Здавалка
Главная | Обратная связь

СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА. Система Станиславского.



СТИЛЬ (лат. stylus, < гр. stylos.- палочка,стержень для письма)

1) В древности и в средниевека заостренный стержень из кости, металла илидерева, которыми писали на восковых дощечкахили бересте.

2) С. языка:

а) совокупность приемовиспользования средств общенародного языка(разновидность языка), для выражения тех илииных идей, мыслей в различных условияхречевой практики (в какой-л. типичной социальной ситуации) - в быту, в официально-деловойсфере и т. д. - отличающийся от др. разновидностей того же языка, чертами лексики, грамматики, фонетики (официально-деловой, разговорный, книжный, научный С.);

б) индивидуальныеособенности чьей-л. речи; в) слог.

3) Метод, совокупность приемов какой-н. работы, деятельности, поведения. 4) Характерный вид, разновидность чего-н., выражающаяся в каких-н. особенных признаках, свойствах художественногооформления.

5) Общность, структура, образныйстрой системы, выразительные средства, творческие приемы, обусловленные ед-вомидейного содержания.

Понятие "С." употребляется также для характеристики крупной эпохи в развитии иск-ва, различных художественных направления, поскольку ед-во общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое ед-во художественно-образных принципов, средств, приемов (романский С., готика. Возрождение, барокко, рококо, классицизм); для характеристики отдельных произведений или .жанра (напр., о С русского романа середины 19 в.); индивидуальной манеры художника.

 

СТИХ (< ф. stichos - ряд)

1) Отдельная ритмическая строка.

2) Единица ритмически организованной речи, строка стихотворения.

3) Художественное произведение, написанное такими строками.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами литературное произведение небольшого объема; в 19 - 20 вв. преимущественная форма лирики.

СТРАСТЬ, (психол.) сильное, стойкое, все- охватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями и приводящее к сосредоточениювсех устремлений и сил на предмете С Основной признак С. - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. «Истину страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя". Эти слова Пушкина, определяющие сущность реалистического иск-ва, стали основой системы Станиславского. В ней понятие предлагаемые обстоятельства, созданные драматургом, переведены в предлагаемые обстоятельства сценического действия. Истина страстей воплощена в учении о сверхзадаче творчества, правдоподобие чувствований определяет условность сценической игры, к-рая подчиняется законам жизненной правды и в то же время является игрой, выражающей в правдоподобной художественной игре чувств истинные человеческие жизненные страсти - всеохватывающие человеческие стремления.

СТРЕМЛЕНИЕ,

1) Первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от осознания С. как динамическая тенденция выражается в ввде влечения или желания.

2) Настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить; устрем-ленность к чему-л.. (Ср., Воля, Действие,)

 

СТРУКТУРА, совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. С. массового театрализованного действия представляет собой совокупность самых разнородных эл-тов жизненных и художественных действий- Ее особенность в том, что, определяя в сценарии и режиссерском плане композицию построения номеров и эпизодов, она обретает свою целостность и самотождественность только в живом действии участников в самый момент праздника.

СТРУКТУРЫ ПРАЗДНИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, Организационные структуры праздника.

СЦЕНА (rp. skene' - палатка, шатер; лат. Scena - сцена театра, подмостки)

1)Вдревнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров.

2)Часть театрального здания, площадка, на к-рой происходит представление^ (театральное, эстрадное, концертное и др.). (Театральное пространство.Сценическая площадка. Техника сцены).

3) В пьесе, спектакле часть действия, акта.

4) Отдельный эпизод, изображенный в романе, пьесе, кинофильм, картине и т. п. (С. из пьесы, С. Из спектакля, С. .массовая).

5) Наблюдаемое происшествие, эпизод, событие.

6) В широком смысле то же, что театр.

 

СЦЕНА ИЗ ПЬЕСЫ, фрагмент из драматического произведения, специально выбранный для показа в программах в качестве концертногономера. С. из п., должна быть законченным эпизодом продолжительностью 10-12 мин. с достаточно острым событием в основе и определенной концовкой. Иногда возникает необходимость в купюрах текста - когда по ходу действия встречаются отдельные слова и фразы, упоминание имен и названий, к-рые не имеют смыслового значения для данного отрывка. Купюры следует делать осторожно, чтобы сценическая жизнь героев не потеряла своей многоплановости, сложности, насыщенности, не исказились бы язык и стиль автора. Важно точно определить текстовую концовку отрывка, какая фраза - динамичная, экспрессивная или мягкая, лиричная – закончит сцену, т. е. будет ли у номера точка или многоточие. В концертном отрывке может быть опушен ряд предлагаемых обстоятельств, касающихся взаимоотношений героев с отсутствующими персонажами, а также связанных с местом действия. Могут быть сокращены персонажи, бегло упоминаемые в отрывке. (Сцена из спектакля).

