Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСнОвные наПРавленИя РазвИТИя СИСТеМы СОцИальнОгО ПаРТнеРСТва в РеСПуБлИКе БелаРуСь



 

социально-экономические реалии переходного пери- ода объективно подталкивают к дальнейшему развитию социального партнерства в республике Беларусь, упроче- нию и совершенствованию его нормативной правовой базы. особенность нынешнего этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспече- ния проводимых преобразований, относительной не- развитости правового статуса субъектов трудовых отно- шений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

на эффективность функционирования системы кол- лективно-договорных отношений и ее дальнейшее разви- тие в республике существенно влияют следующие обстоя- тельства:

1. недостаточно активно протекает процесс станов- ления субъектов партнерских отношений. не завершено формирование объединений нанимателей как стороны со- циального партнерства. органам государственного управ- ления приходится брать на себя часть их функций.

2. на отраслевом и местном уровнях объединения на- нимателей еще не сформировались. профсоюзы на отрас- левом уровне предпочитают при заключении соглашений


 

 

вести переговоры с отраслевыми министерствами, кото- рые практически не связаны с предприятиями негосудар- ственного сектора.

3. в законодательстве республики Беларусь не в пол- ной мере раскрыты полномочия и функции органов испол- нительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений.

4. слабо развито коллективно-договорное регули- рование социально-трудовых отношений в негосудар- ственном секторе экономики, а также на предприяти- ях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

изучение явлений, снижающих возможности соци- ального партнерства, разработка методов и путей их преодоления поможет в ближайшее время повысить действенность социального партнерства. дальнейшее развитие системы социального партнерства в республи- ке будет самым тесным образом взаимосвязано с темпа- ми перехода к рыночной экономике и демократизации общества.

первейшей задачей социального партнерства на нынешнем этапе социально-экономического развития является совершенствование нормативной правовой базы и формирование на этой основе сильных, незави- симых объединений нанимателей и профсоюзов, а так- же развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики. необходимо усилить роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание до- говоров и соглашений с результатами деятельности от- раслей и предприятий.

в дальнейшем по мере социально-экономического

развития целесообразно:

−  постепенно осуществлять мероприятия по сокра- щению непосредственного участия государства в трех-


 

 

сторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

−  на уровне отраслей и территорий развивать отноше-

ния между объединениями нанимателей и профсоюзов;

−  постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства пере- давать отраслевым объединениям нанимателей;

−  уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства;

−  активно развивать систему участия работников в уп- равлении предприятиями;

−  совершенствовать организационные формы социаль- ного партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглаше- нию, порядка распространения действия договоров и со- глашений и т. п.);

−  учитывать происходящие интеграционные процес- сы в рамках снГ, особенно между Беларусью и россией, способствовать осуществлению интеграции систем соци- ального партнерства стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

реализация стратегии социального партнерства требу- ет совершенствования его организационной основы и бо- лее четкого определения в законодательстве правомочий и функций субъектов коллективных трудовых отношений. в связи с этим на государственном уровне в ближайшей перспективе необходимо решить следующие задачи:

1) максимально использовать в законодательстве Бе- ларуси международный опыт и правовые нормы, приня- тые Международной организацией труда;

2) продолжить разработку законодательных и нор- мативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия нанимателей с профсоюзами и органами исполнительной власти на всех уровнях;


 

 

3) внести изменения и дополнения в законодательство по вопросам регулирования коллективных трудовых отно- шений, повышения ответственности должностных лиц и сторон за точное и безусловное выполнение материальных и процедурных норм, определяющих условия, механизмы и порядок взаимодействия социальных партнеров.

для успешного выполнения профсоюзами своих за- щитных функций нужны юридические гарантии, которые бы препятствовали действиям представителей государства или нанимателей, противоречащим интересам наемных работников. необходимо также отработать и механизмы взаимодействия различных профсоюзов как одной сторо- ны социального партнерства.

