Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 2: Организм как единое целое.



 

ВОПРОСЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЛЕКЦИИ

1. Организм, как единое целое.

2. Механизмы регуляции функций организма. Рост и развитие.

3. Возраст, возрастная периодизация.

 

1. Человеческий организм – многоуровневая, сложноорганизованная совокупность иерархически выстроенных (соподчиненных) компонентов. Элементарными единицами его служат разнообразные по форме, размерам и выполняемым функциям клетки. Клетки образуют ткани (эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную), ткани – органы.

Органы образуют нервную, эндокринную, иммунную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, репродуктивную и выделительную функциональные системы, а также опорно–двигательный аппарат.

Организм человека представляют собой открытую, саморегулирующуюся систему, неразрывно связанную с внешней средой в результате обмена веществ, энергии и информации.

Основными физиологическими свойствами организма человека являются обмен веществ, раздражимость (возбудимость), подвижность, рост и развитие, приспособляемость, саморегуляция, размножение.

Взаимная сочетанная деятельность составных частей организма возможна только при поддержании относительного физико-химического постоянства его внутренней среды, включающей в первую очередь кровь, лимфу и межклеточную жидкость. К числу контролируемых в них параметров относятся кислотно-щелочное равновесие (концентрация водородных ионов), осмотическое и онкотическое давления, создаваемые концентрацией солей и белков и другие показатели.

Сохранение указанных параметров в пределах строгого режима сдвигов обеспечивает определенную независимость человека от постоянных колебаний среды обитания, названную французским физиологом К.Бернаром внутренней средой организма, а У.Кенноном (1935) гомеостазом.

2. В обеспечении гомеостаза участвуют гуморальные и нервные механизмы. Первые (от лат. humor- жидкость) имеют более древнее происхождение, нервные механизмы возникли на более поздних стадиях эволюции в порядке необходимости обеспечения оперативных, срочных и адресных реакций.

Оба механизма (нервный и гуморальный) действуют в тесной взаимосвязи, ибо, с одной стороны, многие биологически активные соединения способны оказывать влияние на состояние нервных клеток, а с другой – нервная система контролирует синтез и выделение гуморальных агентов. Вместе они создают единую нейрогуморальную систему координации, управления деятельностью организма, в силу чего он обретает способность к самостоятельной регуляции протекающих в нем процессов на основе прямых и обратных связей.

Прямые связи осуществляют трансляцию «распоряжений», посылаемых нервными центрами к эффекторным органам (мышцам, железам). Обратные связи информируют центры о том, в какой мере исполнение задания соответствует запрограммированному конечному биологически полезному результату (сокращению мышц, секреции желез).

Различают положительные и отрицательные обратные связи. Первые лежат в основе самоусиливающихся, регенеративных процессов, когда сигнал на входе системы совпадает с таковым на выходе и наращивает его.

Отрицательная обратная связь выполняет стабилизирующую функцию, имеет противоположный знак на выходе системы по отношению к входящему и гасит его. Она обеспечивает устойчивость организма к внешним влияниям среды по принципу: любое отклонение параметров гомеостаза служит сигналом к немедленной мобилизации аппарата, возвращающего их к исходным величинам.

Таким образом, благодаря наличию прямых и обратных связей организм представляет систему, которая поддерживает и корригирует свое состояние, совершенствует себя.

Обмен веществ, протекающий в клетках и тканях, состоит из двух противоположных, но взаимосвязанных процессов: синтеза или ассимиляции (от лат. аssimilatio – делаю подобным) и распада или диссимиляции (от лат. dissimilatio – делаю неподобным). Обмен веществ обуславливает рост и развитие организма, понятиям, которые относятся к фундаментальным категориям в биологии. Под ростом понимается увеличение длины, объема, массы тела и сопряженное с ним увеличение числа клеток и составляющих их органических макромолекул, т.е. количественные изменения.

Термин развитие подразумевает качественные альтерации, заключающиеся в усложнении организации детского организма, его строения (дифференцирование органов и тканей, формообразование), функций, их взаимоотношений и регуляторных процессов. Рост и развитие cвязаны и взаимообусловлены. Постепенные количественные изменения, сопровождающие рост, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. Физическое развитие, процесс физиологического созревания на всех уровнях его организации связан с внешними признаками (ростом частей и массы тела и совершенствованием функциональной деятельности различных органов и физиологических систем).

