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности фирмы;

оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к ее управлению;

осуществление управления на основе предвидения изменений и развития гибких решений;

обеспечение инноваций, нововведений в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений;

проведение глубокого экономического анализа каждого экономического решения.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

определение целей стратегического управления и развития фирмы;

выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

управление изменениями на фирме;

разработка стратегии развития фирмы — системы хозяйственных задач и путей их решения;

подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненного цикла продукции);

оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

прогнозирование как предвидение результатов развития фирмы, происходящего под воздействием существующих факторов;

обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;

достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;

постоянное совершенствование всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;

заблаговременная подготовка необходимых нововведений;

улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной структуры предприятия;

обеспечение эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;

систематическая разработка и внедрение в практику предприятия более совершенных форм бизнеса, проникновение в новые сферы предпринимательства;

определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;

умение в разумных пределах идти на риск и в тоже время быть способным минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.

Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности всей фирмы получают оценку на рынке.

Управление инновациями — это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Управление инновациями — ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

Объект управленияинновационный процесс в производстве, представляющий сложную организационную систему, строго ориентированную на инновации с учетом изменений внешних и внутренних условий. Субъектамиинноваций являются организации (предприятия), субъекты нововведений (заказчики), исполнители работ по инновационному проекту и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные).

Основной конечный продукт инновационной фирмы — новшество (включая весь «жизненный цикл» — наука, производство, коммерциализация).

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Медынский разделил понятия «инновация» и «новшество». Новшество — это предмет инновации. Новшества и инновации имеют различные жизненные циклы. Новшества — это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание; инновации — это зарождение, диффузия, рутинизация.

Инновации условно можно разделить на два уровня:

к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство. Инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство;

ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире.

13. Методы оценки и методика обоснования инвестиционных проектов.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инвестиционный проект (ИП) — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционный проект всегда порождается некоторым проектом, обоснование целесообразности и характеристики которого он содержит. В связи с этим под теми или иными свойствами, характеристиками и (или) параметрами ИП (продолжительность, реализация, денежные потоки и пр.) понимаются соответствующие свойства, характеристики и (или) параметры порождаемого им проекта.

Эффективность инвестиционного проекта — категория, отражающая соответствие проекта, порождающего этот ИП, целям и интересам участников проекта. Для оценки эффективности ИП необходимо рассмотреть порождающий его проект за весь период жизненного цикла — от предпроектной проработки до прекращения. Поэтому термин "эффективность инвестиционного проекта" ("эффективность ИП") понимается как "эффективность проекта". То же относится и к показателям эффективности.

Срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.