Здавалка
Главная | Обратная связь

В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ



В истории русской фил. выделяются два направления, занимающиеся проблемой человека: материалистическое учение революционных демократов: Белинского, Чернышевского, Герцена, и концепции представителей религиозной философии: Федорова, Бердяева, Вл. Соловьева.

Проблема человека была основной темой фил. В.Г.Белинского. достижение свободы и независимости личности он связывает с социальными преобразованиями. Необходимость защиты личности и ее развитие заставляют Белинского подвергнуть критике устои религии и капитализма и встать на путь идей утопического социализма и атеизма.

Н.Г.Чернышевский утверждал природно-монистическую сущность человека. Его взгляды сложились под влиянием Фейербаха, но он вводит в учение о чел. социальные аспекты чел. существования, преобразования общества на социалистических началах. Он борется против идеалистического отрыва человека от природы, видя в нем биологическое существо.

Ф.М.Достоевский, являясь мыслителем экзистенциализма, внес существенный вклад в развитие русской религиозной философии. В основе его учения стоит вопрос о природе и сущности человека.

Антропологический взгляд Достоевского: человек в своей сущности содержит два полярных начала - добра и зла, которые особо проявляются е состоянии его свободы. Это противоречие двух начал лежит в основе фил. антропологии Вл. Соловьева — человек совмещает в себе различные противоположности, и может являться и божеством, и ничтожеством.

Проблема души и тела отражена в фил. Н.А.Бердяева, который утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога. В то же время он является существом природным и ограниченным. Трагизм жизни заключается в несоответствии между человеком как духовным существом и существом природным. Подлинным смыслом жизни человека является его соединение с Богом. В русской религиозной фил. вопрос о человеке — божественный.

 

 

РЕЛИГИОЗНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ

КАРТИНА МИРА

У человечества во все времена существовала потребность в осмыслении своего места в этом мире, понятия смысла жизни, создании целостной картины внешнего мира, делающей его понятным и объяснимым. Картины мира выстраивались на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире. В них вырабатывалось целостное понимание людьми мира и самих себя.

Религиозная картина мира связывала его происхождение с идеей божественного творения. Целостной религиозной картины мира не существует, т к. каждая из действующих религий сформировала свою картину мира, основанную на символах веры, религиозной догматике и культах. Их основанием является не совокупность знаний, а заблуждения и религиозная вера. Религиозная картина мира представлена большим разнообразием представлений о сущности религий. Зачастую она разнится или зависит от личных установок того или иного мыслителя, а также от той картины мира, на которую он опирался в своих философско-теологических исследованиях. В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. В томисткой философии между Богом природой и человеком установлена непреодолимая дистанция, она допускает сближение Бога и человека, но исключает их полное слияние. Не изменила этого положения и философия Нового времени, установившая механическую картину мира. Бог по-прежнему стоял над миром в роли творца и «перводвигателя». Серьезные изменения в философско-религиозном мышления произошли с утверждением в европейской культуре диалектической картины мироздания, идеи единства мира и его саморазвитие. Влияние этой картины обнаруживается во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли.

В русской православной философии они нашли отражение в работах Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, в протестантской теологии — в концепциях А.Уайтхеда, в католицизме - П.Тейяра.

Философская картина мира - это обобщенная, выраженная фил. понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с чел. жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития. Исходным понятием, на основе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Быть — означает существовать и признание этого факта — факта существования вещей, окружающего мира, природы общества, человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Второй аспект проблемы бытия - признание чел. факта существования бытия как реальности. Третий аспект связан с признанием единства мироздания. Все многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяют то, что они есть, существуют несмотря на различие форм своего существования. Благодаря этому факту явления образуют целостное единство мироздания. На основе категорий бытия в фил. дается самая общая характеристика мироздания - все существующее это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этой оценкой согласны представители различных фил. школ, но мнения их расходятся при определении того, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения общей основы всего существующего в фил. выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано, это понятие тождественно материи. Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства и многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых они существуют. Через понятие субстрат фил. объясняют из чего состоит бытие. Понятие субстанции фиксирует всеобщее основание бытия.

Философы при создании картины мира, исходили из одного начала (вода. огонь, материя, идея и др.).

Учение, в основе которого одно начало, называется монизм. Дуализм — учение, рисующее картину мироздания, опираясь на какие-либо разноценные начала. В истории философии преобладал монистический подход. Дуалистическую философию развивали Р.Декарт и И.Кант.

 

 

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Система человеческого знания включает в себя четыре области: естествознание технознание, обществоведение, человековедение. Проблему чел. изучает философская антропология, которая занимается мировоззренческим учением о чел., общей теорией чел., системой частных наук о человеке. фил. стремится к постижению целостности личности. т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его общей картины.

В истории фил. существует традиция преемственности взглядов на природу и сущность человека, В античной фил. мысли чел. рассматриваются как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рассматривала человека как состоящего из двух противоречивых начал — души и тела. Христианство считало главным признаком человека не разум, е любовь к богу. Христианство утверждало веру в бессмертна души.

Философия нового времени поставила на первое место в чел. его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследовало природу чел, что привело к признанию приоритета чел. разума в познании собственной сути.

Идеалистическая философия 19 — начало 20 вв. добилась больших успехов в понимании сущности человека, но самый значимый фил. этого периода, занимающийся изучением чел., В.Гегель рассматривал индивида как часть социально-исторического целого, как продукт деятельности. Фактически е этот период не было целостного учения о человеке.

Основные принципы диалектико-материалистического понимания были заложены фил. марксизма.

Самопознание человека — постоянно идущий процесс, человек в течение своей жизни стремится к новым целям и идеалам. диалектико-материалистическая фил., определяя сущность чел., утверждает его как разумное социальное существо, являющееся субъектом труда, социальных отношений, общения.

Согласно фил. экзистенциализму, окружающий мир враждебен и чужд человеку, а бытие его лишено смысла и иррационально. Смысл чел. жизни - в уходе от действительности и общении с Богом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.