Здавалка
Главная | Обратная связь

ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕНЫ, Мизансцены толпы.



ТРАГЕДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу Т. составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром, выражающийся в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия разрешается обычно гибелью главного героя. Классикой жанра стала Т. Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; Т. сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в.становится актуальной трагикомедия.

ТРАГИКОМ ЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит в комическом и трагическом освещении. Характерна дня драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло).

ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, разворачивающийся в процессе свободного действия челка и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. неотделимо от идеи достоинства и величия чел-ка. проявляющихся в самом его страдании, предмет специфического вида драмы - трагедии.

ТРАДИЦИЯ(< лат. traditio - передача), эл-ты социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т. действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены Т. в религии. Реакционные Т. служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные - способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях икультуре.

ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - переносить, перемещать, перевозить) , нетрадиционное выразительное средство массового театрализованного представления. В постановках могут участвовать легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и бронетранспортеры, молоковозы, цементовозы, сельскохозяйственная техники (веялки, сеялки, жнейки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-мгг проходили "трамвайные" шествия. На одном из массовых представлений, проводившемся в ночное время, использовались иллюминированные электрокары. А. П. Конников поставил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Русской зимы" в Лужниках, смонтировав на мотоциклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек в полушубках, расписные полы к-рых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом. Транспортные средства могут «заговорить», стать «действующими лицами». Т. является очень удобной самодвижущейся декорацией, сценической площадкой.

ТРАНСФОРМАЦИЯ(лат. Transforniatio преобразование, превращение), в театре, цирке и на эстраде прием основанный на быстром изменении актером своего внеш. облика. (Ср., Перевоплощение}. В театрализованных представлениях часто используются Т. костюмов, реквизита,

ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов, поперечная доля сценической площадки, располагающаяся в глубине за вторым (сценическим) пианом. Т. п. соответствует общему плану в кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера - тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зрителя охватывает все или большую часть сценического пространства. Т. п. - раздолье для художника и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом сцены.

ТРЕХЧЛЕННОСТЬ, по определению М. Чехова, основное качество композиции целого. Начало переживается как зерно, из к-рого развивается растение, конец - как созревший плод и середина - как процесс превращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого.

ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи), слово или меткое выражение, употребляемое в переносном, иносказательном смысле (перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на др., связанных какими-то смысловыми отношениями с первым) для достижения большей выразительности. К Т, относятся метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение, символ, гипербола и др. В театральном иск-ве Т. выступает как синоним художественного приема.

ТРУАКАТ, Полуфас.

ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав драматического, оперного, опереточного и др. театров.

ТРЮК (фр. true)

1) Ловкий, эффектный прием; искусный, сложный маневр;

2)(В цирке) одно из главных выразительных средств, отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, даже если Т. самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, он вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т. является простейшим возбудителем реакции, действующей на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, к-рое лежит вне обычного круга представления и кажется неразрешимым. Т. включает в себя необычность, алогизм.

3)(На эстраде) Т. - язык оригинального жанра, средство его выражения. С его помощьюсоздается эстрадное произведение - в этом его существенное отличие от спорта, где демонстрация самого Т., техническая виртуозность исполнения является конечной целью выступления спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый язык, строительный материал, которым создается произведение. Любой Т. можно рассматривать как художественную метафору. Аттракцион. Монтаж' аттракционов).

 

УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Праздники, проводимые на улице - это форма театра под открытым небом. Праздники могут быть тематически не связаны с данной У. и, наоборот, посвящены конкретной У. В первом случае У. является просто местом проведения праздника. Во втором - У. становится реальным героем (напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Невского проспекта). Содержание праздника У. отражает ее историю, архитектурные памятники, дома, людей, к-рые в них работали и жили когда-то, работают и живут сегодня.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal -всеобщий), разносторонность, владение всеми частными специальностями в свое профессии. Владение многими профессиональными навыками, нахождение «на стыке» нескольких видов иск-ва - важное сценическое качество эстрадного исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает публику, вызывая у нее положительные эмоции не только содержанием исполняемого произведения, но и своей «У.».

УНИФОРМА (фр. uniforme)

l)форма, приведенная к единообразию (унификации) (напр.. форменная одежда военных, учащихся и т. п.)

2)(В цирке) одетый в специальные одежды перег-нал, обслуживающий арену во время представлений.

У. может быть достаточно ярким выразительным средством в некоторых театрализованных представлениях. Напр., У. активно использовалась агиттеатрами «синей блузы». В массовых театрализованных представлениях, чтобы избежать эклектики .в костюмах, режиссеры прибегают к У. (парадной пионерской форме, форме бойцов студенческих строительных отрядов, к трико, военной и спортивной формам, рабочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием использования костюма именно в массовых представлениях ведет к однообразию, унылому фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксессуар).

 

УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение какого-л. задания, действия с целью его совершенствования, усвоения. В театрализованных представлениях на стадионе У. являются выразительным средством в построении массовых сцен. Используются У. с индивидуальными предметами (напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою специфику имееют У. вольные, поточные, пирамидковые и проч. (Графический метод. Фото-макетный метод. Прием обратного действия, Прием прямого действия. Прием возврата к исходному положению.)

УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несуществующий или символический (напр., условная линия, условная декорация, условная игра). У. - одно из существенных свойств иск-ва, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. Эстетический эффект У. возникает благодаря наличию и сознательному разведению таких полюсов образно-творческих противоречий, как «сходство» и «несходство», видимость и сущность, чувственное и мыслимое, объективное и субъективное. Отнюдь не порывая с реальностью, художественная У. помогает выразить ее сущность, делая ее наглядно, чувственно воспринимаемой, достигая высокой степени художественной правды. В этих целях используется видоизменение природной формы изображаемых явлений и предметов, нарушение временны'х и пространственных связей, доступных непосредственному наблюдению, одушевление вещного и овеществление живого и т. п. (Условный театр).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.