Здавалка
Главная | Обратная связь

Важнейшие процедуры и механизмы разрешения коллективных трудовых споров



 

Белорусский законодатель закрепленными в трудовом кодексе республики Беларусь нормами направляет спор в русло примирительных процедур. их цель: предоставить возможность сторонам решить спор посредством нахожде- ния взаимоприемлемых решений. первый, обязательный этап разрешения спора – примирительная комиссия, ко- торая формируется из представителей сторон на равной основе с участием нейтрального члена комиссии. пред- ложения примирительной комиссии о возможных путях разрешения спора в письменной форме в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена комиссии направляются сторонам. если спорящие сторо- ны с ними соглашаются, то спор прекращается и предло- женный комиссией вариант его решения становится для них обязательным. а несогласие переводит рассмотрение коллективного трудового спора на уровень посредника.

посредничество выступает как одна из предусмотрен- ных трудовым кодексом республики Беларусь стадий разрешения конфликта с помощью лица или органа, не- зависимого от спорящих сторон. Это, как свидетельствует мировая практика, наиболее эффективная регламентиро- ванная процедура рассмотрения коллективного трудового спора. однако (в отличие от процедуры его рассмотрения примирительной комиссией) эта процедура не является

 


 

 

обязательной. привлекать или не привлекать посредни- ка – решают сами стороны коллективного трудового спо- ра. они могут пригласить посредника из выбранных ими лиц самостоятельно или воспользоваться рекомендация- ми республиканского трудового арбитража.

посредник – лицо нейтральное. он не наделен полно- мочиями выносить какое-либо решение, а только помога- ет достичь соглашения, предлагая сторонам альтернативы по процедуре переговоров и возможным договоренностям, создавая тем самым условия для добровольного разреше- ния коллективного трудового спора усилиями самих сто- рон. свои посреднические функции он осуществляет в тес- ном взаимодействии со сторонами спора. по соглашению со сторонами определяется порядок рассмотрения спора и принимаются решения по результатам его рассмотрения в установленный пятидневный срок (ч. 1 ст. 382 тК респуб- лики Беларусь).

если и с помощью посредника стороны не пришли к компромиссному решению и согласию, спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж, который являет- ся последним этапом его разрешения путем переговоров. трудовой кодекс республики Беларусь предусматривает два вида арбитража:

1. трудовой арбитраж (ст. 383 тК республики Бела- русь).

2. республиканский трудовой арбитраж (ст. 385, 386 тК республики Беларусь).

при несогласии одной из сторон с предложениями при- мирительной комиссии (посредника) стороны по соглаше- нию между собой не позднее чем в пятидневный срок мо- гут обратиться в трудовой арбитраж. трудовые арбитра- жи могут создаваться из числа трудовых арбитров респуб- ликанским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями. решение трудового арбитража в письменной форме не поз- днее чем в пятидневный срок со дня получения обращения


 

 

сторон направляется сторонам и имеет для них, как пра- вило, рекомендательный характер. решение трудового ар- битража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. при невыполнении обязательного решения тру- дового арбитража каждая из сторон имеет право обратить- ся в суд для его принудительного исполнения.

трудовыми арбитрами, как определено статьей 384 тК республики Беларусь, могут быть научные работники, об- щественные деятели, работники органов государственно- го управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или эко- номическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. арбитры должны быть независимы от сторон спора. представители сторон не могут входить в со- став трудового арбитража.

согласно статье 385 трудового кодекса республики Беларусь некоторые коллективные трудовые споры отно- сятся к исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража (рта). К таким спорам относятся коллективные трудовые споры:

1) в объединениях, подчиненных правительству рес- публики Беларусь;

2) об исполнении коллективных договоров и соглаше- ний;

3) в организациях, в которых законодательством ус- тановлены ограничения реализации права на забастовку (часть третья статьи 388 тК республики Беларусь);

4) возникающие при заключении, изменении или пре- кращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.

по соглашению стороны могут обратиться в республи- канский трудовой арбитраж и в других случаях.

статья 386 тК республики Беларусь устанавливает, что коллективные споры рассматриваются республиканс- ким трудовым арбитражем в составе трех арбитров, изби-


 

 

раемых по соглашению сторон из числа трудовых арбит- ров, рекомендованных председателем республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. при недостижении соглашения сторон трудовых арбитров на- значает председатель рта. Коллективный спор рассматри- вается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях – с привлечением экспертов. в ходе рассмотрения коллективного трудового спора рта заслушивает объясне- ния сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости президента, правительство республики Беларусь, иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора, если не при- нять мер по его урегулированию.

по спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений республиканский трудовой арбитраж впра- ве на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашения не имеющими юридической силы. республи- канский трудовой арбитраж принимает решение по кол- лективному спору, как правило, не позднее двухнедельного срока со дня получения заявления. Этот срок может быть продлен председателем рта в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц. решение принима- ется большинством голосов, подписывается трудовыми ар- битрами и передается сторонам спора.

решения рта по исполнению коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых законодатель- ством установлены ограничения реализации права на за- бастовку, в объединениях, подчиненных правительству страны, равно как решения об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также решения по коллектив- ным трудовым спорам, возникающим при заключении, изменении или прекращении соглашений на республи- канском и отраслевом уровнях, обязательны для сторон коллективных трудовых споров. такого рода решения рта


 

 

вступают в законную силу по истечении срока на обжало- вание. решение республиканского трудового арбитража по таким спорам может быть обжаловано заинтересованной стороной в суд в десятидневный срок со дня получения. в случае неисполнения обязательного для сторон решения республиканского трудового арбитража заинтересован- ная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения. в остальных случаях решения республи- канского трудового арбитража носят рекомендательный характер и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение о выполнении этого решения.

