Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ



  1. Некоторые художники, берут ведро и брызгают краской на холст, а потом удивляются этому эксперименту. Более того, художник может подойти к картине, войти в роль зрителя (психодраматический подход в художественном творчестве, в изобразительном искусстве), то есть он может войти в роль зрителя, который осматривает его картину, встать на место персонажа картины. Это кино нас самих, то есть мы как бы встаем на место персонажа, которого мы видим на экране и как бы изнутри смотрим на себя, на зрителей. Это своего рода другой полюс.
  2. Музыкальная бездарщина и безвкусица, которую нам приходится регулярно и периодически прослушивать – рождает нечто целое в конфликте с частным, с единичным. Возникает эстетика из хаоса в процессе частого прослушивания хаотических звуков. Возникает нечто целое. Это привитое целое. Это особенная гармония, которая возникает изнутри нас самих в процессе восприятия. Хаос, по мере повторного прослушивания становится нашим родным, а значит, мы испытываем уже к нему симпатию, как к части себя, хотя и безвкусным вначале. Это эмпирический подход в психологии восприятия искусства. Таким образом, истоки эстетики могут лежать за пределами самого произведения как такового.
  3. Эмпирический подход в музыке заключается в том, что музыкант методом проб и ошибок бьет по клавишам.
  4. Импровизация – это эмпирический подход. Эскизы в изобразительном искусстве – это есть импровизация.
  5. Метод проб и ошибок – эмпирический подход.
  6. Психодраматический подход позволяет вырваться за пределы нашего плоского сознания, схем стереотипов. В этом преимущество психодрамы перед психоанализом.
  7. Творчество - это всегда риск.
  8. Держись душой за улыбку и придет радость (девиз функциональной психологии).
  9. Литература и театр являются единым организмом. Без литературы невозможен театр. Без театра, игры жизни невозможна литература. Литература черпается из жизни, игры…. «Вся наша жизнь игра, а люди в ней актеры» говорил Вильям Шекспир. Театр позволяет выражать нечто такое что возможно в воображении. Театр - выражение внешних чувств, переживаний, образов, которые к нам приходят при чтении литературы. Театр- это опыты душевных переживаний, возникающие при чтении литературы. Благодаря театрализации литературного произведения можно понять и почувствовать то. Что при прочтении не возможно. Поэтому театрализация литературы необходима. Благодаря этому удается лучше донести до читателя задумки и переживания автора. Когда разыгрываются персонажи произведения, то актеры действительно начинают понимать поступки своих героев. Понимать глубже, нежели при чтении в наше время люди все меньше и меньше читают, а больше смотрят и слушают. Благодаря театру удается экономить время и человек можно соприкоснуться с литературным произведением, не прочитав его это одновременно и хорошо и плохо. Театрализация литературных произведений необходима так как это будит развивать школьников они научатся правильно говорить красиво себя вести справляться со своими переживаниями. Вообще, необходимо разыгрывать не только литературные произведения , но и жизненные ситуации, это позволит человеку взглянуть на себя по другому. Каждый выбирает себе персонаж согласно своему характеру, способностям. Вживаться в героя – это значит забыть о своих переживаниях и проживать героя. Это и есть человеческая доброта духовность. Поэтому театр – это всегда школа доброты и духовности. Благодаря театру школьники могут увидеть совершенно по другому друг друга. Театрализация литературного произведения - снимет многие проблемы между учениками и учителями. Поэтому необходимо поддерживать театрализацию литературы в школе.
  10. Ярким примером эмпирического подхода в психологии эстетического музыкального восприятия, является ситуация, когда музыка не нравиться, но человек экспериментирует, все чаще и чаще слушая эту музыку. Он её слушает настолько много, что она становиться родной так, что он к не привыкает. Затем, когда он эту музыку случайно услышит, то она может ему уже понравиться, как нечто знакомое. Эмпиризм заключается не только в том, что слушатель в поиске эстетического наслаждения ходит на различные спектакли, музыкальные спектакли, на различные концерты дабы найти нечто в процессе этого поиска, но и в том, что слушатель одно и то же произведение слушает так часто, что она становится родной. Поэтому, если слушать бездарные вещи много раз, часто крутить их, то мы адаптируемся к ним и начинает их воспринимать как часть себя. Пример. Бездарные аккорды из рекламы «у-у-у – данон».
  11. Суета – много движений, но мало действий, в результате нет продвижений. Не стоит рассеиваться в разных реальностях, и создавать видимость действий. Это действия без движений вперед. Как-то увидел как работает режиссёр-постановщик Сергей Говорухин и понял, что у них нет суеты, а есть движение вперед.

