Только к 3 годам дети подходят к 3 стадии - начинают различать изображение и предмет.
В этот период детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление (переплет, формат, бумага, шрифт), иногда даже место чтения и "исполнитель" (тот человек, который будет читать книгу) находятся в восприятии ребенка в тесном единстве. Слыша знакомое стихотворение, ребенок бежит за книгой, в которой оно напечатано, и, листая, находит страницу с этим текстом. В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги. У многих детей среди первых пятидесяти слов есть слова "книжка", "книга", "читать". Дети по-разному называют любимые книжки. Иногда это название книги ("Ой-ду-ду", "Путаница", "Бармалей"), часто - слово или фраза из стихотворения, ассоциирующаяся у ребенка с данной книгой. Многие слова и фразы ребенок усваивает из книг. К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, затем появляются цитаты, представляющие собой дву- и трехсловные высказывания. Таким образом, книга становится важнейшим источником появления в сознании и в речи ребенка сравнений. Уже в раннем возрасте мы сталкиваемся с первыми проявлениями феномена, открытого А.В. Запорожцем и названного им содействием. У двух-трехлетних детей содействие проявляется прежде всего в стремлении практически воздействовать на произведение искусства: они пытаются прогнать паука от Мухи-цокотухи, замазывают в книгах изображения отрицательных персонажей или даже вырезают их, закрашивают рот лисе, чтобы та не съела колобка и помещают Тараканище в клетку и т.п. Встречаются случаи, когда ребенок «помогает» положительному герою. Другое проявление «содействия» - творческое преобразование ребенком прочитанного. Оно проявляется, во-первых, в появлении особого типа речевого поведения - имитации ребенком процесса чтения в эгоцентрической речи. Во-вторых, ребенок воспроизводит прочитанное без книжки - иногда наизусть, иногда пересказывая по-своему. И, наконец, в раннем возрасте появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых. К 2 годам дети нередко помнят множество стихов, хотя и не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы во время пауз при чтении. У многих детей происходит пассивное выучивание текста. Уже в раннем возрасте ребенок способен осознавать ритмизованность и рифму как свойства стихотворной речи. Множество примеров приведено в книге Чуковского «От 2 до 5». В прозаических сказках и рассказах поначалу запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова (отворитеся, по вымечку - из сказки "Волк и козлята"), пусть и непонятные ребенку. К 3 годам дети нередко способны самостоятельно пересказать короткий прозаический текст. Учитывая указанные выше возрастные особенности развития детей раннего возраста можно сделать вывод о том, что уже на первом году жизни ребёнка нужно знакомить со сказкой. Ведь еще в глубокой древности были сложены сказки, учитывающие психологию детей раннего возраста. Рассказывая сказки ребёнку особое внимание необходимо обращать на интонацию, мимику, жесты. И поэзия пестования, и первые сказки воспринимаются годовалым ребенком как звучание родного, в первую очередь маминого, голоса как игра. Но в течение второго года жизни ребёнок начинает вслушиваться в содержание, интересуется им. И уже к полутора годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому. Уже на втором-третьем году жизни круг чтения ребёнка не должен состоять из одних сказок. Произведения должны быть разнообразных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения как фольклорные, так и авторские и т.д. На третьем году жизни ребенок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие ребенку люди. Теперь уже недостаточно только читать ребенку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках взрослого в этом возрасте важна для ребенка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать [19]. Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока что зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Для полноценного развития ребенка ему важно показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных, и жизненных знаний. За первые три года ребенок усваивает колоссальный объем информации. За всю последующую жизнь он не приобретает столько, сколько за этот период. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А.Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком раннего и дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего". Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии: ·непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); ·понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); ·влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)[2]. Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении раннего и дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии: ·от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства; ·после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным [11]. На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Для детей раннего возраста характерна зависимость понимания текста от его личного опыта, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение детей к книге, художественной литературе - важнейшая задача дошкольного образования. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы. И начинать его надо с раннего детства [4]. Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства [2]. В раннем возрасте формируется направленность личности, интенсивно усваиваются примеры взрослых, складываются определенные способы общения. В этот период бурно развиваются образные формы познания действительности - восприятие, образное мышление, воображение. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Отмеченные психические свойства и способности детей раннего возраста позволяют сделать вывод, что данный период детства восприимчив к тем педагогическим воздействиям, которые осуществляются средствами литературы и других искусств. Именно в этот возрастной период складываются условия для пробуждения интереса у детей к книге, чтению, для формирования у них основ разносторонней читательской деятельности и для формирования будущего читателя. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, то есть всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Таким образом, мы видим, что в течение всего периода раннего детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Для детей раннего возраста характерно следующее: ·книга для ребенка раннего возраста представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст; ·зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; ·текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве; ·установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; ·в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; ·эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; ·цитирование - двух-трехсловные высказывания из любимых книг; ·попытки инсцинирования с участием взрослых; ·наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|