с разрешением коллективных трудовых споров, с отка- зом или нежеланием нанимателей удовлетворить требова- ния работников связан и вопрос о проведении забастовок. партнерство и взаимодействие в сфере труда – диалекти- чески сложный процесс, предполагающий сотрудничество, но не исключающий при определенных обстоятельствах и острую борьбу профсоюзов в защиту прав и интересов тру- дящихся с использованием всего арсенала средств, допус- каемых законодательством, в том числе и забастовок.

Забастовка как крайний метод борьбы трудящихся за свои права отнюдь не выводит профсоюзы за рамки соци- ального партнерства. она также вполне легитимна, если проводится в соответствии с нормами законодательства.

в соответствии со статьей 388 трудового кодекса рес- публики Беларусь, забастовка – это временный добро- вольный отказ работников от выполнения трудовых обя- занностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

для любой забастовки характерны следующие общие черты:

а) временный характер отказа работников от выполне- ния трудовых обязанностей;

б) свобода волеизъявления работников;


 

 

в) единая цель – побудить нанимателя разрешить кол- лективный трудовой спор на приемлемой для обеих сторон основе.

Право на забастовку, согласно нормам трудового кодекса республики Беларусь, может быть реализовано работниками не позднее трех месяцев после отклонения любой из сторон спора предложений примирительной ко- миссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – после отклонения предложений посредника или (и) при несогласии с решением трудового арбитража при условии, что решение трудового арбитра- жа не имеет для сторон обязательной силы.

Решение о забастовке должно приниматься не пред- ставительным органом работников, а коллективом работ- ников, возбудившим коллективный трудовой спор, при- чем тайным голосованием. решение о забастовке счита- ется принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих на собрании (конференции) ра- ботников. собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конферен- ция – не менее двух третей делегатов.

Законом могут быть установлены ограничения реали- зации права на забастовку в той мере, в какой это необхо- димо в интересах национальной безопасности, обществен- ного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. по тем же основаниям президент республики Бела- русь вправе отложить проведение забастовки или приоста- новить ее, но не более чем на трехмесячный срок (п. 23 ст.

84 Конституции республики Беларусь, ст. 393 тК респуб- лики Беларусь). проведение забастовок в обход установ- ленных законом процедур запрещено.

согласно белорусскому законодательству, не позднее двух недель до начала забастовки представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нани- мателя о решении провести забастовку, указав:


 

 

1) перечень разногласий сторон, являющихся основа- нием для объявления и проведения забастовки;

2) дату и время начала забастовки, ее продолжитель- ность и предполагаемое количество участников;

3) предложения по минимуму необходимых работ (ус- луг), выполняемых в организации во время проведения забастовки.

получив уведомление о забастовке, наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномо- ченному им органу, поставщикам, потребителям, транс- портным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу.

участие в забастовке является добровольным. Закон запрещает принуждение к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней. недопустимы преграды (пикети- рования) с целью воспрепятствовать выходу на работу тех, кто не желает бастовать, а также приказы и угрозы адми- нистрации в адрес работников, принимающих участие в легальной забастовке. Запрещается также оказание мате- риальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц.

в случае если решение о проведении забастовки было принято с нарушением установленных требований, нани- матель обязан обратиться в суд. Заявление о признании забастовки или решения о ее проведении незаконными может быть также направлено прокурором в пятидневный срок в случае нарушений требований трудового кодекса и других законов республики Беларусь, а при невыполне- нии минимума необходимых работ во время забастовки и в случаях создания реальной угрозы национальной безо- пасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц – немедленно.

согласно статье 394 трудового кодекса республики Бе- ларусь забастовка прекращается, а ее участники обязаны приступить к работе на следующий день после:

 


 

 

1) признания ее незаконной в установленном порядке;

2) получения письменного согласия нанимателя удов- летворить требования трудового коллектива;

3) принятия об этом решения общим собранием или конференцией работников в порядке, предусмотренном ст. 379 тК республики Беларусь;

4) заключения письменного соглашения сторон о пре- кращении забастовки.

Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по решению областного (Минского городского) суда в случаях, когда при принятии решения о забастовке либо в ходе самой забастовки были наруше- ны требования трудового кодекса республики Беларусь и других законов. участники незаконной забастовки могут привлекаться к дисциплинарной и иной ответственнос- ти, предусмотренной законодательством. в соответствии с действующим в республике Беларусь законодательством механизм разрешения коллективных трудовых споров схе- матически можно изобразить следующим образом (рис. 5).

 

 

Рис. 5. порядок разрешения коллективного трудового спора

 


 

 

в Беларуси приоритетными признаются средства и ме- тоды, механизмы и процедуры, позволяющие любые раз- ногласия в сфере труда, которые затрагивают интересы ра- ботников и нанимателей, переводить в русло их цивилизо- ванного урегулирования. с этой точки зрения при заклю- чении коллективных договоров, соглашений желательно предусматривать в них условия и процедуру урегулирова- ния возможных социально-трудовых споров. в частности, предусматривать (определять):

а) состав членов примирительных комиссий;

б) организацию работы трудового арбитража;

в) порядок рассмотрения в нем споров, правила приня- тия решений и т. п.

Закрепление такого рода условий в коллективных до- говорах (соглашениях) объективно отвечает интересам упрочения социального партнерства. практика убеждает: реагировать упреждающе гораздо рациональнее, чем дейс- твовать, применяясь на ходу к возникающим обстоятель- ствам.

в тех случаях, когда конфликт все же возник, нуж- но стремиться погасить его в самом начале, в зародыше. неразрешимых ситуаций не бывает, а тем более в сфере трудовых отношений, где всегда есть почва для разум- ных компромиссов, более или менее устраивающих все стороны и способствующих сохранению стабильности в обществе.

 


 

Тема 11







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.