Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОБЛЕМА ТАЛАНТА И СТРЕСС



 

В психологии художественного творчества есть подход, который рассматривает факторы, мешающие творчеству. Есть такие творческие специальности, которые связаны с работой в аудиториях, в среде, где художнику раскрыться бывает сложно. Есть такие виды творчества, где увязать его с мотивацией художника, бывает сложно, в силу того, что мешают некие факторы. Одним из них является стресс. Существуют такие виды творчества, где все зависит от фактора стресса, неврозов, состояний, которые мешают творчеству. Так например, все актёры знают о зажимах. Преимущественно все актеры испытывают страх сцены. Но иногда этот страх достигает такой силы, что под угрозой оказывается даже карьера. Такие артисты часто переживают благодаря феномену навязчивого или мнимого пристального наблюдения публики. Артисту в это время кажется, что зрители пристально наблюдают за каждым его неловким движением. Далее, всё это переходит на второй уровень. Артист начинает заводиться, появляется сердцебиение, повышение уровня адреналина, потеют руки, начинается тремор.

Таким образом, успех появляется тогда, когда имеет место оптимальный уровень стресса. Есть психологическая закономерность Йеркса-Додсона. Согласно ей, мотивация повышает качество выступления до тех пор, когда чересчур высокий уровень возбуждения не начинает оказывать отрицательного влияния.

Таким образом, есть такой уровень оптимального возбуждения, “перебарщивать” не рекомендуется.

Пример. Тогда, когда актёру необходимо выходить в четвертом действии, то он переживая в течении четырёх действий, изнуряется и выходит на сцену уже “никаким”.

Вышеприведённый закон утверждает, что отрицательные аффекты проявляются быстрее, когда исполнителю предлагают более сложные задания, и задания, к которым исполнитель не подготовлен. Очевидно, что чем важнее для успешного выполнения задач ясность мысли, тем вероятнее, что тревога помешает достижению оптимального результата.

В психологии сценического переживания существует три группы факторов, которые необходимо знать:

1) Характеристическая тревожность, т.е. природное, конституциональное состояние, которое приносится актёром с собой. Причиной этого явления является он сам. Он родился или воспитан таким. Он имеет низкую самооценку, чувствительную реактивную систему. В конце концов, это может быть связано с темпераментом артиста. Он навязчиво боится «публичного унижения и не обязательно в театральной деятельности.

2) Далее второй уровень тревожности – это уровень достигнутой степени мастерства. Хорошо подготовленное выступление не связано ни с какими реальными трудностями. В этом случае артист поднимается на другую ступень, когда эта тревожность может быть снята с помощью определенной степени мастерства. И это тоже может вредить. Человек иногда настолько обладает мастерством, что у него появляется настолько неадекватная самооценка, что он может плохо выступить. Есть такая закономерность: легкие задачи в условиях стресса решаются быстрее, в смягченных условиях стресса, хуже. Для такого артиста стресс просто необходим. Иначе он не справится. И режиссеры должны это знать.

3) Степень ситуационного стресса. Этот стресс связан с внешней средой, с давлением публики, с социальной напряженностью, с ответственностью этого мероприятия. Это может быть ответственный конкурс, фестиваль, на котором может решаться карьера.

Пример. Некоторые артисты признаются, что испытывают большой стресс, в силу финансовой ответственности, когда отрабатывают деньги своих продюсеров, боясь их подвести.

Выводы:

1) Люди с высокой степенью тревожности лучше всего выполняют задачу, когда работа несложная, а внешняя ситуация не напряженная.

2) Исполнители с низким уровнем характерологической тревожности действуют лучше, когда работа требует определенных усилий, а внешняя среда создает повышенное возбуждение.

3) Исполнители, склонные к тревоге, должны брать легкие задачи, либо выбирать знакомый вид работы. По крайней мере, если им предстоит прослушивание или важное публичное выступление. Если у него нет возможности выбирать, тогда надо пахать и пахать, репетировать и репетировать, до тех пор, пока не будет достигнут достаточный уровень мастерства.

Пример. Некоторые киноактёры талантливы, но у них плохая память. Это вызывает беспокойство у актёра. Для кино это не проблема. В кино снимаются на основе раскадровки. То есть весь фильм снимают маленькими кусочками и маленькими диалогами.

Как же избавляться от тревожности? С помощью каких психотехнологических приемов?

Приведём подробнее все эти психотехнологии.

Метод переполнения. Он основан на предположении, что необоснованные страхи поддерживаются в человеке из-за того, что чувство облегчения, испытываемого при успешном бегстве от пугающего объекта, укрепляет связь между страхом и этим объектом. Иными словами, страх поддерживается в человеке из-за того, что чувство облегчения, испытываемого при успешном бегстве пугающего объекта, укрепляет связь между страхом и этим объектом. Человек входит в привычку уходить от страха, убегать от него и настолько ему это интересно, что он входит в это состояние и ему оно нравится. Это похоже на игру в кошки – мышки. Из этой психологической ловушки такой артист вырваться не может и потому все время испытывает страх и потребность в нем.