Оценка физического развития производится на основании соматоскопических, антропометрических и физиометрических признаков. Важно помнить, что ведущие антропометрические показатели (рост, вес) на разных этапах онтогенеза меняются с разной скоростью, свидетельствуя о неоднозначной интенсивности физического развития. Внешним выражением рассматриваемого процесса могут быть и изменения пропорций тела, способные служить косвенным критерием определения биологической зрелости детей и их готовности к школьному обучению.

Сущность психического развития сводится к формированию познавательной деятельности индивида, конструируемой на базе чувственного восприятия, ощущений, представлений, памяти, мышления и волевых качеств в соответствии с типом высшей нервной деятельности.

3.Возраст – период, ступень в развитии, росте организма человека. Весь жизненный цикл (после рождения) делится на отдельные возрастные периоды, т.е. отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. В своей основе возрастные периоды включают комплекс признаков: размеры тела и отдельных органов, их массу, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), половое созревание и т.д.

Общепринята следующая классификация:

новорожденный период – 1-10 суток;

грудной – 10 сут-1 год;

раннее детство – 1-3 года;

первое детство – 4-7 лет;

второе детство – 8-12 лет – мальчики и 8-11 лет девочки;

подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет девочки; юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки;

зрелый возраст – 22–60 лет мужчины, 21–55 лет женщины;

пожилой возраст – 61 –74 лет мужчины, 56 – 74 лет женщины;

старческий возраст 75 – 90 лет оба пола, долгожители 90 лет.

Педагогическая наука учитывает вышеназванные периоды, выделяя в связи со школьным обучением дошкольный возраст до 6–7 лет, младший школьный возраст до 9–11 лет, средний (до13–14 лет) и старший школьный возраст (до 16–17 лет).

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок. Особо отмечают период полового созревания, так называемый переходный или пубертатный период (от греч.: pubertatis – оперение), выделяя препубертатный период (11–13 лет), 1 фазу пубертата – мальчики 13–15 лет и девочки 11–13 лет, 2 фазу пубертата – мальчики 15–17 лет и девочки 13–15 лет. В этот период происходит существенная гормональная перестройка организма, вызывающая развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно–рефлекторной деятельности, увеличение эмоциональной лабильности.

Все перечисленные возрастные деления нельзя признать совершенными. Они довольно условны, так как физиологически не полностью обоснованы, не учитывают адаптивного характера развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования организма как целого на каждой стадии его становления. Высказано положение (Д.А. Фарбер) согласно которому норму следует расценивать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий совершенное приспособительное реагирование на внешние условия среды на соответствующих этапах онтогенеза.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Дайте физиологическое определение организму человека, как многоуровневой системе.

2.Как следует понимать определение живого организма, как открытой, саморегулирующейся, самовоспроизводящей системе?

3.Что является основными свойствами живого организма?

4.Что включает понятие внутренней среды организма и гомеостаза?

5.В чем различия нервного и гуморального механизмов регуляции гомеостаза?

6.В чем состоит механизм обратной связи саморегуляции организма?

7.Что подразумевают понятия роста и развития организма? Как с ними связан обмен веществ (ассимиляция и диссимиляция)?

8.Назовите основные периоды постнатального периода онтогенеза организма человека.

9.Какми образом возрастная периодизация связана с педагогической наукой?

10.Что означает понятие пубертатный период?

Ссылки на литературные источники, приведенные в рабочей программе дисциплины.

Основная литература

1.Лекционный материал кафедры медико-биологических основ физического воспитания и смежных дисциплин.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : Учебник./ А.С. Солодков, Е..Б. Сологуб . М.: Олимпия Пресс, 2005.- 527 с., С. 14, 140, 364–365.

3.Возрастная физиология: Учеб.-метод. пособие / Под редакцией д.м.н. Ю. М. Досина.- Мн.: БГПУ, 2006. – с.266 , С.20–28.

Дополнительная литература

1. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная : лаборатор. практикум / Ю.М. Досин, Т.А. Миклуш, Т.В. Ровдо и др.; под общ. ред. Ю.М. Досина .- Минск : БГПУ, 2009. – 160 с., С. 9–11.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.