в плане совершенствования организационных форм со- циального партнерства весьма важно:

−  разработать механизмы и процедуры формирования

представительства сторон на национальном, отраслевом и местном уровнях;

−  обеспечивать перемещение преимущественно на от-

раслевой и местный уровни договорное регулирование со- циально-трудовых отношений;

−  в перспективе в республике создать трудовые суды

для рассмотрения индивидуальных и коллективных тру- довых споров;

−  установить в законодательном порядке ответствен-

ность сторон за невыполнение договорных обязательств.

в целях предупреждения и конструктивного раз- решения возникающих конфликтов необходимо про- должить работу по совершенствованию применяемой в республике схемы их разрешения (примирительная ко- миссия, посредник, трудовой арбитраж, обязательный ар- битраж, республиканский трудовой арбитраж и при несо- гласии с решением арбитража рассмотрение вопросов на общем собрании (конференции) коллектива о забастовке). необходимо активизировать работу по изучению природы конфликтов, разработке социально-психологических и ор-


 

 

ганизационно-правовых механизмов их предупреждения и конструктивного разрешения.

интересы развития системы социального партнерства требуют комплексного подхода к разработке и осущест- влению мер, направленных на совершенствование меха- низмов регулирования социально-трудовых отношений. научно-методическое обеспечение социального партнер- ства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогно- зированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную поли- тику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных до- говоров.

для решения этих проблем должны быть использова- ны возможности научных организаций республики, госу- дарственных, негосударственных и профсоюзных учебных и научно-исследовательских заведений, социологических служб, центров и т. п.

весьма актуально создание системы подготовки специа- листов, организующих переговоры и разработку соглаше- ний и коллективных договоров, участвующих в оказании посреднических услуг в урегулировании коллективных трудовых споров. необходима юридическая, экономичес- кая, социологическая психологическая и другая подготов- ка кадров по специально разрабатываемым для этих целей программам.

требуется также разработка типовых учебных про- грамм и учебно-методических пособий; широкое привле- чение консультантов из числа высококвалифицированных


 

 

специалистов в этой области; проведение семинаров, кон- ференций как по отдельным вопросам социального парт- нерства, так и по проблеме в целом; введение в учебные программы высших и средних специальных учебных за- ведений соответствующих курсов.

развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. информационно-пропагандист- ская работа должна строиться на основе широкого исполь- зования средств массовой информации.

Функционирование системы социального партнер- ства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социаль- ного партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

 


 

 

Глоссарий

 

а Д м И н ИС Т раТ И В н ы й С оВ е Т мо Т– испол- нительный орган Международной организации труда; направляет работу Мот в период между Конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определя- ет повестку для Конференции и совещаний, направляет деятельность Международного бюро труда (МБт), а также создаваемых при нем различных комитетов. администра- тивный совет назначает на пятилетний срок Генерального директора Мот и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представляемый МБт, а также финансо- вые сметы, которые выносятся на одобрение сессии Кон- ференции.

а Д м И н ИС Т ра ц И я(лат. administratio управле- ние, руководство) – в широком смысле – вся совокуп- ность руководящих структур государственных институ- тов, осуществляющих организаторскую, управленческую деятельность. в более узком смысле – это совокупность должностных лиц, наделенных правами и обязанностя- ми по руководству конкретным органом и (или) объектом управления в целях осуществления возложенных на них функций. достаточно часто слово «администрация» при- меняется как синоним понятия «аппарат управления».

г ра ж Д а нС К ое оБ щ е С Т В о– часть общества, включающая в себя главным образом неполитические от- ношения, то есть совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. оно стоит, прежде всего, на защите частных интересов, га- рантирует неприкосновенность частной жизни.

 


 

 

г ра ж Д а нС К ое С огл аС И е– относительно ус- тойчивая, стабильная обстановка в обществе, обусловлен- ная наличием гражданского мира, разумным решением социально-экономических, межнациональных и полити- ческих проблем, разрешением конфликтных ситуаций и т. д. важнейшее условие политической и социальной ста- бильности общества, цивилизованных условий его жизне- деятельности.