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ, фрагмент из ранее поставленного спектакля. С и. с. при переносе на эстраду без каких бы то ни было изменений может не произвести должного впечатления на зрителя. Не каждый отрывок обладает четкой драматургической конструкцией. Начало отрывка, взятое из спектакля, не. содержит экспозиции действия, зритель не успевает сориентироваться, понять, где и когда происходят события. То же относится и к финалу, внеш. мизансценический рисунок, механически перенесенный из спектакля, также может помешать зрительному восприятию, ибо в спектакле пластика актера во многом зависит от декоративного оформления, к-рое в концертном варианте упрощено. И, наконец, каждая роль потребует нек-рого переосмысления отдельных моментов, ибо обстоятельства действия в отрывке должны быть также несколько откорректированы. (Сцена из пьесы).

СЦЕНА-КОРОБКА, замкнутое со всех сторон пространство сцены, напоминающее по архитектуре коробку. В современном театре С.-к. имеет три этажа. Первый этаж скрыт под планшетом (полом) сцены, туда ведут люки, имеющиеся в планшете. Второй этаж - собственно сценическая площадка, на к-рой происходит действие. Она образуется планшетом сцены, зеркалом сцены, одеждой сцены. По бокам, за пределами С.-к., располагаются карманы сцены.Часть С.-к. от «потолка» из падуг и до настоящего потолка - третий этаж сцены. Обычно в театральных зданиях расстояние от падуг до потолка в 1.5-2 раза превышает высоту от планшета сцены до падуг. В этом случае декорации полностью скрыты от зрителей, сидящих в зале. Разновидности С.-к.; беспортальная у к-рой ширина портального отверстия полностью совпадает с шириной зрительного зала в зоне первых рядов; с трехчастным порталом, у к-рой в портальной стене вырезано три отверстия; без декорационная сцена - неглубокая сцена закрытого типа, имеющая просторную авансцену, к-рая является основной игровой площадкой; глубинная часть предназначена для декорационного фона; бескулисная -сцена, не требующая маскировки своих боковых пространств кулисами. Пространство этой сцены формируется тремя стенами нейтрального характера или стационарным сценическим горизонтом. Эффект бескулисной сцены достигается также значительным увеличением ширины сцены по отношению к ширине портала. (Занавес, Оборудование сцены-коробки. План сцены. Сценические эффекты. Техника сцены).

 

СЦЕНА МАССОВАЯ, Массовая сцена,

СЦЕНАРИЙ (< ит. scenario), составная частьрежиссерской документации, литературноепроизведение, описывающее содержание иформу действия, предназначенного для воплощения средствами кино или телеиск-ва, пред-ставления, массового праздника, определенныхжизненных и политических акций. С. это драматургическая основа массового театрализованного действия, описание будущей постановки,определяющее ее тему, масштабы и границыпроведения, пути реализации сверхзадачи сценарного проекта и его образного решения. Литературный сценарий содержит также текст илиизложение содержания реплик персонажей, ведущих, тексты стихотворений, песен, театральных отрывков, описание спортивных и хореографических эпизодов, тезисы выступлений реальных героев, точно указанные моменты появления динамической и статической проекции, атакже их содержание. В С. включаются такжережиссерские указания (ремарки, команды на .построение и смену мизансцен, изменения в освещении и т. д.). С. праздника обычно создается всовместной работе режиссера и драматурга, к-рые на основе знания законов массовых праздников предлагают в сценарии определенные праздничные игровые ситуации, зрелища,предугадывая реакцию и игровое поведениезрителей и участников.С. дает возможность оценки сугубо практических, организационных моментов, к-рые определяются конкретными задачами по воплощениютворческого замысла. В этом смысле С. рассматривается не только как форма драматургическогопостроения художес по твенной акции, но и какофициальный документ его организации, к-рыйпозволяет составить смету расходов по егопроведению, перечень необходимых материалов,костюмов, бутафории и т. п.Методы работы над сценарием: компиляция,инсценирование, собственно драматургическийметод, монтаж;

СЦЕНАРИСТ (< ит. scenario), член постановочной группы, автор литературной обработки театрализованного представления, праздника. Совместно с главным реж-ром разрабатывает концепцию праздника, собирает необходимые материалы для сценария, утверждает вместе с реж-ром на оргкомитете план-сценарий, оформляет сценарий литературно и утверждает на оргкомитете его окончательный вариант, вносит поправки в текст сценария во время репетиций. (Организационные структуры праздника).

