Здавалка
Главная | Обратная связь

Заимствования муниципальных образований



Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципальных образований, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Муниципальный долг формируется в результате осуществления муниципальных заимствований и представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Структуру муниципального долга образуют муниципальные долговые обязательства в форме:

· муниципальных ценных бумаг;

· бюджетных кредитов от других бюджетов;

· кредитов от кредитных организаций;

· муниципальных гарантий (пункт 1 статьи 100 БК РФ).

Муниципальные долговые обязательства не могут существовать в иных формах кроме названных.

Прекращение муниципальных долговых обязательств происходит в случае истечения срока исковой давности предъявления требований к муниципальному образованию (пункт 1 статьи 100.1 БК РФ) либо в случае их досрочного погашения (пункты 5 и 6 статьи 100.1 БК РФ). Для списания муниципального долга необходимо издание местной администрацией, осуществляющей управление муниципальным долгом, муниципального правового акта.

Осуществление муниципальных заимствований осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 103, 104 и 114 БК РФ, а также Гражданским Кодексом РФ. Правила статьи 817 ГК РФ о договоре государственного займа применяются также и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями. Некоторые особенности эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Осуществление муниципальных заимствований и предоставление муниципальных гарантий требует от местных органов власти соблюдения ряда требований, обеспечивающих возможность погашения долговых обязательств. Предельный объем заимствований муниципальных заимствований не может превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств (статья 106 БК РФ).

Предельный размер муниципального долга, по общему правилу, не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (пункт 3 статьи 107 БК РФ). Превышение предельного размера муниципального долга, возникшее при исполнении местного бюджета является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения (в частности, предупреждение о ненадлежащем исполнении местного бюджета, возможно также применение такой серьезной меры как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов согласно пункту 5 статьи 136 БК РФ).

Расходы на обслуживание муниципального долга также имеют свои пределы – не более 15% объема расходов соответствующего бюджета (статья 111 БК РФ).

Обеспечивается муниципальный долг исключительно муниципальной казной. Российская Федерация и субъекты РФ по долгам муниципального образования не отвечают, если муниципальные заимствования не были ими гарантированы. Состав же муниципальной казны определяется статьей 215 ГК РФ, она состоит из средств местного бюджета и иного имущества, не закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за предприятиями и учреждениями. Такое имущество должно иметь специальный режим – режим имущества муниципальной казны, для того чтобы оно могло быть использовано в качестве обеспечения муниципальных долговых обязательств (статья 102 БК РФ).

Право муниципальных заимствований реализуется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной Уставом муниципального образования и Бюджетным Кодексом РФ. Так, представительный орган местного самоуправления определяет предел муниципального долга при утверждении местного бюджета на очередной финансовый год. Осуществление муниципальных заимствований от имени муниципального образований производит уполномоченный орган. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией.

Наиболее сложным для органов местного самоуправления с юридической и экономической точки зрения является выпуск муниципальных ценных бумаг. Использование этого инструмента для финансирования дефицита местного бюджета чревато возникновением нежелательных последствий для местного бюджета в виде огромного муниципального долга, а, кроме того, может быть причинен ущерб юридическим и физическим лицам – владельцам муниципальных ценных бумаг. Бюджетный кодекс РФ содержит целый ряд ограничений и правил, которые должны соблюдаться муниципальными органами. В частности, данные об эмитированных муниципальных ценных бумагах в обязательном порядке вносятся в Долговую книгу РФ (статьи 120 и 121 БК РФ); эмиссия муниципальных ценных бумаг допускается только при условии соблюдения ограничений статей 107 и 111 БК РФ и др.

С 1 января 2008 года при возникновении просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств может вводится временная финансовая администрация (глава 19.1 БК РФ). Компетенция временной финансовой администрации одинакова как в отношении регионального бюджета, так и муниципального. Можно обнаружить лишь два отличия в указанной процедуре. Первое, касается органа, решением которого вводится временная финансовая администрация, в отношении регионального бюджета решение принимает Высший Арбитражный суд РФ, в отношении муниципального – арбитражный суд субъекта РФ. Второе заключается в том, что инициатором введения временной финансовой администрации в субъекте РФ может быть только Правительство РФ, а в муниципальном образовании их несколько – губернатор (Президент) субъекта РФ, представительный орган самого муниципального образования и глава муниципального образования. Основанием для введения временной финансовой администрации в муниципальном образовании признается просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств муниципальных образований превышает 30% объема собственных доходов местного бюджета при условии выполнения своих обязательств федеральным и региональным бюджетами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.