Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание В. Образование предложений с данными словами



Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.

 

Задание Г. Подбор рифмы

Цель: выявление умения дошкольника к подбору слов, оканчивающихся похожими по звучанию окончаниями.

Устная инструкция:«Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуют­ся между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Напри­мер, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифму­ются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день»».

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д. Словообразование

Как будет называться маленький предмет?

мяч - мячик; рука -...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

Оценка: 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 - балла - низкий.

Задание Е. Словообразование

Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....

Оценка: 4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, 0-1 балл - низкий.

Задание Ж. Общий словарный запас

Как называется человек, который учит, столярничает, плотни­чает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Оценка:

6-7 баллов - высокий уровень,

4-5 баллов - средний,

2-3 балла - низкий.

Задание 3. Исследование особенностей звукового анализа слова

Устная инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши».

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пче­ла, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение - высокий уровень, 1-2 ошибки - средний, 3 и более ошибок - низкий.

 

Диагностика чувства темпа и метроритма

Автор: Анисимов В.П. [2, - С.61-70]

 

Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра (слухомоторную реактивность на равные промежутки времени) и чувство темпа – скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную группу (И.М.Сеченов) звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темпе, а также с постепенным ускорением или замедлением.

Музыкальный ритм, как известно, рассматривается в контексте соотношения темпо-метрической организации различных длительностей звуков: большей или меньшей растянутости отдельных звуковых звеньев или немых промежутков (пауз) между ними в мелодии. По меткому замечанию И.М.Сеченова, звук может быть протяжный или отрывистый, но не скорый. Слух – превосходный измеритель промежутков времени не может измерять скорости, потому что звук не чувствуется как движение. А скорость есть атрибут движения, предполагающий одновременно как функцию чувствования величины, так и функцию чувствования времени передвижения. Именно мышечное чувство способно выполнять обе эти функции как одновременно, так и раздельно. Очевидно, что в основе темпо-метро- ритмической способности человека лежит психофизиологический (телесно-пластический, мышечный) опыт двигательных реакций.

Это подразумевает понимание педагогом нормативных признаков такой составляющей телесности как сенсомоторная пластичность.

Пластичность рассматривается нами как способность к плавным, мягким, округлым изменениям направлений движения, выражающего позитивно-уравновешенное состояние индивида, необходимое для конструктивного мыслеобразования и, как следствие, адекватного моторного исполнения представленной модели действий (Г.М.Цыпин). В то же время, импульсивно-угловатые, отрывистые двигательные реакции отражают состояние «противопоставления, сопротивления», -негативные переживания субъекта, его стремление к защитно-дистанцированному отношению и деструктивным (возможно, агрессивным) формам мышления и поведения индивида.

Оптимальным движением принято считать гармонично скоординированное взаимодействие 1) опорно-двигательного аппарата, 2) мышечного тонуса, 3) нервно-психического состояния и 4) выполняемой конкретной операции (действия).

Критериями оптимального движения (вслед за Ф.Александером, А.Лоуэном и М.Фельденкрайцем) будем считать:

- способность начинать движение с минимальной предварительной подготовкой;

- обратимость, т.е. способность остановить движение в любом положении и направить его в противоположную сторону;

- осуществление движения с максимальной скоростью и раскрепощенностью, свободой;

- способность ритмического чередования телесно-мышечного напряжения и расслабления;

- выполнение движения с минимальными затратами энергии и минимальным естественным утомлением (изнашиванием), с субъективным ощущением легкости.

Следовательно, в качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности могут выступать следующие:

· способность равномерного движения, т.е. умение «отмерять» одинаковые отрезки времени музыкальной ткани с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внешнеречевых действий - шага, бега, поскоков, двигательных реакций кистей и пальцев рук или счета вслух);

· адекватная энергичность мышечной координации при заданной скоростиметрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях-замедлениях);

· слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетания длительностей звуков в единой темпо-метрической организации – собственно ритмическая способность.

Таблица 1.Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей

 

  метр темп ритм
Крупная моторика шаг и бег в одном темпе заданного размера (счета) · умеренно · медленно · скоро · ускоряя-замедляя · ровный · пунктирный · синкопированный
Мелкая моторика кисти рук (хлопки ладонями, по барабану и др.), пальцы (по одному и дифференцированно)
Совмещенные задания Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпо-метроритмических музыкальных воздействий.

 

Таблица 2. Типология уровней развития

темпо-метроритмической музыкальной способности

Уровни развития Критерии заданий Тип движений
Низкий уровень только умеренный темп (=60) метрической мышечной координации «шаг» в соответствии с индивидуальным пульсом человека и метром музыкального фрагмента
Средний уровень только дифференцированные темпы (умеренный, медленный и скорый) метрической мышечной координации. · умеренный «шаг» (в соответствии с индивидуальным физиологическим пульсом), · медленный «шаг», · «бег», · два мелких «шага» на один крупный, · «пунктирные подскоки».
Высокий уровень   различные темповые соотношения, в том числе с ускорением и замедлением · ровный «шаг» или «бег», · два (четыре) и три движения «бега» на одно движение «шага», · подскоки –«пунктиры», синкопированные движения

 

 

В представленных таблицах 5 и 6 указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.