СЦЕНАРНЫЙ ХОД, (Ср., с сюжетным ходом) предлагаемые сценаристом драматический сюжет или условия игрового общения, определяющие развитие и композицию массового действия и выражающие его образный смысл. Часто в качестве С. х. выступает условность.Он может быть более сложным или менее заметным. С. х. органически вытекает из тематического замысла представления, подсказывается его материалом. С. х. должен отвечать нескольким требованиям: помогать раскрытию основной темы, заинтересовывать зрителя и обязательно проходить от начала до конца, связывая весь материал. С. х. может быть интересная загадка с разгадкой в конце представления, песня или песни определенной темы, латерна-магика, С. х. может найти отражение в сценографии и т. д. В любом случае С. х. требует особого поворота всего материала, особого видения, особой веры в условность, в условия игры.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА осуществление какого-л. действия, в к-ром актер сталкивается с воображаемой внешней средой, преодолевает сопротивление этой среды или приспосабливается к ней, используя пристройки (2). С. з. складывается из трех эл-тов: цель (зачем, для чего делаю), действие (что делаю), приспособление (как делаю). (Предмет борьбы).

СЦЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, духовный и профессиональный уровень режиссуры, исполнителя, сценографии, сценического произведения.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА, часть театрального пространства, на к-рой проходит представление. Различают закрытые и открытые С.п. Закрытые С. п, как правило, отделены от зрительного зала портальной стеной. Боковые пространства сцены, считая от границ портала делаются в профессиональных театрах равными 6,5 метров с каждой стороны. Т.о., ширина сцены в два раза превышает ширину портала. К закрытым С. п. относится сцена-коробка (др. названия: глубинная, колосниковая, портальная, закрытая сцена). К открытым (т. е. полностью открытым зрительному залу) С. п. относятся: пространственная (с трехсторонним обзором) - сцена, окруженная с трех сторон местами для зрителей, а с четвертой - закрытой стеной; сценаарена -с трех или со всех сторон окруженная местами для зрителей; кольцевая - сцена, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри к-рого находятся места для зрителей. Передвижные С.п. педженты (англ, padgeant - передвижная сцена в виде небольшой повозки в средневековом театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий), кароссы (площадки, используемые в карнавальных шествиях), фурки. Разновидностью открытых площадок являются такие нетрадиционные площадки, как акватории, стадион, площадь, улица, поляна, грузовой авто-мобиль и т. п. По технической оснащенности С. п. различают: лифтовую - двухэтажную сцену, имеющую верхний и нижний планшет и перемещающуюся по вертикали за стационарной портальной стеной;подъемно-опускную - сцену с подъемно-опускным планшетом; элеваторную -сцену, оснащенную такой механизацией, при к-рой подача собранных декораций из трюма сочетается с горизонтальным перемещением их на накатных площадках. По расположению зрителей относительно С. П различают фронтальную, на к-рой традиционно расположение актеров на небольшом возвышении (помосте); сцену-арену, когда зрители находятся вокруг актеров; амфитеатр, когда зрители расположены выше актеров. Зрители могут находиться ниже актеров, если используются высокие С. п. или вертолет, -напр., актеры могут проезжать или пролетать мимо зрителей. (Ср., сценическое пространство).(Техника сцены).

 

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, устойчивые принципы, выработанные многолетней практикой режиссуры, категоричные в силу логики человеческого восприятия.

1)Пластика сильнее слова. Это значит, что движением слово можно убить, «если строить мизансценический ряд, игнорируя степень значительности словесного ряда.

2)Прием помноженный на прием, шутка на шутку, фокус - на фокус, - взаимно уничтожаются. Напр., если блестящий диалог (а это уже фокус) помножить на пластический трюк, одно будет убито другим.

3)Закон самоограничения предполагает экономию выразительных средств при богатствехудожественных возможностей. "Умение ограничивать свою фантазию, обуздать ее, жестоко отказываться от всего возможного, но необязательного, а, следовательно, приблизи- тельного - высшая добродетель и святая обязанность режиссера" (Товстоногов) Вводить выразительное средство не раньше, чем это станет жгучей потребностью.

4)Если зрительный и словесный образы однозначны (напр., взрыв смеха и упоминание о нем), то зрительный образ предшествует словесному (сначала смех, затем упоминание).

5)Чем больше физиологии в предмете изображения (напр., боль, смерть, работа с тяжестью), тем более условный характер должно приобретать ее воспроизведение.

6)В каждой сцене искать пропорцию как главного и второстепенного, так и активного и пассивного.

