Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, функции, задачи и роль стратегического менеджмента в рыночной экономике.



Стратегический менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на достиже­ние поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды.

Основная функция стратегического менеджмента состоит в формулировании ясного представ­ления о будущем организации, а также разработке и реализации мероприятий, позволяющих это бу­дущее достигнуть.

Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого:диагностический анализ внутренней и внешней среды организации;

формулировка миссии и стратегического видения организации;

постановка целей организации;

разработка стратегии;

реализация стратегии;

оценка эффективности реализации стратегии и внесение необходимых корректив в стратеги­ческое видение, цели, стратегию и процесс ее реализации.

Стратегический менеджмент концентрирует деятельность всей организации на достижение ос­новной цели, заставляет менеджеров и рядовых сотрудников искать новые возможности для разви­тия компании, а также способствует более эффективному использованию организационных ресурсов.

Это говорит о необходимости существования на каждом предприятии четко отлаженной систе­мы стратегического менеджмента.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды фирмы;

- анализ ее внутренней обстановки;

- выбор и разработка стратегии фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

- выбор степени интеграции и систем управления;

- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;

- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Этапы стратегического менеджмента

Проесс стратегического менеджмента состоит из пяти основных этапов:

1) формулирование миссии компании; Миссия - это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятель ности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. В условиях рыночных отношений с учетом постоянных изменений положения самого предприятия,его конкурентов, посредников, покупателей, форм финансирования и состояния отрасли, в которой работает организация, обязательной целью менеджмента также является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

2) целеполагание;

3 разработка стратегий;

4) реализация стратегий;

5) Контроль и оценка эффективности реализуемой стратегии. (35-40)

Этап 4 - реализация стратегий:

1) цели, стратегии, планы д.б. доведены до работников, с тем чтобы добиться у них не только понимания того, что делает фирма, но и обязательства перед фирмой по реализации стратегии

2) руководство должно обеспечить не только своевременное поступление необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.

В общем, стратегическое управление - 1) это деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. 2) сфера деятельности по управлению, состоящая в реализации выбранных перспективных целей через изменения в организации, 3) процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, 4) область научных знаний.

Сущность стратегического управления:

1) Функциональная (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов).

2) Процессная - (управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений).

3) Элементная (управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов).

2. Характеристика основных этапов стратегического мен-та

7. Стратегическое планирование: сущность, механизм использования в практике управления.

Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Одной из главных характерных черт стратегического плана является его адаптивность, т.е. способность приспосабливаться к различным изменяющимся факторам.

Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его реализации.

Основная трудность заключается в том, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.

Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие основные этапы:

· формулирование целей организации

· идентификация действующих в настоящее время задач и стратегии;

· анализ внешнего окружения под углом действительной возможности достижения поставленных целей;

· анализ ресурсов, который, с одной стороны, дает возможность идентифицировать имеющиеся в распоряжении ресурсы, а с другой - позволяет выявить сильные и слабые стороны данного предприятия;

· идентификация стратегически благоприятных случаев и угроз;

· установление сферы и масштаба необходимых изменений стратегии;

· принятие стратегических решений;

· внедрение стратегии;

· контроль за реализацией стратегии

Стратегическое планирование представляет собой организационный механизм разработки и реализации стратегии, с помощью которой руководство организации концентрирует ресурсы в производствах, сулящих наибольшие перспективы в будущем. В данном случае имеется в виду как финансовые и технологические, так и людские ресурсы.

Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении: Высший менеджер (предприниматель) управляемые.Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности .Уровни исполнения1.Высший уровень -стратегически общие долговременные решения (правление, том-менеджмент) 2.Средний уровень -решения по конкретному функционированию и тактические решения (директора) 3.Нижний уровень -оперативные и краткосрочные решения

Стратегическое планирование- это процесс разработки (планирования) стратегии органи­зации.

Состоит из следующих этапов:

Анализ внутренней и внешней среды организации.

Формирование миссии, стратегического видения и целей организации.

Разработка стратегии организации.

Миссия- это формулировка, описывающая деятельность фирмы в настоящее время, в том числе:

на удовлетворение каких потребностей нацелены ее товары и услуги;

кто ее клиенты;

каковы ее технологические и деловые возможности.

Миссия содержит описание, за счет чего фирма достигает своих целей и что отличает ее от конкурентов.

Стратегическое видение - это формулировка, определяющая образ фирмы, какой она долж­на стать в будущем.

Цели представляют собой определенные результаты и итоги, которые необходимо достичь в заданные сроки для реализации стратегического видения организации.

Для достижения поставленных целей разрабатывается стратегия.

Стратегия организации- это комплексный план управления, содержащий комбинацию ме­тодов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей.

Процесс разработки стратегии различен для диверсифицированных (работающих в несколь­ких отраслях) и одноотраслевых организаций.

В диверсифицированных компаниях она разрабатывается на четырех организационных уров­нях и подразделяется на четыре вида стратегий:

На уровне высшего корпоративного руководства разрабатывается корпоративная стратегия (стратегия для всей диверсифицированной компании).

На уровне руководителей направлений бизнеса разрабатываются бизнес - стратегии (стра­тегии для каждого направления бизнеса).

На уровне руководителей функциональных подразделений разрабатываются функциональ­ные стратегии (стратегии для каждого функционального подразделения в рамках каждого направле­ния деятельности компании: снабжение, производство, НИОКР, маркетинг, кадры и т.д.).

На уровне руководителей структурных единиц внутри функциональных подразделений раз­рабатываются операционные стратегии (для каждой структурной единицы).

В одноотраслевой компании стратегия разрабатывается на трех уровнях, т.к. отсутствует кор­поративный уровень

 

8. Организационные стратегии, классификация и методы выбора.

Стратегия - это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия

Типы:

§ Портфельная (корпоративная)

решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.

§ Конкурентная (бизнес)

Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.

§ Функциональная

Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции.

Стратегия организации- это комплексный план управления, содержащий комбинацию ме­тодов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей.

Методы выбора стратегий организации:

1. Матрица Мак Кинзи (привлекательность отрасли - конкурентоспособность подразде­ления).

Каждая бизнес - единица фирмы наносится на матрицу с учетом конкурентоспособности и привлекательности отрасли в виде кругов разного диаметра, соответствующего удельной доле бизнес - единицы в общей сумме организационных доходов (УДБ):

УДБ= Доход бизнес - единицы в анализируемом периоде / Общий доход организации в анализируемом периоде

На основании матрицы определяются инвестиционные приоритеты организации.

Высший приоритет получают бизнес - единицы, расположенные в трех клетках левого верхне­го угла матрицы. Их стратегия должна быть ориентирована на рост и расширение, им передается значительная часть инвестиционных фондов организации.

Средний приоритет получают бизнес - единицы, расположенные по диагонали слева направо и снизу вверх. Они инвестируются выборочно, в зависимости от масштаба деятельности и прибыльно­сти с целью удержания имеющихся позиций.

По отношению к бизнес - единицам, расположенным в трех ячейках в правом нижнем углу, проводится стратегия ликвидации.

  Конкурентно способность бизнес единицы
высокий средний низкий
Привлекательность бизнес единицы Высокий v v +
Средний v + ^
низкий + ^ ^

2. Матрица Ансоффа- описывает все возможные пути развития организации.

Рынок Товар Существующий Новый
Существующий Углубление рынка Расширение рынка
Новый Товарная экспансия Диверсификация






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.