 

7. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

С одной стороны, мы говорим о художественном творчестве как божественном и интуитивном процессе, где имеет место вдохновение и т.п., но с другой стороны, в искусстве часто имеют место различного рода технологии и искусственные приемы, позволяющие вызывать у потребителей искусства нужные для художника реакции. В первом случае художник органично “дышит своим творчеством” и творит. Но с другой стороны, существуют технологии создания того или иного произведения. Именно этому мы и посвятим наше дальнейшее изложение.

Ниже мы коснёмся причин, благодаря которым художественные произведения вызывают в нас наслаждение и кайф, состояние радости и эйфории. Мы это всё будем рассматривать вне зависимости от личности художника-творца, в силу того, что есть такие законы в искусстве, которые не связаны с психологией творца. Эти законы воплощены и “зацементированы ”в самом произведении искусства и только в нем. И существуют эти законы сами по себе, вне психологии творца. Если законы существуют сами по себе, то это объективные закономерности внутри произведения, благодаря которым оно радует нас, вызывает эстетическое переживание и становится образцом художественного творчества. Таким образом, с одной стороны, в самом искусстве есть самодостаточные внутренние подходы, а с другой стороны, сам творец, обладая определенными свойствами, выражает себя в искусстве, и в результате происходит нечто, что мы называем феноменом прекрасного.

В психологии киноискусства есть свои требования и законы, основанные на психологии восприятия, внимания, ваоображения, времени и пространства и т.д. Порой, необходимо за короткое время уложиться, причём так, чтобы была и завязка, и развязка, и кульминация, чтобы все было ярко и понятно. И поэтому, критерием успеха не является то, насколько творец сам, по своим ощущениям считает это произведение хорошим. Здесь существует гигантская пропасть между субъективной оценкой самого автора и тем, насколько это будет нравиться зрителю или читателю.

Пример. Есть музыканты и слушатели, с определенным типом восприятия. Для них прозаические звуки кажутся “космосом”. Это гениальные слушатели звуков и музыки. Но гениальна ли музыка, которую они слушают? А музыки-то, возможно, нет! Но они, будучи гениальными (или патологическим) личностями, что-то там находят. Находят так, как в облаках.. Если на них смотреть, то можно увидеть что угодно. Эта великая сила воображения! Вот так появляются симфонии, которые понимают только гениальные слушатели. В них нет “зацементированных” универсальных законов и подходов искусства, которыми обладают многие гениальные музыкальные произведения от Моцарта до Бетховена. Но возможно просто не пришло время?….

Анализ показывает, что многие композиторы паразитируют на определенных музыкальных гармониях, которые любит народ-обыватель. Автором этих гармоний являются другие, но за плагиатом в области гармонии углядеть очень сложно. Таких паразитов в “искусстве” и на эстраде сейчас множество. И, поэтому, такие художники больше технологи-конъюнктурщики. Они идут на поводу обывателя, балуя и поглаживая его слух. уже известными музыкальными формами, не создавая ничего нового. В настоящее время таких песенок и ритмов очень много.

Пример. На татарской эстраде звучат сотни и сотни новых песенок. Один композитор заявил, дескать он написал 1200 песен. Искусство ли это?. Здесь приходят технологии, тираж, штамп. Но, порой всё это хорошо покупается и продаётся…

Таким образом есть такие законы, с помощью которых можно воздействовать на воспринимающего и в нем будут возникать эстетическое наслаждение, эйфория, кайф, радость и т.п. Иными словами, можно манипулировать воспринимающим и получать нужную реакцию. А уж коль мы применили понятие «манипуляция», то необходимо дать ему определение. Для этого рассмотрим феномен общения между людьми.

Существует три вида общения между людьми:

1)Чувственное общение.

2)Информационное общение.

3)Манипулятивное общение.

 

Чувственное общение.

