Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы и приемы руководства словесной творческой практикой детей



На первом этапе роль педагога может заключаться в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Ребенка надо научить образному видению окружающей действительности. Образное видение понимается широко. В детских сочинениях возникает измененная воображением картина. Поэтому и восприятие должно отличаться определенными качествами: целостностью, что формирует у ребенка умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Но также может быть осуществлен и дифференцированный подход, т.е. выделение отдельных качеств (цвет, форма, звуки). Здесь же можно обратить внимание ребенка на то, что различные явления можно выразить лишь меняя характер мелодических интонаций, ритма в стихах.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками худ средств.

Возникновение замыслов у детей проходит успешно, если создана установка на новую деятельность («Сами придумайте новую песню, рассказ» и т.д.). Дети должны быть введены в воображаемую ситуацию («Что было бы, если бы …?»). Педагог должен обеспечить вариативность предлагаемых ребенку ситуаций, т.к. это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества важно изменять условия: сочетать индивидуальные и коллективные формы работы. Возникновение замыслов побуждает детей к поискам средств их воплощения. Дети стремятся найти разнообразные эпитеты, композицию рассказа, ритм прозаической речи и т.д. В результате детских самостоятельных поисков появляется композиция: песня, рассказ, стихи.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен уже планировать свою творческую деятельность. В зависимости от этого видоизменяется характер педагогических воздействий. Педагоги проверяют уровень развития, достигнутого в процессе обучения, если он недостаточно высок, то педагоги активизируют усвоение детьми нужных навыков. Таким образом осуществляется косвенное влияние педагога на детей.

К более активным приемам формирования словесного творчества относятся «творческие задания». Они ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новые произведения. Назначение «творческих заданий» заключается и в том, чтобы вызвать соответствующие чувства, готовность к поискам новых способов действий.

Содержание творческих заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творческой активности, их можно распределить по степени творчества.

1. Задания, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности. При этом дается установка на новые задачи: придумай, измени, замени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя лишь в отдельных эпизодах. Здесь можно предложить детям выделить действия поступки героев, через которые раскрывались бы их характерные черты и взаимоотношения.

2. Задания, предполагающие целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок начинает понимать, что можно найти новые комбинации, улучшить и изменить ранее сделанное. Возникает атмосфера «сотворчества» совзрослыми. С этой целью можно предложить придумать окончание рассказа по данному началу, начало рассказа по данному окончанию и т.д.

3. Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, выбирают художественные средства. Эти задания дают ребенку реальную возможность применить результат своего творчества в жизни. Например, выступить на детском утреннике, концерте. Замысел в этих заданиях принадлежит ребенку, а педагог только задает тему.

При появлении у детей собственной словесной «продукции» особенно важной становится оценкой взрослого, анализ детской деятельности, поскольку ребенку необходимо убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.