7)Одна и та же .мизансцена (положение, трюк) не может повторяться трижды, но для достижения полного эффекта (чаще комедийного) должна повторяться два с половиной раза.

8) Глаза - тому, с кем говоришь, жест -тому, о ком говоришь, о ком думаешь.

 

СЦЕНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ (латeffectus - действие, результат), средства и приемысоздания слуховых и зрительных иллюзий,необходимых по ходу спектакля, представления,с целью произвести на зрителя определенноеэмоциональное впечатление. С. э. делятся нашумовые (шин звуковые), механические и световые. Деление это условно, т. к. зачастую длядостижения необходимой иллюзии приходитсясочетать два, а то и все три их вида. (Световыеэффекты, Сценические эффекты. Техника сцены,Шумовые эффекты).

СЦЕНИЧЕСКИЙ РАКУРС, расположение актера на сцене относительно зрительного зала. С. р. более всего тяготеет к фасу. Значительная часть С. р. составляют различных видоизменения полуфаса. Реже, чем абсолютный фас, используется чистый профиль. Своеобразием отличаются спипные мизансцены и полуспинные. Каждый С. р. имеет свои выразительные возможности и ограничения, с т. зр. Логики ни определяются объектами внимания и направлением движения актера. В оценке композиции использованного С. р. всегда применимы два критерия: правды (оправданности) и выразительности.

СЦЕНИЧЕСКИЙ СИМВОЛ, средство иносказания (прием режиссуры массовых зре-лищ), выражающее в лаконичном образном знаке-символе-1 (сценографии, .мизансцене, свете, музыке, звуке) основную мысль действия, эпизода, представления.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, вид художественного игрового действия. Волевой процесс сценического творчества, направленный к определенной художественной духовной цели. С. д. осуществляется в момент живого общения со зрителем в вымышленных, воображаемыхпредлагаемых обстоятельствах на основе определенных способов, соотносимых со сценической задачей, условиями и мерой условности театральной игры.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, область театрального творчества; в более узком смысле -иск-во создания спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и мастерства. С. и. определяется природой театра. Любой театральный спектакль, будь то драмати-ческое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности - творчества режиссера, игры актеров, иск-ва художника-декоратора, осветителя, костюмера (Костюм) и др. Декорация, свет, обстановка создают зрительно- пространственное решение спектакля, с которым сочетается его развитие во времени, представленное прежде всего через сценические события, характеры и отношения персонажей, их душевную эволюцию, а отсюда - через мизансцены, ритмы и т. д. В С. и. существуют три главных направления:

1) ремесло;

2) иск-во переживания,

3) иск-во представления. Четкие границы между ними существуют только в теории. Представители этих направлений могут сосуществовать в одном коллективе или .один и тот же актер за период своей сценической жизни может менять направления.

 

СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, любая игровая площадка, на к-рой разворачивается массовое действие (площадка, ограниченная рамками сцены, открытая эстрада, стадион, улица, площадь, парк, акватория, набережная и т. п.). Общий вопрос взаимодействия чел-ка и пространства упирается в конкретный вопрос -вопрос оптимального состояния между играющими и наблюдающими (зрителями). По существующим нормам это расстояние (т. е. длина зрительного зала) ограничивается 27 метрами для драматического театра и 30 метрами для муз. Опытным путем установлено, что за пределами этих расстояний разрешающая способность зрения падает настолько, что лицо актера становится неразличимым. Практика показала, что для нормального восприятия игры актера необходимо видеть его глаза. С учетом этого последний ряд зрительного зала может быть удален от красной линии сцены не больше, чем на 16-18 метров, что составляет примерно 15-17 рядов, если принять расстояние между креслами партера равным 0.9 метра, а в ширину авансцены вместе с оркестровой ямой равной двум метрам. Качество зрительского восприятия зависит и от величины т. н. горизонтального угла, под которым зритель смотрит на сцену. Если на продольной оси сцены и зрительного зала, отступив на один метр от задней стены, нанести точку и от нее провести угол, присущий именно данному театральному зданию. Лучше всего сцена видна с мест, расположенных на оси сцены и зала, - когда горизонтальный угол равен нулю. С перемещением зрителя вбок этот угол все больше увеличивается и сценическое пространство просматривается все хуже. За пределами отклонения от оси на 15° начинается зона неудовлетворительного восприятия, Следовательно, горизонтальный угол не должен превышать 30° (суммы показателей отклонения от оси вправо и влево на 15°). Но даже при этом зритель, сидящий на их боковых местах, будет хорошо видеть первые планы сцены, а декорации, уставные в метре от задней стены, - только на половину ее ширины.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.