за БаС Т оВ К а– наиболее острая форма трудового конфликта; коллективное прекращение работы рабочими и служащими с одновременным предъявлением работода- телям (предпринимателям или органам местной власти, правительству) экономических и политических требова- ний. Забастовка признается законной, если она начата и проводится в соответствии с нормами законодательства данного государства о забастовках (коллективных трудо- вых конфликтах). в республике Беларусь право на забас- товку осуществляется в рамках регулирующего его зако- нодательства.

И м П л е м е н Та ц И я(лат. implere выполнять, ис- полнять) – реализация государством международно-пра- вовых норм на своей территории.

К о л л е К Т И В н ы е П е ре г оВ оры– это основная форма социального партнерства, целью которой является достижение согласия по обсуждаемым вопросам; приня- тие решений, удовлетворяющих стороны коллективных трудовых отношений, с учетом и согласованием взаимных интересов собственника, в лице нанимателя и коллектива работников, в лице профсоюза. итоги переговоров оформ- ляются протоколом.

К о л л е К Т И В н ы й Дог оВ ор– правовой акт, ре- гулирующий социально-трудовые отношения между рабо- тодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Заключается, с одной стороны, работника- ми в лице одного или нескольких профсоюзов, иных упол-


 

 

номоченных работниками представительных органов, с другой стороны, работодателями или уполномоченными ими представителями. порядок разработки и заключения коллективных договоров регулируется трудовым кодек- сом республики Беларусь.

К о л л е К Т И В н ы й Т рУДоВ ой С Пор– неурегу- лированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социаль- но-экономических условий труда и быта работников, за- ключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

К ом П р ом ИС С(лат. сompromissum) – конструктив- ный вариант разрешения спора в социальной системе (тру- довой организации). достигается в результате открытого об- суждения противоречий, взаимных претензий, различных мнений, ориентации усилий на поиск наиболее приемлемо- го для обеих сторон решения. Компромисс снижает уровень напряженности и помогает найти оптимальное решение.

К он В е н ц И И И ре К ом е н Д а ц И И мо Т(лат. сonventio договор, соглашение; recommendatio совет, ука- зание) – основные нормативные документы, принимаемые Международной организацией труда, с помощью которых обеспечивается реализация ее целей и задач. Конвенции и рекомендации относятся к главным инструментам воз- действия Мот на практическую социально-трудовую по- литику в странах – членах Мот. За 1919–2008 гг. принято более 180 конвенций и 300 рекомендаций. Юридическая природа этих документов различна. Конвенции являются разновидностью международно-правовых договоров, пред- полагающих их ратификацию парламентами или други- ми законодательными органами государств и последую- щее соблюдение странами-членами Мот. рекомендации не требуют ратификации, они играют роль ориентиров при выработке странами-членами политики, разработке (изменении, совершенствовании) национального законо-


 

 

дательства и практических мероприятий в социально-тру- довой сфере.

К онС е нС УС(лат. consensus согласие, единодушие) –

1) результат согласования порой противоречивых интере- сов разных субъектов деятельности; 2) принятие решений или договоров на основе общего согласия без проведения формального голосования при отсутствии формально за- явленных возражений.

К он Та К Т но С Т ь– способность к установлению по- зитивных социальных контактов. Это интегральное ка- чество обусловлено такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в обще- нии, стремление к информированности (осведомленности), способность устанавливать деловые связи, располагать к себе людей, умение видеть спорную ситуацию глазами конфликтующих сторон, способность слушать, понимать и убеждать.

КонФронТацИя(лат. сon против + frontis фронт) – l) термин, употребляемый в практике международных экономических и политических отношений для обозначе- ния противостояния между отдельными сторонами или группами государств (то же самое внутри страны – для обозначения противостояния между определенными эт- ническими группами, кланами, религиозными направ- лениями, течениями или сектами); 2) противоборство, противопоставление идейно-политических, нравствен- ных принципов и ценностных ориентаций; 3) неблаго- приятный и малопродуктивный исход социального кон- фликта в трудовом коллективе (в организации, струк- турном подразделении, аппарате управления), когда ни одна из участвующих в конфликте сторон не принимает во внимание позицию другой, когда обе стремятся только к собственному выигрышу в соответствии с принципом

«все или ничего».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.