Пример чувственного общения. На берегу реки стоят влюбленные, смотрят вдаль и молчат. Они ни о чем не говорят… но общаются, понимая друг друга с полуслова. У влюбленных имеет место как бы телепатическое общение. Такое общение может быть месяц, две недели, два дня.

Чувственного общения, к сожалению в мире очень мало.

 

Информационное общение.

Здесь мы передаем друг другу различную информацию, необходимую для каких-то целей.

 

Манипулятивное общение. Это дезинформационное общение. В этом случае, в общении имеет место ложь, дезинформация. Здесь личность воздействует на другую с какими-то целями, о которых манипулируемая личность не знает.

Таким образом, манипуляция - это скрытое воздействие на личность, при которой другая личность ведет себя по программе манипулятора, имея иллюзию самостоятельности принятого решения.

Как проявляют себя процессы манипуляции в художественном творчестве? Если художник создаёт своё произведение, используя законы психологии зрителя, то он уже становится манипулятором. Поэтому, необходимо знать законы манипулирования зрителем, слушателем и т.д. Кто-то из читателей может возразить, дескать это не имеет никакого отношения к истинному художественному творчеству. Увы! Современное искусство технологично, а значит манипулятивно. Вбольшинстве случаев современное искусство - это многокомпонентный продукт, в котором соединены разные составляющие, разные авторы.

Пример. В киноискусстве имеет место гигантская пропасть между сценаристом и конкретным окончательным продуктом – кинофильмом. Сценарист пишет одно. Оператор прочитав, накладывает иное. Светотехник третье. Актер четвёртое. Режиссёр постановщик, пятое. И т. д. Поэтому, как бы сценарист не летал в своих мечтаниях, в реальности начинает сниматься нечто иное. На сценариста будут накладывать свои ограничения иные авторы кино. Директор фильма одному сценаристу так и сказал: «Не потянем, «бабок» не хватит». Таким образом истина художника искажается. А там где есть искажение, всегда имеет место манипуляция.

Поэтому, здесь в первую очередь приходит понятие «технология». Современное искусство становится технологичным, и понятие творчества трансформируется, изменяется. Нужно учитывать все эти технологические тонкости. Кроме того, необходимо учитывать не только технологию создания самого фильма, но и технологию манипулирования будущим зрителем. Необходимо знать зрителя.

Пример. В Голливуде есть профессия киномаркетолога, который исследует потребности кинозрителя.

Таким образом, существуют законы манипуляции, которые не связаны непосредственно с искусством, но они влияют на успех этого произведения.

Допустим, вы манипулятор и решили иметь успех в аудитории. То, что вы талантливы, это не вызывает сомнения. Но что же нужно знать, чтобы манипулировать аудиторией, чтобы иметь успех в аудитории? Очевидно, что нужно знать психологию вашего потребителя. Кроме того, необходимо знать подходы манипуляции и его этапы. Какие существуют этапы манипулирования?

Они следующие:

1) пальмировка.

2) пассировка.

3) шанжировка.

Эти понятия взяты из иллюзионного искусства.

Пальмировка - это подготовительный этап манипуляции. Фокусник-иллюзионист, прежде чем выйти на сцену, подготавливается. Он может спрятать в ладони что-то.

Пример. Девид Копперфильд, который проводит иллюзионное шоу, направил в Москву экспертов для оценки возможностей спорткомплекса Олимпийского. Они изучали возможности проведения фокусов великого мага.

Во время пальмировки изучается контекст или фон на котором будет организовано мероприятие. Организаторы должны понять, насколько впишется их программа в ту среду, где они собираются проводить мероприятие. В этом случае проводится психодиагностика будущих зрителей (либо в фокус-группе, либо методом скрытого социологического опроса и др. )

Психодиагностика, проводится для более правильного выбора мишеней, методов и алгоритмов манипулятивного воздействия. Поэтому во время пальмировки необходимо проведение:

1. Выбора мишеней воздействия.

2. Выбора методов и алгоритмов воздействия.

3. Сокрытия воздействия.

Создание контекста или условий весьма важно для более эффективного манипулятивного воздействия. На первом месте стоят физические условия.

Пример. Если в зрительном зале сыро и температура 5 градусов тепла, как бы хорошо не выступали артисты, слушать их будут с меньшим вниманием.

