Здавалка
Главная | Обратная связь

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ



1)Форма мышления в иск-ве. Конкретно-чувственное и, в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.

2)Способ отражения действительности в иск-ве, характеризующийся нераздельным ед-вом чувств и смысловых моментов, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления (поэт мыслит образами; артист вошел в О.). X. о. рождается в воображении} художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестом имической, словесной) и воссоздается в воображении воспринимающего иск-во зрителя, читателя, слушателя. В массовом театрализованном действии О. х. создается в реальном общении людей художественными средствами, организованными реж-ром и при активном сотворчестве зрителей и всех участников праздничного действия, создающих образ события, образ общения, образ действия. (Документальныйобраз. Образ-маска, Пластический образ, Словесный образ, Лента образов. Образное решение. Образность).

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, участие чел-ка в жизненном театрализованном действии, в к- ром он публично выражает свое отношение к жизненному событию, к проблемной жизненной ситуации праздника. Живое развитие массового театрализованного действия дает возможность его реальным участникам и' исполнителям лично утверждать своим художественным действием высокие жизненные духовные ценности и идеалы.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН, условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром создаются различные картины. Впервые в России он

был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе "Динамо". 7 тысяч чел-к, держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг. В построении рисунков X. ф. заложен принцип детской игры "Мозаика". Чтобы составить мозаичный рисунок на X ф., надо иметь: 1) предмет для построения рисунка, 2) программу действия для каждого участника 3) систему управления X. Ф Предмет - эл-т мозаики, по своим размерам он должен быть таким, чтобы при создании рисунков закрывать собой участников, и в то же , время давать

возможность легко и свободно управлять им при смене рисунка. Этим требованиям более всего отвечает, фонирующий флажок - кусок материала

размером 50x50 см или 50x60 см с двумя палочками -древками, вшитыми с двух сторон. Используются также цветные манишки, шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы, картонные листы разного цвета, плотная бумага, сброшюрованная в альбомы и т. п. Программа обеспечивает каждому участнику X. ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием.

Основные приемы создания живого X ф.:

1.Прием "О ж и в л е н и е". Основан на возможности производить флажком колебательные движения. . Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой воспроизводится

многократные быстрые движения древком вперед- назад. Этот прием позволяет как бы "оживлять" рисунок или отдельную его деталь. Напр.. на экране "горящий факел" на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела, будут делать качательные движения флажками, а все остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление нек-рой достоверности горения огня, а рисунок в целом получается более объемным и контрастным.

2.Прием "Вставание" применяется для вы- деления рисунка или его детали на общем фоне экрана. Напр., на экране появляется слово "МИР" голубого цвета на белом фоне. Используя этот прием, участники, открывал голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время, как участник с белыми флажками продолжают сидеть. Слово "МИР" становится объемным и контрастны.

3.Прием "Перевертка" В нем используются двухсторонняя расцветка фонируюших флажков. Напр., показывается эмблема труда "Серп и молот"

желтого цвета на красном фоне экрана. Если по команде режиссера все участники фона одновременно перевернут флажки, то произойдет перемена цветов - эмблема станет красного цвета, а фон желтого. Перевертка флажка делается пальцами рук. Указательные пальцы одновременно переносятся на другую сторону древок, т.е. вовнутрь, а большими пальцами, предварительно перенеся их наружу, производится перевертка движением верхнего обреза флага в направлении от себя.

4.Прием "Залив". В рассмотренных выше приемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвет рисунка). В приеме "залив" используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно - поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципу поточных упражнений. При использовании данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходит постепенно. "Залив" сверху, снизу, к центру, из точки, к точке и т.п. Режиссер, подавая команду на выполнение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения "залива" по экрану фона.

5.Прием "Блик". Основой этого приема также является перевертка, т. е. использование двухсторонней расцветки флажков, однако, характер перевертки здесь совершенно иной. В данном случае перевертка выполняется не окончательно, а только на очень короткое время показывается обратная сторона флажка, т.е. другой цвет, и флажок снова возвращается в исходное положение. Поэтому техника работы с флажком

здесь отличается от обычной перевертки. "Блик" выполняется не пальцами, а кистями рук, что позволяет быстрее возвратить флажок в исходное

положение. При этом движение флажка производится только на себя, а не от себя, как при перевертке. Движение "блика" по экрану фона можно создать практически из любой его точки, так же как при "заливе". Однако, если для выполнения "залива" достаточно одной команды на его начало, а затем участники воспроизводят прием самостоятельно, то "блик" от начала и до конца организуется реж-ром и выполняется участниками под его счет как поточное упражнение.

6.Прием "Машинопись". Использует возможность большой массы участников выполнять мозаичный рисунок по частям в нужной последовательности. Чаще всего этот прием применятся при написании слов, чисел. Появление букв и цифр на экране фона происходит поочередно,

т.е. так же, как при печатании их на пишущей машинке (отсюда и название приема). Данный прием значительно разнообразит фон. делает его более динамичным и красочным.

