Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ



Современная философия отмечает прогресс в статусе и приоритетах личности. Все чаще индивид предстает как репрезидент массы, происходит сильная деперсонификация индивида, его имя собственное заменяется порядковым или идентификационным номером. Система очень жестко диктует условия поведения, наказывая за отклонения от установленных ей рамок, В условиях рыночных отношений человек становится товаром со всеми присущими ему качествами, его можно купить и обменять, а для лучшей ликвидности необходимо придать «красивую упаковку». И если индивид стремится к успеху в данной системе, он должен полностью соответствовать стандартам, которые эта система установила.

Подогнать индивидуальный характер личности под стандарты системы — это задача социальной классификации Э.Фромма. Функция социального характера состоит в наиболее максимальном использовании человеческой энергии на благо общества. При выборе варианта поведения индивид должен следовать установленному системой стандарту, при этом выгода системы в прогнозируемости поведения, индивид получает удовлетворение, чувствуя себя ее составной частью.

К.Юнг пришел к выводу, что влияние научно- технического прогресса оказало пагубное влияние на внутренний мир современного человека, его результат — глубокая депрессия, потеря веры в собственную значимость, неуверенность в завтрашнем дне. Юнг, используя творческий потенциал личности, погружал пациента в мир ирреальных ситуаций, обострял кризисные ситуации в его жизни, добивался при этом противоположного эффекта, восстанавливал его жизненный тонус. В психоанализе К.Юнг видел возможность ухода личности от проблем современности.

Один из основоположников фил. экзистенциализма - С Кьеркегор - заявлял о неприменимости научных методов в познании человеческой личности. Человек в ситуации выбора представляет собой неустойчивую, изменяющуюся систему.

Кьеркегор представил теорию поэтапного движения к подлинному существованию: 1) эстетический этап, детерминация внешнего бытия, ориентация на наслаждения; 2) выполнение долга, следование законам морали; 3) приобщение к Богу, принятие сознательных страданий, самоуглубление.

Одно из фил. течений, занимающееся проблемами личности в современном мире — атеистический экзистенциализм. В современном своем варианте это учение отказывается от признания абсурдности человеческого существования, отдавая приоритет гуманистическим идеалам. Ф.Кафка видел смысл чел. жизни в уходе от проблем бессмысленности земной жизни к поискам способов реализации способностей человеческой личности, ее совершенствованию, проявлению воли и жизненной активности.

Христианский экзистенциализм, родоначальником которого считается Г.Марсель, предлагает современной личности единственный путь ее становления — приобщени к Богу. Социальная сторона человеческого существования должна уступить место чувству любви к Богу. Бог самый верный ориентир на жизненном пути, самый надежный друг. Чувство любви к нему - свидетельство наличия абсолюта. Библейская антропология основана не на рациональной основе, исходящей из головы, ее основа – «сердце» - это основное понятие Ветхого Завета.

Философия персонализма ставит личность основным смыслом в развитии земной цивилизации, а главной своей задачей считает изучение чел. личности. Психоаналитик К.Юнг в работе «Психологические типы» разработал типологии характеров.

Экстраверты — люди, открытые внешнему миру. Интроверты — личности, погруженные в себя. Понятие «трансценденция» присуще личностям, стремящимся к высшим ценностям. Философы-персоналисты отличаются нетрадиционным анализом ценности личности. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется личностное общество, где люди объединяются по ту сторону системы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.