Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и правовой режим местных бюджетов



Местный бюджет (бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципальных образований. Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципальных образований (статья 15 БК РФ).

Из приведенного определения видно, что для местных бюджетов характерны те же признаки, что и для государственных бюджетов (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ), отличает местные бюджеты лишь предназначенность аккумулируемых в них средств – обеспечение задач и функций местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление в России опирается на принцип равноправия всех муниципальных образований и запрет на подчиненность одного муниципального образования другому (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), местные бюджеты имеют формально равный правовой режим, независимо от размера муниципального образования, количества его жителей, уровня экономического развития и иных объективных социально-экономических показателей (статья 31.1. БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ в соответствии с требованиями Конституции РФ определил трехуровневую структуру бюджетной системы (статья 10 БК РФ). Местные бюджеты находятся на третьем нижнем уровне бюджетной системы и вступают во взаимодействие с бюджетом субъекта РФ, на территории которого находится муниципальное образование. Местные бюджеты находятся в очевидной зависимости от органов государственной власти субъекта РФ, поскольку именно в законе о бюджете субъекта РФ определяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, составляющие львиную долю доходов местных бюджетов, и размер финансовой помощи, предоставляемой из регионального бюджета.

Являясь составной частью бюджетной системы РФ, местные бюджеты подчиняются принципам организации бюджетной системы, в том числе принципу единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, сбалансированности, совокупного покрытия расходов, достоверности, гласности, целевого использования бюджетных средств (статьи 28-38 БК РФ).

Основными принципами, имеющими наибольшее значение для местных бюджетов, являются принципы единства бюджетной системы, самостоятельности и сбалансированности. Принцип единство бюджетной системы (статья 29 БК РФ) предполагает, что все правовые акты, которыми регулируются отношения по поводу формирования и использования средств местных бюджетов, входят с состав бюджетного законодательства (статья 2 БК РФ), следовательно, должны соответствовать актам вышестоящего уровня, изданных в пределах компетенции органа (должностного лица). Содержание принципа самостоятельности местных бюджетов очерчено в статье 31 БК РФ и предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в организационной, доходной и расходной сферах, а также автономность ответственности местного бюджета.

Организационная составляющая самостоятельности бюджетов заключается в наделении муниципальных органов полномочиями по формированию бюджета (включая составление проекта бюджета, рассмотрение, утверждение бюджета, исполнение бюджета и контроль за его исполнением) и в одновременном запрете вторжения органов государственной власти в этот процесс.

Доходная составляющая принципа самостоятельности бюджетов представляет собой признание за муниципальными образованиями права на определенную часть доходов от всех доходов бюджетной системы, образующая собственные доходы местных бюджетов.

Самостоятельное осуществление, в рамках действующего разграничения, публичных функций предполагает наличие самостоятельных расходных полномочий муниципальных образований, по крайней мере, в определении размера расходов бюджетов.

Логичным завершением принципа самостоятельности бюджетов является автономная имущественная ответственность местных бюджетов. Муниципальные образования отвечают по своим долгам своей муниципальной казной, ответственности за долги государства не несут, как и государство не отвечает по долгам органов местного самоуправления, если принятые муниципальные обязательства, не были гарантированы в установленном порядке (статья 102 БК РФ).

Существенно значимым в содержании принципа самостоятельности местных бюджетов является запрет на изъятие государством средств местных бюджетов, неиспользованных по различным причинам на конец финансового года. Этот запрет носит императивный характер, в нем концентрировано выражено конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления в бюджетной и налоговой сфере (статья 132 Конституции РФ).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.