Поэтому, необходимо создавать достойные физические условия: освещение, противошумовые шлюзы, акустика, запахи, интерьер и. т. д.

Культурный контекст. Язык, национальные традиции, культурные нормы, стереотипы, предрассудки будущих зрителей, всегда были важным фактором успеха.

Пример. Один сценарист не учёл этнопсихологических факторов языка и национальных традиций. Постановка не имела успеха.

Внутризрительский контекст.

Пример. Многие политические и театральные деятели специально заказывают подставных лиц – специально подготовленных людей, которые занимают места в зрительном зале. Эти лица выходят с цветами, громко хлопают, устраивают овации и. т. д.

Этот внутризрительский контекст создается искусственно для того, чтобы сработал подход психологической индукции, работающий по принципу “одна кобыла всех заманила.” Чувство интереса к происходящему на сцене, порой, организуется искусственно.

Психодиагностика на этапе пальмировки - это изучение аудитории и ее свойств. В этом случае изучаются мишени воздействия - слабые места, интересы, “кнопочки” “ниточки” зрителей, подёргав за которые можно достичь желаемой цели. Зритель рассматривается как некая марионетка. Психодиагностика на этапе пальмировки - это изучение мишеней воздействия. Таким образом, психодиагностика – это своего рода маркетинг или изучение потребителя-зрителя, его пожеланий, интересов, аппетитов и т.п.

Пример. Фокусник-иллюзионист выбирает только ту аудиторию, которая желает обманываться с собственного согласия. Такая аудитория знает, что идет на фокусника, который будет её обманывать.

Для более ясного понимания рассмотрим иллюзионизм фокусника. Он включает в себя три основные этапа :

1. ПАЛЬМИРОВКА( Пальмировать -значит спрятать в ладони. )

- это подготовительный этап, включающий:

а) Подготовку сценического фона ( маскирующего контекста ) .

б) Подготовку и маскировку того " сюрприза", который позже

должен получить заблуждаемый. Маскировка делается так, чтобы во время следующего этапа заблуждаемый не смог догадаться о наличии "сюрприза".

в ) Исследование зрителя, которого собираются ввести в заблуждение и владение информацией, которой он не знает. Именно на этом этапе иллюзионист -- манипулятор выбирает окончательный алгоритм своих последующих действий , изучает слабые места зрителя( мишени воздействия ), в частности желание манипулируемого обманываться .

2.ПАССИРОВКА ИЛИ МАНИПУЛЯЦИИ - это сам процесс введения в заблуждение, представляющий собой обманные движения и пассы . ( Пассировать - значит создавать иллюзию пустых рук и перемещение предмета из одной руки в другую ). Иными словами , это блеф т.е. действия, направленные на то ,чтобы зритель поверил в обман . Этот этап включает в себя :

а) отвлекающие , завлекающие , заблуждающие действия руками, телом, глазами и т. п. ( передача ложной невербальной информации).

б) Действия , направленные на вхождение в доверие (общение по определённому сценарию и передача ложной вербальной информации. ) Например, иллюзионист может дать проверить свои реквизиты зрителям , чтобы они убедились , что в них нет никакого секрета , хотя это не так .

По сути своей пассировка является манипуляцией, представляющей собой вид скрытого психологического воздействия, которое ведёт к возбуждению у зрителя намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями. Поэтому зритель действует (например, отвлекается или побуждается к чему либо) казалось бы самостоятельно и из своих соображений, а в действительности его ведёт фокусник. Это всего лишь иллюзия самостоятельности.

3. ШАНЖИРОВКА - заключительный этап в действиях фокусника, при котором происходит подмена одного предмета другим . Иными словами, предмет незаметно заменяется на "сюрприз", который предварительно был пальмирован и пассирован. На этом этапе зрителю преподносят «сюрприз» от которого он испытывает переживание и поэтому фокус , как результат иллюзионизма , можно считать состоявшимся. (Отметим , что иногда фокус заканчивается «саморазоблачением», которое в конце концов является также шанжировкой , так как истинный секрет фокуса подменяется ложным . )

Таким образом , иллюзионизм фокусника включает в себя пальмировку пассировку (манипуляцию) и шанжировку .







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.