Здавалка
Главная | Обратная связь

КУПЛЕТ (фр. couplet),



1) Строфа в песне илистихотворении напевного характера.

2) Куплеты -песенки веселого, шуточного или сатирическогохарактера, исполняемые на эстраде, в водевиле,оперетте. К. С. Станиславский отмечал характерные качества непритязательного, но дос тупного по форме. К.: органическое сочетаниемузыки и слова, разнообразие интонаций, гибкость речи. Для исполнения куплетов артисту необязательно иметь вокальный голос, но музыкальность, чувство ритма и размера, развитыйслух, гибкость голоса обязательны. Важное значение имеет рефрен (припев) К. Драматургическая функция заключена в репризном повороте.Несмотря на внешнюю одинаковость рефрена, вкаждом четверостишии он играет особую роль,рождает различные ассоциации и выражает всвязи с этим различный сатирический смысл.Свойства эстрадного К. - злободневность, поэтому постоянное обновление куплетов становитсяпроблемой жанра. К. может быть нацелен на недостатки людей, быта, работы, приобретать форму памфлета.

 

Л

ЛАЗЕР (аббревиатура слов англ, фразы: LightAmplification by Stimulated Emission of Radiation, что означает "усиление света при помощи вынужденного излучения"), оптический квантовый генератор для получения чрезвычайно интенсивного и узконаправленного монохроматическогосветового излучения. Известны наиболее простыелазерные проекционные световые эффекты такие, как «Интерференционная картина», «Фигуры Лиссажу», пространственные световые эффекты типа «Плоскость», «Коническая поверхность», «Цветок», «Космическое пространство» и т. п. Такие свойства лазерного излучения, как яркость, контрастность, монохромность, широкий диапазон спектральной перестройки, управления излучением в пространстве и времени позволяют создавать световые образы, совпадающие с реальными объектами по большинству оптических признаков. Реалистические лазерные образы по насыщенности цвета, по яркости, динамичности и глубине проработки фактуры изображения значительно превосходят световые образы, создаваемые обычной проекционной или осветительной техникой. Л. используется в театрализованных представлениях в закрытых помещениях и на открытом воздухе, в дискотеках. (Голография, Сценические эффекты).

ЛАКОНИЗМ(< rp. lakonismo's)

1)Краткость и четкость в выражении мысли. По преданиям, этим качеством обладали жители древней Лаконики - спартанцы.

2)Краткость,четкость,концентрированность, завершенность содержания,лаконичные актерские средства (минимально используемые, отобранные и отточенные, доведенные до символа) воплощения и оформления.

3) Понятие, характеризующее способ максимально обобщенною и предельно краткого » выражения творческого замысла художника. Как средство художественной выразительности Л. Означает отсутствие в произведении иск-ва всякого рода излишеств, чувство .меры, содержательность. Выразительность достигается здесь благодаря использованию возможно меньшего числа знаков, что освобождает воспринимающий субъект от дополнительных представлений и ассоциации, к- рые могли бы возникнуть в процессе созерцания эстетического объекта, и позволяет непосредственно и точно схватить основную идею художника. Л. в сценическом иск-ве тесно связан с проблемой условности. Лаконичны и авторское произведение, и актерские средства его воплощения, и компоненты внеш. оформления (в виде отдельных броских детален, реквизит только самый необходимый, к-рый от бытового назначения возвышается до художественного обобщения, если свет, то локальный), и условия демонстрации-1Особое значение Л. приобретает в массовом действии, в концертном номере.

 

ЛАТЕРНА МАГИКА, Проекция Латерна-магика.

ЛЕВО-ПРАВО, половины, на к-рые условно делится сценическое пространство по вертикали основной мизансценической осью (Композиция сценического пространства). Т. к. в силу условного рефлекса глаз чел-ка оглядывает сцену слева направо, эти половины теряют свою равноценность, и делится сценическое пространство пополам условно. Т.о., на языке простейшей мизансцены композиция в левой части сценической площадки означает предварительность, монументальность, убежденность, взгляд как бы "гонит" ее в пустое пространство правой части сцены. Композиция справа тяготеет к окончательности, затрудненности, размышлению.

