ТЕКСТ ДИКТОРСКИЙ, Дикторский текст.
ТЕЛЕИСКУССТВО(< гр. tele - вдаль, далекои слова "иск-во"), техногенное пространственно-временное иск-во. обладающее временнымисвойствами радиовещания и говорящееаудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-вовходят в единую экранную художественную систему, Особенности Т, как и радиовещания -симультанность, вездесущность и программностьвещания.Еще на заре зарождения телевидения С.Эйзенштейн выразил его уникальное свойство какспособность "прямо и непосредственно пере-сылать миллионам слушателей и зрителей своюхудожественную интерпретацию событий в неповторимый момент свершения его, в моментпервой, бесконечно волнующей встречи с ним".Это относится не только к реальным событиям,но и к событиям художественным, к самому актутворчества. Выражением телевизионного иск-ваявляются передачи, где материалом художественной образности становится само живое общение участников между собой и с телезрителем,где автор (напр., И-Андронников, Э, РадзинскийЭ.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в ролирежиссера, и импровизатора, и исполнителя, выстраивая на экране своеобразный телетеатр художественного общения. Т. становится в праздничном действии и телевизионном представлении важным способом коммуникации и сильнымвыразительным средством.„Т. бесконечно расширяет аудиторию праздничного действия, передавая его экранный образв эфир, и активизирует участников праздника. Тдает возможность расширить круг общения сокружающим миром, включать в прямой диалоглюдей, находящихся на дальнем расстоянии отместа праздничного действия.Возможность прямой трансляции и видеозаписи жизненных событий, а также укрупнение наэкране фрагментов происходящего праздничногодействия позволяет использовать Т. как сильноевыразительное средство, включать прямые репортажи или видеокадры в художественно-документальную драматургию театрализованногопредставления, тематического концерта. Самотелевизионное экранное действие может статьосновой массового игрового, праздничного общения, охватывающего весь город, регион, всюстрану.Постоянно развивающиеся и расширяющиеся технические возможности телеобщения рождаютновые формы экранного массового действия(напр., КВН, концертные "телемосты", телемарафон). ТЕЛЕМАРАФОН, общественно-художественная акция, имеющая целью привлечь внимание государства и общественности к проблемам какой-л. социальной группы и помочь ей всеми доступными способами. Автор замысла - петербургская тележурналистка Тамара Максимова, Т. отличается от других форм насыщенной документальностью; экономической помощью той структуре, ради к-рой "марафон" проводится; значительной продолжительностью во времени (диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов без перерыва для сценического действия); обязательным "живым" эфиром, так как он позволяет установить с населением оперативную обратную связь, дает другой нерв, диктует иную степень ответственности в организации телевизионно -сценического действия. Т. тогда ценен, когда художественно раскрывает личность всех участников - его главных героев, артистов, вкладчиков. Т. является средством их самораскрытия. (Документ, Факт. Герой, Интервью, Художественный образ). ТЕМА (< rp. thema - то, что положено в основу) 1) предмет описания, изображения, исследования, обсуждения, разговора и т. д 2)(В иск-ве) объект изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. 3)(В музыке) построение, составляющее основу муз. произведения или его разделов. В крупных муз. произведениях могут быть 2- 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный мотив, к-рый является в муз. произведении основой для дальнейшего развития. 4)(В театре) те явления, события, к-рые отображаются драматургом в произведении. Т. является выражением национальных особенностей, жизни той или иной эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги описывают то," что они видели сами. 5)(В театрализованном представлении, празднике) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Она порождает обращение к тому (или другому) сюжету. Т. характеризует содержательный слой представления (праздника), сюжет, являясь образной конкретизацией темы -характеризует его форму. Т. является одной из составных частей замысла, отвечает на жизненно важный вопрос «О чем?», требующий своего размышления и разрешения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР, видтеатрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и ихдраматургической разработкой. {Метод театрализации). Содержанием Т. в. является общественная жизнь и быт людей, их напряженный, созидательный труд, чувства и стремления, отраженные в конкретных проявлениях и событиях, в жизненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, политики, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное методическое требование к Т. в. – раскрытие темы через призму конкретного чел-ка, его мироощущение, эмоции, действия. Многообразны жанры вечеров: Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об исторических событиях в жизни страны, региона (республики, города, села, района), социальной группы,производственного коллектива. Основной принцип этого вида Т. в - расположение материала соответственно реальной жизненной последовательности событий. Ценность таких вечеров - в напоминании о событиях, к-рые знакомы собравшимся. Но события предстают не как разрозненный набор фактов, а как непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в зале ощущают себя наследниками и продолжателями традиций, заложенных их предшественниками. Вечер- портрет рассказывает о судьбе известного чел-ка (династии, коллектива, бригады, звена и т. п.) и создает его образ всеми выразительными средствами. События, освещаемые здесь не столь масштабны, но благодаря своей предельной конкретности, особой теплоте и сердечности подачи материала достигают убедительности и глубины воздействия. Этот вид позволяет в значительной мере реализовать потребность в общении с интересной личностью не только показать образ данного чел-ка, но и раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть его всесторонне. Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в.Тема здесь отличается предельной остротой и злободневностью. Ему присуща открытая агитационность, призывность, особая действенность. Среди выразительных средств преобладают прямое обращение в зал, яркий, эмоциональный рассказ очевидца событий, широкое использование кинохроники. На них нередко принимаются резолюции, обращения, письма; используются массовое исполнение песен, коллективные клятвы, скандирование лозунгов! шествия через зал. Все выступления носят пафосно-метинговый характер. Вечер-р а с с к а з отличается спокойной повествовательной формой. Характерной чертой является развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений, информации. Чаше всего такие вечера в свободной образно- документальной форме раскрывают такие понятия, как героизм, патриотизм, интернационализм, воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к конкретной жизненной судьбе, строго определенным историческим событиям. Его цель - глубже вникнуть в суть нашей жизни. Вечер - репортаж объединяет единой темой короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных событий прошлого и настоящего. Особая оперативность, злободневность, публицистичность, документальность предъявляют особые требования к ведущему. Часто такие вечера ведут журналисты. Вечер- ритуал содержит эл-ты торжественного акта. Такие вечера связаны с важнейшими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают существенные перемены в гражданском, политическом и социальном состоянии личности. Они вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов и в связи с этим имеют глубокую традиционную основу. Помимо официального ритуального акта (вручение паспорта, студенческого билета, приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда включает в себя ряд традиционных действий, в к-рых «виновники торжества» и присутствующие на нем проявляют свое отношение к происходящему Эти действия позволяют красиво и впечатляюще выразить торжественное обязательство, добрые пожелания, благодарность, признательность. Многие из этих действий передают большие идеи и глубокие чувства лучше и выразительней, чем любое другое средство. (06- ряд. Ритуал). Вечер - интервью предполагает возможность постановки и открытого обсуждения острых вопросов, широкого обмена мнениями, важность и злободневность тематики, участие местных руководящих кадров. Основная роль здесь принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо, и обращается к нему от имени всех присутствующих, комментирует его выступление и под- водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты используются в качестве "художественных прокладок" для заполнения пауз. (Интервью). Вечер - диспут близко стоит к вечеру- интервью. Но его основное содержание - проблемы воспитания подрастающего поколения. От участников вечера требуется уметь не только высказать, но и отстоять свою точку зрения на затрагиваемые вопросы. В основу вышеназванных жанров положены различные виды человеческой деятельности. Идя по этому пути, режиссеры могут преумножить жанровое многообразие Т. в. (Метод театрализации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Приемы активизации),\
ТЕМП(ит. tempo, < лат. tempus - время) 1)Степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-л., в исполнении чего-л., какого-н. дела, задания. 2)(В физических упражнениях) определенная частота повторения выполненных многократно движений (напр.,шагов при ходьбе); 3)(Муз.) скорость следования метрических счетных единиц; основной Т. (в порядке возрастания): лагро, ленто, адажио (медленные Т.); анданте, модерато (умеренные Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным Т.; для точного измерения Т. служит метроном; 4) (В театре) течение выступления артиста во времени (быстро-медленно) относится к внешнему проявлению сквозного действия.
ТЕМПО - РИТМ. сочетание ритма (напряженности шульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа (внеш. проявления хода сквозного действия), к-рые могут либо совпадать, либо резко контрастировать друг с другом. Т.-р. театрализованного представления - сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание номеров и эпизодов. В верном Т.-р. представления заложен успех его восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаше всего используют синкопированное построение Т.-р. (при непременном соблюдении закона его нарастания). Т. е. такое чередование и сочетание номеров, к-рое приводит к резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных выразительных средств, позволяющих реж-рунаиболее точно и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|