Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль деловой журналистики в коммуникационном обеспечении преобразований в сфере экономики.



Деловая журналистика — специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в Интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий.

 

Ее задача — формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания». Под термином «деловая пресса» он понимает деловые издания (газеты и журналы, предназначенные для специалистов). В деловых изданиях освещаются вопросы экономики, политики, науки, культуры.

 

Основа информационной среды деловой прессы — информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

 

Областью деятельности журналиста становится экономико-аналитическая, маркетинговая, исследовательская и даже непосредственно предпринимательская деятельность в современной бизнес-среде. Реагируя на интересы зарождающегося предпринимательства, деловая пресса стремилась адекватно отражать ситуацию на экономических рынках, рассказывать о функционировании предприятий, внедрении новых технологий в промышленную сферу.

Развитие деловой журналистики в России обусловлено особым «социальным заказом на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений». Неслучайно в журналистском корпусе выделился отряд журналистов, специализирующихся на подготовке деловых новостей.––

Зарождающиеся в перестроечный период деловые СМИ в целом выражали интересы предпринимателей, оценивали происходящие в экономике, политике или обществе события преимущественно с позиции их влияния на условия существования и деятельности тех людей, которые заняты в частном бизнесе. Выражалось это как в комментариях журналистов, так и в отборе новостей.

 

«Объективной предпосылкой институционализации деловой печати являются функционирование рыночной экономики и наличие соответствующей инфраструктуры <...> В одних случаях рыночные отношения определяют спрос на развитие деловых изданий, в других — деловые печатные издания формируют цивилизованные открытые и прозрачные отношения в экономике. Деловые печатные издания, в том числе и в России, становятся объектом влияния рыночных отношений, а также активным субъектом не только бизнес-среды (что само по себе важно), но и политического процесса».

Деловая пресса России постепенно становится одним из эффективных рычагов воздействия бизнес-структур на систему власти. Зачастую именно «через деловые СМИ бизнес-сообщество добивается принятия необходимых для развития рыночной инфраструктуры законов, нормативных актов, положений, устранения административных барьеров».

 

Взаимное влияние бизнеса и СМИ привело к тому, что в России «именно деловой прессой формируются новые стандарты качественной журналистики, которые впоследствии могут распространиться на всю журналистику».

Деловые печатные издания становятся мощным инструментом влияния на саму власть, и, естественно, органы государственной власти, местного самоуправления считают крайне важными объяснение стратегической линии своей деятельности в экономике, аргументацию принятия тех или иных решений, доведение до политически активной части населения конкретных законодательных и нормативных актов с помощью СМИ.

За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания и издания для деловых людей. Первые дают только деловую информацию, то есть новости и комментарии из сферы экономики. Вторые обеспечивают деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией.

Сегодня выпуском деловых изданий занимаются:

· медиагруппы;

· бизнесмены, для которых издательская деятельность не является профильной;

· органы власти;

· организации и фонды, работающие в сфере экономики.

Деловые издания в перестроечное время появлялись и в регионах. Этому способствовали экономическая жизнь регионов, работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители и др.). Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры — информационного.

 

Местные газеты нередко становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию — от рейтингов ресторанов до предложений банков, — но и незаменимым ресурсом для рекламодателей, и доходы таких газет достаточны для того, чтобы они могли выполнять свою главную функцию, то есть заниматься журналистикой.

 

Региональное деловое издание — это издание, вышедшее на определенной территории страны, предназначенное для деловых людей и содержащее актуальную информацию, необходимую для развития бизнеса и формирования положительного образа деловой сферы как в регионе, так и в целом по стране.

Региональные деловые издания различаются в зависимости от:

· материала носителя (бумажные, электронные);

· регулярности выхода (периодические, непериодические);

· целей использования информации.

Большинство исследователей печати делят весь сектор деловой информации на пять частей:

· экономическая информация;

· биржевая и финансовая информация;

· деловые новости;

· статистическая информация;

· коммерческая информация.

Судя по представленному в каталоге перечню деловых изданий, отраслевой охват объектов хозяйственной деятельности в них достаточно широк: банковское дело, бизнес, предпринимательство, бухгалтерский учет и аудит, торговля, логистика, менеджмент, управление предприятием, налогообложение, страховое дело, недвижимость, управление качеством, электронная коммерция, экономика в целом, строительство, транспорт, торговля, коммерческие банки, страхование, финансы, цен-ные бумаги, фондовый рынок, туризм, автотранспорт, право, недвижимость и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.