ЛЕГКОСТЬ, отличительная черта иск-ва эстрады, заключающаяся в том, что эстрадные номера воспринимаются зрителем свободно, без напряжения, шутя, как бы играючи. С. С. Клитиным обобщены и предложены следующиепути упрощения структуры произведения, облегчения его содержания и формы:

1)значительная крупная тема освобождается от сложного переплетения с др. темами;

2)отбор таких проблем, к-рые не претендуют на крупный масштаб и глубинность, а являются частными, локальными, могущими представлять интерес для людей в момент развлекательного досуга;

3) точное ограничение жанровой палитры;

4) упрощение формы за счет открытого, взаимного и доверительного общения исполнителя с публикой, не требующего дополнительных компонентов, или же, наоборот, за счет броскости, необычности решений, к-рые приковывают внимание зрителей. Отсюда - необходимость оригинальных жанровых поисков, особые приемы режиссуры в построении начала, кульминации, финала выступления, оригинальность в решенииэстрадных костюмов и т. п.

 

ЛЕЙТМОТИВ(нем. Leitmotiv, букв, ведущий мотив)

1)Основной мотив, муз. оборот, повторяющийся в муз. произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, -эмоции; ос-новная тема. Используется с 19 в. в опере, балете и программной инструментальной музыке.

2)(Перен.) основная тема художественного произведения (Л. романа, Л. спектакля, Л. театрализованного представления).

3)Один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений (тематических концертов, литературно-муз. композиций, агитационно-художественных представлении). Благодаря Л. построение сценария театрализованного представления сравнивают с сюитным построением. Муз. Л., хорошо согласованный с развитием сюжета, может варьироваться и транспонироваться по ходу представления, звучать то в мажоре, то в миноре, то в оркестровом, то в вокальном исполнении, отчего воздействие его возрастает.

 

ЛЕНТА ОБРАЗОВ, как в кинофильме, последовательное развитие образных впечатлений, внутр. картин, возникающих у исполнителя и вызванных в воображении зрителей и участников театрализованного действа под влиянием выразительных средств, в .к-ром выражается идейный и нравственный смысл, духовная энергия массового действа,. Синоним: кинолента видений. Л. о. сопровождает не только жизнь сценического персонажа. Для режиссера массовых представлений Л. о. помогает выстраивать логику развития действия, предвидеть возможные препятствия и создавать варианты выхода из трудных ситуаций в процессе воплощения представления.

ЛИБРЕТТО(иг. libretto, букв. - книжечка)

1)литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Часть пишется стихами.

2) Литературный сценарий балета, пантомимы.

3) Изложение содержания балета, оперы, драмы в театральной программе или в отдельной книжечке (отсюда название).

4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма. 5) План-сценарий театрализованного представления.

 

ЛИРИКА (< гр. lirikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряд)' с эпосом и драмой), предмет отображения к-рого - содержание внутренней жизни, собственного "я" поэта, а речевая форма - внутр. монолог, преимущественно в стихах Охватывает множество стихотворных жанров (напр., элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение). Любое явление в и событие жизни в Л. (в отличие от эпоса) воспроизводятся бессюжетно, в отличие от драмы в форме субъективного переживания. Особенность лирического произведения в том, что оно содержит и передает субъекту восприятия информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего -"носителе авторской речи, а через нее нередко и собственное "я" поэта.

2)Совокупность произведений этого вида поэзии ( Л.Пушкина).

 

ЛИРИЧЕСКИЙ

1) являющийся лирикой, свойственный лирике (Л. поэзия, Л. проза)

2)Такой, при к-ром чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом,чувствительный (Л. настроение. Л герой, Л. эпи-зод представления).

3) О голосе певца; мягкий, нежный по тембру (Л. сопрано).

 

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, Художественная литература.

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ,драматургическое произведение эстрадного иск-ва (эстрадное представление), создаваемое на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики. В современной Л.-м. к. широко используются все средства выразительности видов иск-в. Главнейшие отличительные, именно видовые особенности отражены в самом названии. Литературная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Может быть использован местный документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и муз. Музыкальной называют композицию потому, что музыка наравне с литературным материалом (иногда в большей, иногда в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а следовательно, и драматическим эл-том последнего. В Л.-м. к. композиционное построение смыкается с творческим монтажом. В. Яхонтов подчеркивал, что иск-во композиции подразумевает метод мышления, что композиция -это тяготение эл-тов друг к другу по содержа-нию, а не по фактуре и форме. Л.-м. к. могут быть двух типов: монокомпозиции, создаваемые по произведениям одного автора (писателя или композитора) и тематические композиции, в к-рых единая тема рассматривается путем использования в них муз. и литературных произведений нескольких авторов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.