Здавалка
Главная | Обратная связь

Литературное образование детей



Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, готовые словесные характеристики образов, определения, которыми оперирует ребенок.

Восприятие художественное литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Е.А. Флериной и др. ученых исследовались особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

В частности, на основе обобщения научных данных и собственного исследования Л.М. Гурович выделяет следующие возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения:

- для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом дети чаще в сего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа;

- в среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-м году появляется реакция на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать;

- в старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать под текст. У детей усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Таким образом, умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Знание особенностей восприятия и понимания произведений литературы определяют задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.

Эти задачи можно сформулировать следующим образом:

- развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов;

- формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений для чтения и рассказывания. В исследованиях О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской разработаны некоторые критерии отбора книг:

- идейная направленность детской книги, обеспечивающая нравственное воспитание;

- высокое художественное мастерство;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;

- произведения русской и зарубежной классической литературы;

- произведения современной русской и зарубежной литературы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.