Здавалка
Главная | Обратная связь

Quest4Доходы местных бюджетов



Доходом местного бюджета признаются поступающие в местный бюджет денежные средства (статья 6 БК РФ).Бюджетный кодекс РФ все допустимые действующим законодательством доходы бюджетов подразделяет на три вида, характерных и для местных бюджетов: налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы местных бюджетов в зависимости от вида налогов разделяются на три группы: федеральные, региональные и местные.

Этот подход закреплен в статье 55 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, согласно которой к собственным доходам местных бюджетов относятся:

a. доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 указанного Федерального закона;

b. доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 указанного Федерального закона;

c. доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 указанного Федерального закона.

Названные статьи отсылают к бюджетному законодательству, а именно к статьям 60, 61, 61.1, 61.2 и 62 БК РФ.

Источники доходов местных бюджетов различаются в зависимости от типа муниципального образования - поселения; городского округа или муниципального района. Различие объясняется задачей соответствующего бюджета, финансировать только вопросы местного значения или еще и переданные государственные полномочия.

Конкретный перечень налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов может меняться, однако политика российского правительства направленная в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на долговременное закрепление доходов (по крайней мере, на 3 года), позволяет говорить о том, что в 2008, а также 2009 и 2010 годах доходы местных бюджетов будут формироваться за счет следующих источников.

В местные бюджеты поселений, призванные главным образом финансировать вопросы местного значения (статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), подлежат зачислению из налоговых доходов – земельный налог (глава 31 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»), взимаемый с недвижимого имущества, расположенного в границах поселений; налог на доходы физических лиц (по нормативу 10%); единый сельскохозяйственный налог (по нормативу 30%); государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления (статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.№4462-1). Следует обратить внимание на то, что из перечисленных налогов только два первых являются местными налогами (статья 15 НК РФ), остальные налоги – федеральные, закрепленные за местными бюджетами на долговременной основе и постоянном нормативе отчислений. В бюджеты поселений могут также зачисляться средства от доходов региональных бюджетов и от доходов муниципальных районов в соответствии с решениями указанных публично-правовых образований (пункты 3 и 4 статьи 61 БК РФ). Перечень и объем таких доходов определяется ежегодными законами субъектов РФ о бюджете и, следовательно, различается в зависимости от возможностей регионального бюджета и потребностей местных бюджетов в получении финансовой поддержки.

Неналоговые доходы бюджетов поселений образуются, прежде всего, за счет собственной хозяйственной деятельности, в том числе, доходов от использования имущества, находящегося в собственности поселений (за исключением имущества унитарных предприятий и автономных учреждений); доходов от продажи такого имущества; часть прибыли унитарных предприятий; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями (статья 62 БК РФ). Кроме того, частично в бюджеты поселений зачисляются штрафы в порядке, установленном статьей 46 БК РФ, в том числе:

· за нарушение лесного законодательства, в отношении лесных участков, находящихся в собственности поселений;

· за нарушение водного законодательства, в отношении водных объектов, находящихся в собственности поселений;

· за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд поселений;

· за нарушение бюджетного законодательства в части правовых норм, регулирующих бюджетный процесс в поселении;

· за нарушение налогового законодательства, а именно суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм местных налогов.

В местные бюджеты поселений могут также зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иных сумм принудительного изъятия в соответствии с нормой закона или решением суда. Кроме того, законодатель предусматривает зачисление в бюджеты поселений платы за пользование водными объектами, находящихся в их собственности (статья 20 Водного кодекса РФ).

В периоде незавершенного процесса разграничения государственной собственности на землю, за поселениями закреплено право на получение части доходов от землепользования (50%) в соответствии со своей компетенцией: доходы от передачи в аренду земельных участков, расположенных в границах поселения; от продажи права на заключение договоров аренды; от продажи земельных участков.

В бюджеты городских округов подлежат зачислению доходы, предназначенные для финансирования вопросов местного значения (статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») и переданных государственных полномочий (субвенции).

Статья 61.2 БК РФ предписывает зачислять в бюджеты городских округов из налоговых доходов – земельный налог (глава 31 НК РФ) и налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г.№2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»), взимаемый с недвижимого имущества, расположенного в границах городского округа; налог на доходы физических лиц (по нормативу 30%); единый сельскохозяйственный налог (по нормативу 60%); государственная пошлина в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ и др.

Из перечисленных налогов только два первых являются местными налогами (статья 15 НК РФ), остальные налоги – федеральные, закрепленные за местными бюджетами на долговременной основе и постоянном нормативе отчислений. В бюджеты городских округов могут также зачисляться средства от доходов региональных бюджетов согласно решениям государственных органов субъектов РФ (пункт 3 статьи 61.1 БК РФ).

Неналоговые доходы бюджетов городских округов складываются из доходов от собственной хозяйственной деятельности: доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества унитарных предприятий и автономных учреждений); доходов от продажи такого имущества; часть прибыли унитарных предприятий; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями (статья 62 БК РФ). Кроме того, частично в бюджеты городских округов зачисляются штрафы в порядке, установленном статьей 46 БК РФ, в том числе:

· за нарушение лесного законодательства, в отношении лесных участков, находящихся в собственности городских округов;

· за нарушение водного законодательства, в отношении водных объектов, находящихся в собственности городских округов;

· за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городских округов;

· за нарушение бюджетного законодательства в части правовых норм, регулирующих бюджетный процесс в городском округе;

· за нарушение налогового законодательства, в том числе, штрафы, исчисляемые исходя из сумм местных налогов, а также иные штрафы (не связанные с суммами налогов) – по нормативу 50%;

· за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях – по нормативу 50%;

· за иные нарушения законодательства РФ – по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов могут также зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иных сумм принудительного изъятия в соответствии с нормой закона или решения суда, в частности – суммы от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и др.