Пример. Молодой вокалист, который боится сцены, мысленно представляет, как поет на дне рождения своей жене, детям, где обычно не переживает. Вокалист чувствует комфорт во время вхождения в этот образ. Далее, этот комфортный образ постепенно объединяется с картиной выступления перед публикой.

приёмы медитации. Для того, чтобы успешно медитировать, необходимо выбрать объект пристального внимания. Например, выбирается конкретная точка, например, красная диодная лампочка телевизора. Медитирующий смотрит на неё на на расстоянии и пытается сконцентрировать свой взор только на ней.

И всё-таки гипноз занимает особое место в артистической деятельности. Существует два типа гипноза:

релаксационный гипноз, который является, по сути, техникой введения в промежуточное состояние между бодрствованием и сном. Это гипноз как сон. В этом случае гипнотизер в словесной форме дает раппорт, установку на покой, вызывая определенный внешний спокойный фон (плавная музыка и т.п.). Потом начинает говорить о тяжести, теплоте и т.д. Во время гипнотического состояния даются разные установки: о том, что сердце бьется спокойно и ритмично, о том, что исчезло беспричинное беспокойство, тревожность, пустота, о том, что актёр после сеанса прекрасно сыграет свою роль, о том, что он не будет бояться сцены и т.д.

Эриксонианский гипноз. В этом случае нет никакой релаксации и люди не спят гипнотическим сном. Они бодрствуют с открытыми глазами, но при этом идёт гипнотический сеанс. Так, например, таким внушением в бодрствующем состоянии прекрасно владеют цыгане. Гипноз в этом случае понимается как процесс передачи образов. Это уже ближе к искусству. Гипнотизёр в этом случае формирует определенные образы и определенные мысли своему собеседнику. Мы постоянно находимся под гипнозом благодаря телевидению, кино, каким-то иным сферам, постоянно находимся и купаемся в ауре и образах, созданных художникам разных уровней.

Пример. Одна девушка призналась, что вовремя общения со своим другом, мыслит и думает только о том, что задаёт в своей беседе её друг. Таким образом, она находится в поле его гипноза, обаяния, эрудиции и т. д.

С точки зрения эриксонианского гипноза, все люди поддаются гипнозу. Поэтому, когда говорят о том, что есть люди, которые поддаются, а есть люди, которые не поддаются – это неправильно. Известный на Западе психотерапевт Эриксон утверждает, что у каждого человека есть свои актуальные и животрепещущие, задевающие его положение и состояние, темы, задев которые можно ввести в гипнотическое состояние любого.

Существуют различные психологические прививки от стресса. Рассмотрим их.

1. Поменять отношение к объекту стресса на основе, в частности, философского осмысления. По-другому взглянуть на мир, подняться выше над своим эгоизмом и т.п. (Всё является “песчинкой” на фоне смерти и вечности. на фоне похорон).

2. Разговор с собой.

Когда мы беспокоимся, то часто какой-то внутренний деструктивный и навязчивый диалог прокручивается у нас в голове. Так например, внутри нас может сидеть наш родитель и контролировать нас. (“Если ты не в состоянии запомнить текст сценария, тебе в театре не место”). Необходимо научиться давать позитивные установки и развивать в себе внутренние диалоги, способствующие вашему успеху. (“Я талантливый музыкант, талантливый певец. Я люблю публику, а публика любит меня. Я расслаблюсь и сосредоточусь на удовольствии от музыки, которую играю”). Когда актер по-настоящему вживается в свою сценарную роль, закрывая свой эгоизм и начинает жить ролью, у него прекращается беспокойство. Таков закон психологии, согласно которому наш мозг не может думать одновременно о двух вещах.

3. Создание образов цели.

Многие артисты воображают или мнят себя своими кумирами выдающимися деятелями, создавая образ, на который хотят быть похожими. Если находясь в этом образе артистам легче удаётся преодолеть стресс, то эта психологическая прививка оправдана.

Пример. Молодой вокалист представляет себя великим Паворотти.

4. Самовредительство

У актеров и музыкантов этот прием очень распространён. В этом случае, актер как бы сам себе вредит, чтобы оправдать своё некачественное исполнение. Например, он говорит, дескать, вчера гулял, болел и, поэтому ничего хорошего от меня на сцене не ждите. Этот прием за кулисами применяется часто. (“У меня сегодня голос плохой, я простудился”. В действительности он не простудился). Такой приём иногда успокаивает.

5. Снятие переживания и стресса за счет самого исполнения или творческого процесса. . Вы сосредоточиваетесь на переживании, которое вызывает ваш творческий процесс. Вы вживаетесь в него и, поэтому, успокаиваетесь. Порой настоящий профессиональный исполнитель отдыхает и наслаждается от своего исполнения. Актер, который не находит в себе места для другого образа - это актер, который не может справиться со своим эгоизмом.

6. Функциональные методы снятия стресса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.