Неформальные отношения в УП
Воплощение управленческих идей в «человеческом» материале постоянно наталкивается на некоторые досадные сложности. Люди, даже если они полностью согласны действовать в соответствии с формальными и содержательными требованиями менеджмента, никак не хотят отказаться от естественных форм человеческого взаимодействия и общения, построенных вовсе не на управленческих идеях и целях. Это служит основой для возникновения и поддержания Сущность Основными социальными факторами, формирующими - личностные факторы, определяющие социальное поведение индивида (интересы, жизненные планы, установки и т.д.); - социально-психологическая - рефлексивные связи, обеспечивающие имитацию каждым отдельным индивидом в своем сознании логики рассуждений и действий других, что является средством координации и синхронизации деятельности и взаимодействия в коллективе; - неформальное организационное «пространство», где деятельность работников не регламентируется специальными предписаниями. В идеале, для эффективного управления формальные и В Хотторнских исследованиях Э.Мэйо приводился пример, когда группа рабочих телефонного завода фактически блокировала систему стимулирования, введенную администрацией с целью повышения производительности. Рабочие были убеждены, что с возрастанием выработки хозяева либо ликвидируют ряд рабочих мест, либо урежут зарплату. Исследователи обнаружили, что члены группы вырабатывали целый кодекс внутреннего поведения, которым группа управлялась: 1) нельзя работать слишком много; нарушитель этого пункта клеймился как «нормосбиватель»; 2) нельзя работать слишком мало, иначе ты «надуватель»; 3) нельзя говорить начальнику того, что может нанести вред товарищу; нарушитель получал кличку «доносчик»; 4) не следует также устанавливать дистанцию в отношении других членов группы и вести себя с ними официально. Причем этот кодекс одновременно служил и для социального контроля группы над своими членами [4; 69]. Задача руководителя в такой ситуации - вовремя выявить такое дозорганизующее воздействие и свести его к минимуму. Таким образом, направленность и сила воздействия на эвфункциональным - способствует достижению целей организации. Такие отношения А.И. Пригожин называет внеформальными [5]; афункциональным - не способствующим, но и не препятствующие достижению целей дисфункциональным - отрицательно сказывается на достижении общих целей [3]. Для того чтобы управлять влияние, оказываемое индивидом при принятии решения; ожидания от реализации проекта; ориентация на исполнение задач; качество генерируемых индивидом идей; ориентация на других членов группы; физическая привлекательность индивида; степень разделения формальных целей Индивиды, имеющие высокую оценку по всем семи критериям, согласно Грехаму будут стремиться образовывать Если оценки разнятся, то первостепенное значение для образования указанных отношений имеют такие переменные как качество генерируемых идей, объём влияния и разделение формальных целей. Если несколько членов коллектива, имеют высокие оценки по данным критериям, то можно утверждать с долей вероятности 0.7, что они образуют неформальную рабочую группу, цель которой будет идентична цели Индивиды, имеющие высокую интенсивность по переменным ожидание от проекта, физическая привлекательность и разделение общих целей склонны с вероятностью не менее 0.6 к формированию Индивиды, имеющие низкие показатели по переменным, как правило, не образуют Процесс развития 1. социальный контроль. Участвуя в 2. сопротивление переменам. Любые перемены осознаются как угроза дальнейшему существованию 3. наличие неформальных лидеров. Под лидерством здесь понимается соотносительное положение (статус) определённой личности в группе, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия [5;254]. Правильное понимание сущности
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|