До предъявления музыкальных игр-тестов диагносту необходимо установить доверительные отношения с ребенком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност обязан прежде убедиться в том, что ребенок правильно понял суть задания. Для этого вполне возможно предъявить вначале пробный вариант выполнения тестового задания.

Целью следующих игр-тестов является выявление уровня развития чувства метра - реактивно-метрической способности.

 

I. В тест-игре «Скакалка-часы» ребенку, который находится по отношению к ведущему на расстоянии 1,5-2-х метров, предлагается двумя ногами прыгать через скакалку, которую взрослый вращает за один конец (вдоль пола) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего - 10 прыжков.

Критерии оценки чувства метра:

- 8-10 прыжков только в умеренном темпе – высокий уровень;

- 4-7 успешных прыжка в умеренном темпе соответствует нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

- 1-3 прыжка – слабый уровень.

 

II. Тест-игра «Дорожка-мяч». Ребенку предлагается ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, ударяя мяч рукой об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

· 8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;

· 4-7 ударов – средний уровень;

· 1-3 удара – низкий уровень.

 

III. Тест-игра «Шаги великана, Тома и гнома».

Инструкция: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналия» все жители ходят как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых - «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (диагност демонстрирует шаг на звук часов «тик» и приставной шаг на звук «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижно игривы (на звук часов «тик» производится шаг и следом приставной-фиксирующий, на ход «так» – то же самое: шаг + приставной шаг), а великан ходит степенно и важно (один шаг на ход часов «тик-так» и приставной-фиксирущий шаг на следующий ход «тик-так»)*.

Стимульный материал: часы-будильник и обозначенные на полу контуры следов (ступней ног или просто окружностей, нарисованных или зафиксированных из бумаги), обозначающих направление дорожки шагов. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка шагов выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага):

Критерии оценки:

· точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт = 4 шагам, всего 16 приставных шагов) – высокий уровень чувства метра;

· воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации – средний уровень. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16 шагов);

· сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом обозначении шагов – низкий уровень развития чувства метра.

 

IV. Игра-тест «Настоящий музыкант» предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах, например, на фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне) простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребенок соглашается поиграть (напомним, что это возможно только при установлении между диагностом и испытуемым конструктивно-доброжелательных взаимодействий!), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок или танцевальных пьес). После определения ребенком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля миноре) ребенок двумя руками равномерно исполняет звук «ми» в третьей и четвертой октавах. После пробы своей «партии» ребенок играет «вступление» (два такта) и педагог-диагност исполняет мелодию с аккомпанементом. (Мелодию рекомендуется завершить, даже если ребенок остановился или ошибся и обязательно похвалить исполнение ребенка).

В случае правильного исполнения песенки в умеренном темпе, ребенку предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), а затем про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движения.

Критерии оценки:

· адекватное исполнение ребенком своей партии в предложенных умеренном, быстром, медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень психомоторной темпо-метрической регуляции;

· адекватное исполнение всех 8-ми тактов только в двух темпах (умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

· ситуативно-сбивчивое, но завершенное исполнение произведения только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах, или 4-8 операций-ударов) – слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

· сбивчивое и незавершенное ребенком исполнение – низкий уровень.

 

V. Игра-тест «Дождик» предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимульного материала в предъявляемом диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

Критериальные задания:

· Вначале ребенку предлагается изобразить, повторяя вслед за педагогом в медленном темпе «редкие капельки начинающего робкого дождика», поочередно исполняя вторыми (указательными) пальцами левой и правой рук равномерно чередование любых двух звуков. Успешное исполнение этого материала соответствует слабому уровню метрической регуляции.

· Затем, последовательным исполнением звуков «до», «ре», «ми», «ре» третьей и четвертой октав в медленном темпе (желательно отрывисто, - staccato) изображаем поочередно каждой рукой (2-м, 3-м, 4-м пальцами) «скромный, спокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук.

· Этими же пальцами и звуками одновременно двумя руками изобразить «веселый, озорной и бодрый летний дождь» в умеренном темпе, а затем с ускорением (изображая усиление дождя до бравурно-стремительного), а затем с замедлением (утихающего дождя). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро-темповой регуляции мелкой моторики пальцев рук.

Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.

Целью представленных далее тестов является изучение чувства ритма. Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков – ритм – отражает все характеристики движения: темп и метр.

VI. Тест-игра «Ладошки»

(*Vетодика предложена выпускницей педагогического факультета ТвГУ Крыловой В.Ю.)

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимульный материал:

1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»

2) Красев М. «Елочка»

3) Детская песня «Петушок»

Инструкция: Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голосок и «пропоем» одними ладошками. Хорошо?

Интерпретация данных:

· Точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8-ми тактов – высокий уровень (3 балла);

· Воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);

· Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень (1 балл);

· Неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

*ПРИМЕЧАНИЕ. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей = 75-80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух режимах: воспроизводящем и воспринимающем.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.