7.Прием "Телетайп". Применяется также при написании текстов на фоне: Прием получил название в связи с прерывистым движением

строчки на экране фона слева направо, т.е. так же, как при печатании на ленте телетайпа. Разработка текста, построенного на использовании этого приема, практически не отличается от составления программы любого движущегося рисунка - "мультяшки".

8.Прием "Наплыв". Применяется с целью придать особое звучание рисунку или слову Напр., на экране появляется слово "СВОБОДА". к-рое быстро увеличивается в размерах, как бы наплывает на зрителей. Движение останавливается только тогда, когда изображение занимает весь экран. Этот прием также построен на принципе раскадровки движения, т.е. построения любого движущегося рисунка. Обычно готовятся три-четыре кадра, на к-рых слово " СВОБОДА " делается разных размеров. Быстрая смена кадров в определенной последовательности (от малого

изображения к большому) создает эффект движения - увеличения рисунка на экране фона.

9.Прием "Кассета". Чтобы показать несколько картин подряд участникам фона каждый раз приходится менять флажок, т.е. закрывать один флажок, готовить и по команде режиссера открывать другой и т. д. Иногда темпо-ритм работы фона не устраивает режиссера, особенно, когда фон в представлении ведет сольную партию. В этом случае и применяется данный

прием. Каждый участник готовит к показу не один рисунок (один цвет), а одновременно несколько рисунков (несколько цветов), т. е. собирает по программе "кассету" из флажков нужной расцветки. Время, затраченное на

подготовку "кассеты" компенсируется тем, что у режиссера появляется возможность менять рисунок в более быстром темпе. Флажки в"кассету" складываются каждым участником строго по программе, соблюдая очередность показа цвета. Работа с "кассетой" требует большой сосредоточенности внимания и расторопности участников. Они должны точно знать и помнить последовательность расположения флажков в "кассете", а также своевременно выполнять необходимые приемы (перевертывать "кассету", отбрасывать уже использованные флажки себе на колени, чтобы иметь возможность показать следующий по программе цвет и т. д.)

10. Прием "Проявление". Возникновение этого приема связано с использованием на фоне флажка квадратной формы. Впервые такой флажок был применен на праздниках открытия я закрытия Олимпиады-80 в г. Москве. Наиболее удобным оказался флажок размером 50x50 см. Особенность этого флажка в том, что он, вопервых, облегчает составление мозаичных рисунков художнику и увеличивает возможности фона; во-вторых, что самое главное, позволяет участникам держать его не только двумя руками, но одной. Удерживая флажок одной рукой на уровне глаз за древко (второе древко внизу - натягивает флажок), участник освобождает другую руку, в результате чего появляется возможность при необходимости беспрерывно, не зарывая фона, показывать подряд несколько рисунков или цветных фонов Так появился прием "проявления". Практически он выполняется так: удерживая открытый флажок, напр., левой рукой на

уровне глаз, участник правой берет другой флажок и совмещает его с уже открытым, затем медленно опускает флажок в левой руке. Рисунок при этом появляется медленно, напоминая эффект возникновения снимка на фотокарточке при проявлении. Теперь, показывая рисунок правой рукой, участник может свободно действовать левой и т д. Этот прием по исполнению значительно легче, чем прием "кассета", а воспринимается эффектнее. Поэтому на фоне с квадратными флажками прием "кассета" практически не применяется. Основным здесь является прием

"проявление". Указанные выше приемы применяются режиссерами не только в чистом виде, как они описаны. Очень часто при показе одного рисунка они совмещаются Напр., прием "оживление" сочетается с приемом "вставание", прием "вставание" - с "заливом", прием "машинопись" – с вставанием и т. д. Это уже сфера творческой деятельности режиссера. Управление фоном. Чтобы установить звуковую связь реж-р - участники X. ф., делается т. н.

подзвучка. В районе расположения X. ф. устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а у режиссера на пульте оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были равномерно слышны всем участникам X. ф., но не доносились бы до зрителей. Звуковая система связи подстраховывается отдельными эл-тами зрительной связи. Напр., номера рисунков, называемые реж-ром по микрофону, обязательно дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Управление X. ф. требует от участников и режиссера предельного внимания. Функции X. ф. Фон как зритель. Очень часто фон используется постановщиком спектакля в

роли лидера в создании необходимого эмоционального настроя в зрительном зале. Он помогает реж-ру активизировать зрителя, направляя его эмоции и активность в нужное русло (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых действий, и т. д.). X. ф. как активный участник действия, происходящего на поле: своими рисунками, плакатами, лозунгами он сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскры-

вая тему представления. X. ф. как участник массовых упражнений. В отдельных случаях постановщик представления подключает участников фона к выполнению массовых упражнений, исполняемых на поле стадиона. Это значительно усиливает общее действие, делает его более мощным, массовым.

Иногда участники фона выполняют массовые упражнения даже при показе рисунка. X. ф. как экран, на к-ром демонстрируются кинокадры. В этом случае фонирующие флажки делаются из специального (экранного) материа-

ла. X. ф. как солист, когда ему отдается самостоятельный номер (напр., в прологе).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.