БК РФ (статья 62) закрепляет за бюджетами городских округов и неналоговый доход, который не связан с деятельностью самого муниципального образования – плата за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Федерального закона от10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Этот доход распределен между всеми бюджетами бюджетной системы РФ (кроме бюджетов поселений) и в бюджеты городских округов он зачисляется по нормативу 40% и представляет собой стабильный и предсказуемый по объему доход.

Еще одним такого же рода закрепленным неналоговым доходом является неналоговый сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления (пункт 10 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Из числа предусмотренных неналоговых сборов в бюджеты городских округов поступают также плата за пользование водными объектами, находящимися в их собственности.

В переходном периоде, связанном с незавершенностью процесса разграничения государственной собственности на землю, в бюджеты городских округов подлежат зачислению доходы, связанные с использованием земельных участков в границах городского округа, по определенному нормативу (80%): доходы от передачи а аренду земельных участков; от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков; от продажи самих земельных участков.

Налоговыми доходами бюджетов муниципальных районовявляются местные налоги (земельный и налоги на имущество физических лиц), взимаемые с объектов недвижимости, расположенных на межселенных территориях и федеральные налоги и сборы: налог на доходы физических лиц по соответствующим нормативам; единый налог на вмененный доход по нормативу 90%; единый сельскохозяйственный налог по соответствующим юридически значимых действий, выдачи документов, рассмотрения дел мировыми судьями и др. (статья 61.1 БК РФ). Из приведенного перечня видно, что органы местного самоуправления муниципальных районов должны быть заинтересованы в развитии малого бизнеса, поскольку практически весь единый налог на вмененный доход зачисляется в бюджет муниципального образования.

Бюджеты муниципальных районов могут также формироваться и за счет региональных и иных федеральных налогов, в соответствии с решениями принятыми федеральными органами власти или органами государственной власти субъектов РФ.

К числу неналоговыхдоходов муниципальных районов законодатель относит прежде всего доходы связанные с собственной деятельностью, в том числе, доходов от использования имущества, находящегося в собственности поселений (за исключением имущества унитарных предприятий и автономных учреждений); доходов от продажи такого имущества; часть прибыли унитарных предприятий; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями (статья 62 БК РФ). Кроме того, частично в бюджеты поселений зачисляются штрафы в порядке, установленном статьей 46 БК РФ, в том числе:

· за нарушение лесного законодательства, в отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципальных районов;

· за нарушение водного законодательства, в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных районов;

· за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных районов;

· за нарушение бюджетного законодательства в части правовых норм, регулирующих бюджетный процесс в муниципальном районе;

· за нарушение налогового законодательства, в том числе, штрафы, исчисляемые исходя из сумм местных налогов, а также иные штрафы (не связанные с суммами налогов) – по нормативу 50%;

· за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях – по нормативу 50%;

· за иные нарушения законодательства РФ – по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов могут также зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иных сумм принудительного изъятия в соответствии с нормой закона или решения суда, в частности – суммы от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и др.

Среди иных неналоговых доходов следует отметить плату за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%; неналоговый сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления; доходов переходного периода (до завершения процесса разграничения государственной собственности на землю):

· доходов от передачи в аренду земельных участков,

· доходов от продажи права на заключение договоров аренды,

· доходов от продажи земельных участков.

Доходы бюджетов внутригородских муниципальных образованийМосквы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных субъектов РФ (пункт 3 статьи 56; пункт 4 статьи 58 БК РФ).

quest5В части правового регулирования неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают достаточно обширными полномочиями, они имеют право определять, например:

· размер и порядок зачисления в местный бюджет дохода в виде арендной и иной платы за использование муниципального имущества;

· размер и порядок зачисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;

· условия предоставления, размер и порядок зачисления в местный бюджет доходов от предоставления в пользование средств местного бюджета;

· порядка зачисления в местный бюджет доходов от реализации муниципального имущества, др.

При характеристике налоговых доходов законодатель употребляет понятие «собственные доходы». Собственные доходы местных бюджетов, предусмотренные в статьях 55, 57, 58, 59 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ, а также статьей 47 БК РФ включают в себя все допустимые законом доходы местных бюджетов, за исключением субвенций, предназначенных для финансирования переданных государственных полномочий. Таким образом, понятие «собственные доходы» применительно к местным бюджетам означает любые доходы, предназначенные к зачислению в местные бюджеты в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством.

Бюджетный кодекс РФ к числу доходов относит также безвозмездные поступления (пункт 1 статьи 41 БК РФ). В отношении всех местных бюджетов этот вид доходов имеет идентичное правовое регулирование в части выделения двух групп таких поступлений: межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и иных разрешенных субъектов права. Поступления от физических и юридических лиц имеют правовой режим добровольных пожертвований и подпадают под регулирование положениями статьи 582 ГК РФ.

Межбюджетные трансферты представляют собой сложную систему отношений между ниже-и вышестоящими бюджетами бюджетной системы РФ и более подробно будут рассмотрены в вопросе межбюджетных отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.